Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 13:33:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО»

      Цель урока: показать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями; показать процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами; определить последствия ига.

      Основные понятия: иго, ярлык, баскаки, «ордынский выход».

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Русь в XIII в.».

ХОД УРОКА

      Проверка знаний проводится в форме повторительной беседы, подводящей школьников к изучению темы и облегчающей ее усвоение.

      Возможные вопросы для учащихся:

      1. С какими внешними врагами пришлось вести борьбу Руси в XIII в.?

      2. Как проявилось полководческое искусство Александра Невского?

      3. Какое значение имели победы над крестоносцами?

      4. Назовите причины успехов завоевательных походов монголо-татар.

      Индивидуальное задание одному из учеников: покажите на карте территорию Золотой Орды.

      План изучения нового материала:

      I. Русь под монголо-татарским владычеством.

      II. Последствия монголо-татарского ига для экономического, политического и культурного развития русского государства.

      III. Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

      I—II. Русь под монголо-татарским владычеством. Последствия ига.

      Продолжая формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, можно предложить учащимся для изучения первый и второй вопросы. Одновременно учащимся даются задания 1 и 2 на с. 59 рабочей тетради. Затем в классе проверяется работа учащихся, разбираются основные понятия и проводится беседа по иллюстрациям учебника.

      Другой вариант работы: рассказ учителя и последующий опрос учащихся.

      Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ ОБ ОТНОШЕНИИ
К 
МОНГОЛО-ТАТАРСКОМУ ИГУ НА РУСИ

      В то время как борьба с наступлением «римлян» поощрялась церковью как дело необходимое и «богоугодное», любое восстание против власти Орды рассматривалось ею как «богоборчество». Такая позиция церкви определялась многими причинами. Вероятно, определенную роль сыграло то, что монголо-татары во всех завоеванных ими странах — в том числе и на Руси — освобождали священнослужителей от податей и повинностей. Таков был завет самого «Потрясателя Вселенной» — прозорливого Чингисхана.

      И все же основные причины «примиренческого» отношения русской церкви к монголо-татарам отнюдь не в этом. Было бы неверно думать, что наше духовенство «продалось» чужеземцам и за дарованные ему льготы верой и правдой служило «поганым», призывая народ к покорности. Такой взгляд, восходящий ко временам «воинствующих безбожников», порой еще встречается в научной и научно-популярной литературе. В действительности позиция церкви объяснялась прежде всего самой реальностью тогдашней Руси. Призыв к восстанию против власти Орды в тех условиях был равносилен призыву к массовому самоубийству. Иное дело — борьба против «римлян». Жизнь показала, что остановить и разгромить этого врага вполне возможно. Необходимо лишь единомыслие князей, всеобщее единение во имя «святого дела».

      Борьба против Орды не только в практическом, но и в «теоретическом» плане означала нечто совсем иное, чем борьба с «римлянами». Крестоносцев послал на Русь и другие православные страны не Бог, а человек — римский первосвященник, возомнивший себя «земным богом». Сражаясь с ними, русские могли надеяться на поддержку Небесных сил. Для людей той эпохи даже надежда на это значила немало.

      Совершенно иначе понимали тогда владычество Орды. Нашествие неведомых, живущих «на краю земли» народов неоднократно описано в Библии. Ветхозаветные пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль говорили об этом так, словно они были очевидцами батыевщины. Не менее яркие описания нашествия и чужеземного ига давала и самая популярная из ветхозаветных книг — Псалтирь: «Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» (Псалтирь, 78, 1—5.)

      Согласно христианским представлениям о мире Библия служит как бы ключом, с помощью которого открывается сокровенный смысл любого события в истории человечества. Происходящее сегодня — лишь очередное повторение «прообраза» — того или иного события, описанного в Библии. Следуя этой системе познания, всякий христианин понимал нашествие и владычество над Русью «злейшего из народов» как проявление гнева Божьего.

      Монголо-татары явились «от края земли» не сами собой, не по воле своих предводителей. Их привел Бог. Они — бич в руках Всевышнего. И потому бороться с ними так же безумно, как бороться с самим Богом.

      Избавить Русь от ига «иноплеменников» может только тот, кто привел их, — сам Всевышний. Но Он сменит гнев на милость лишь тогда, когда люди перестанут нарушать Его заповеди. Только возвратившись на путь добродетели, можно заслужить избавление от вездесущего гнева Божьего.

      Так по-разному смотрела церковь на действия западных и восточных врагов Руси. Этот взгляд запечатлен во всех без исключения летописях той поры, во многих литературных памятниках. И если ее взгляд на запад особенно ярко выразился в «Житии Александра Невского», то взгляд на восток наиболее отчетливо и полно изложил современник Александра Невского владимирский епископ Серапион — один из самых известных проповедников средневековой Руси. Вот небольшое извлечение из проповедей Серапиона:

      «Страшно, дети, подпасть под Божий гнев. Почему не думаем, что постигнет нас, в такой жизни пребывающих? Чего не навлекли на себя? Какой казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли женщины наши и дети в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уже к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости. Кто же до этого нас довел? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье, нераскаянность наша! Молю вас, братья, каждого из вас: вникните в помыслы ваши, узрите очами сердца дела ваши, — возненавидьте их и отриньте, к покаянию придите. Гнев Божий престанет, и милость Господня изольется на нас, и все мы в радости пребудем на нашей земле…»

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О ПОЕЗДКЕ КНЯЗЕЙ
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И ЕГО БРАТА АНДРЕЯ
В СТОЛИЦУ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ КАРАКОРУМ

      В 1247—1248 гг. Александру и Андрею пришлось совершить многомесячное путешествие по бескрайним пространствам Евразии. Перед ними открылся совершенно незнакомый для русского человека прекрасный и загадочный мир. Заснеженные горные вершины Тянь-Шаня, прозрачные стремительные реки Алтая, уходящие до самого горизонта холмистые равнины Монголии… На их пути встречались десятки больших и малых народов, каждый со своей речью и своими нарядами.

      В ясную погоду воздух степей был так прозрачен и чист, что трудно было правильно определить расстояние: казалось, что до ближайшей гряды холмов не более 10 верст, а между тем не всегда удавалось достичь ее и за целый день пути. По ночам над головами путников сияли яркие и как будто совсем близкие звезды. Александр вглядывался в их расположение и с трудом узнавал знакомые с детства созвездия. Казалось, кто-то перемешал их могучей невидимой рукой.

      Дикое, первозданное величие этого безлюдного мира, словно только что сотворенного Всевышним и еще теплого, дымящегося, невольно подавляло непривычного к таким картинам путника, заставляло почувствовать себя песчинкой на ладони Творца. Ощутил ли Александр это тоскливое, подобное страху чувство собственной ничтожности посреди бескрайней, как Вселенная, Великой Степи? Дерзкий до самонадеянности, он в повседневной жизни неизменно следовал наставлению своего пращура, князя-философа Владимира Мономаха: «Смерти, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужеское, как вам Бог пошлет». Однако он был сыном трагического и потому истово-религиозного века. Всемогущество Творца, явленное в его деяниях и творениях, несомненно, повергало Александра в трепет. Впрочем, и сам великий Мономах не раз испытывал подобное чувство и учил детей благоговейному смирению: «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела Твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои…»

      День за днем Александр и его спутники продвигались все дальше и дальше на восток. Между провинциями и столицей монгольской империи была налажена система надежной связи, основой которой были постоялые дворы, находившиеся на расстоянии 60—70 верст один от другого. Именно такой путь мог преодолеть за день всадник, спешащий с вестью или иным делом ко двору Великого хана. Эти постоялые дворы монголы называли «ям». Здесь путник мог найти крышу над головой, скромную трапезу и корм для лошадей. Здесь же мог он разузнать дорогу до следующего яма или же нанять проводника.

      Исправность ямской службы подкреплялась свирепым указом Великого хана Угедея: за малейшую оплошность ямщиков ожидала жестокая кара. Был определен перечень вещей, которые должны были быть в каждом яме. «И если впредь у кого окажется в недочете хоть коротенькая веревочка против установленного комплекта, тот поплатится одной губой, а у кого недостанет хоть спицы колесной, тот поплатится половиною носа».

      Монгольские ханы и в середине XIII в., создав крупнейшую в истории человечества империю, по образу жизни и привычкам были близки к своим предкам — безвестным кочевникам из рода Борджигид. Они лишь изредка, главным образом зимой, жили в Каракоруме. Основное время Великий хан проводил в кочевой ставке — на коне или же в огромной, поставленной на повозку юрте, медленно передвигавшейся по степям вслед за табунами лошадей и отарами овец. Можно думать, что именно там, в кочевой ставке, принял хан Гуюк прибывших к нему князей из «русского улуса».

      Уже само пребывание при дворе хана таило для русских большую опасность. Все здесь было проникнуто тайной и явной ненавистью одних «сильных людей» к другим. Не зная всех хитросплетений придворных интриг, Александр и Андрей легко могли попасть в ловушку, нажить себе влиятельных врагов.

      Однако Великий хан Гуюк и его окружение проявили «милость» к Ярославичам: оба они были подобру-поздорову отпущены на Русь с ярлыками — особыми ханскими грамотами, дававшими право на то или иное княжение. Однако хитроумные советники подсказали Гуюку коварное решение: старший из братьев, Александр, получил лишь киевский «стол», а младший, Андрей, был удостоен титула великого князя владимирского. Это создавало напряженность в отношениях между братьями: Александр должен был чувствовать себя обделенным, так как по понятиям того времени владимирский «стол» был более значительным, чем киевский.

      III. Русь и Орда при Александре Невском.

      Рассказ учителя о взаимоотношениях Руси и Орды при Александре Невском предваряется заданием: подготовить ответы на вопросы:

      1. Какую политику вел Александр Невский по отношению к Орде?

      2. Соответствовала ли эта политика интересам Руси? Свой ответ аргументируйте.

      Дополнительные материалы для учителя:

ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ

      Русский князь был опасен татаро-монголам как талантливый полководец и опытный государственный деятель. Это понимали в Каракоруме. Там не хотели давать Александру власть над Русью и тем самым еще более возвысить его. В Монголии были недовольны и Батыем за то, что он поддерживает Александра Невского.

      Батый сам не стал решать русские споры за ярлык и отправил двух братьев Александра и Андрея, который тоже претендовал на титул великого князя владимирского, в далекую Монголию.

      Два года пробыли братья в Монголии. Хитроумные монгольские правители решили вопрос с пользой для себя. Александр получил титул великого князя киевского, который был почетным, но не имел реальной цены, так как Киев был разорен и не имел власти на Руси. А Андрея удостоили титула великого князя владимирского, т. е. реального властителя быстро оправлявшихся от нашествия северо-восточных русских земель. Тем самым братьев противопоставили друг другу. Это была извечная тактика татаро-монголов.

      Александр Невский спокойно воспринял интриги Каракорума. Однако он даже не появился в Киеве, а отправился к себе в Новгород и там продолжал организовывать оборону русских границ от врагов.

      Александр Невский был еще в Орде, когда пришло известие, что Владимир, Переяславль и некоторые другие города попытались сбросить с себя татаро-монгольское иго. Это было первое крупное восстание против власти Орды на Руси, и возглавили его князья Рюриковичи. Их дружинники перебили татар. Но Батый быстро подавил это плохо подготовленное восстание: на Русь было направлено ордынское войско во главе с темником Неврюем — «Неврюева рать».

      Неврюй прошел огнем и мечом по землям и городам, которые участвовали в восстании. Они снова были разгромлены, ограблены, а люди уведены в плен. Этот карательный поход еще раз показал, что у Руси еще не было сил сопротивляться Орде.

      Андрей был разбит в сражении и бежал в Новгород, но город его не принял, и тогда он укрылся в Швеции у врагов Александра Невского. А сам Александр занял великокняжеский стол во Владимире. Но он не стал мстить своим противникам на Руси — ни братьям, ни городам. Напротив, Александр Невский сделал все для того, чтобы объединить и сплотить Русь, централизовать ее. Только в этом он видел возможность в дальнейшем сопротивляться татарам.

      В Новгород он послал наместником своего сына и сурово карал новгородцев за их сепаратизм. Зато, когда новгородские владения подвергались нападениям врагов, он тут же приходил на помощь. Так, он двинул полки против шведов, высадившихся на берегу реки Наровы в принадлежавших Новгороду землях чуди. И те, узнав о том, что сам Александр идет на помощь Новгороду, в панике бежали. В 1256 г. он сам, уже в последний раз в своей жизни, повел войско на земли финнов, которые были завоеваны шведами. В тяжелых зимних условиях Александр Невский одержал ряд блестящих побед над шведами, разгромил их крепости.

      Александр вымолил прощение в Орде для Андрея, и тот вернулся на Русь.

      Усилия Александра Невского по возрождению Руси не пропали даром. Уже при его жизни начали оживать русские города, восстанавливаться храмы, отстраиваться села. Но, пожалуй, самым главным результатом деятельности этого великого князя стало возрождение гордого духа свободы, порыва к борьбе за независимость своей земли, ненависти к «ордынщине», которые вдохнул Александр Невский в русский народ. Этого он добился и победами против крестоносцев и литовцев на северо-западе, и мудрой и выдержанной дипломатией в отношениях с Ордой, и даже тогда, когда он стремился подавить антиордынские выступления на Руси. Всеми своими действиями Невский как бы говорил: надо восстанавливать Русь, возрождать ее, собирать силы и лишь после этого вступать в решающую схватку с врагом за свободу и независимость Родины. Этот неодолимый дух победителя начал витать над Русской землей со времени Александра Невского.

      В Южной Руси такую же гордую и свободолюбивую, но осторожную и взвешенную политику демонстрировал Даниил Галицкий, сумевший, как и владимирский князь, возродить из пепла южнорусские земли, укрепить крупные города, воссоздать сильное войско.

      Не случайно уже вскоре после установления татаро-монгольского ига и в Северо-Восточной Руси, и в южнорусских землях стали вспыхивать стихийные антиордынские восстания, которые все чаще поддерживались князьями. Иногда сами князья и организовывали эти выступления. Так, жители Галицко-Волынской Руси несколько раз пытались освободиться от татаро-монгольской неволи. Князь Даниил хотя и признал власть Орды, но постоянно стремился выйти из подчинения Сараю. В 50-е гг. XIII в. жители этих мест попытались дать отпор карательному корпусу татар. Но позднее здесь появилось новое сильное ордынское войско и восстановило власть татаро-монголов.

      В начале 60-х гг. XIII в. вспыхнули восстания уже на северо-востоке. Их тайным вдохновителем был сам Александр Невский. Но и они были подавлены татаро-монгольскими карателями. А потом последовала смерть Александра Невского, и это надолго ослабило русские земли.

      Сыновья Александра схватились в борьбе за власть, использовали в этой борьбе военные силы татаро-монголов. А те, поддерживая то одного, то другого, с радостью сталкивали их между собой, разоряли русские земли, уводили людей в плен. Мелкие и тщеславные дети великого отца потеряли многое из того наследия, что оставил им Александр Невский: ослабло единство Руси, вновь раздробились ее военные силы. А это шло лишь на пользу Орде.

СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ
(1862 г.)

      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, святой, благоверный великий князь родился 1220 г. мая 30. В 1236 г. получил он в удел княжение новгородское и умел снискать любовь и приверженность граждан. Победа, одержанная им в 1240 г., июля 15, над шведами, на берегах Невы, близ устья Ижоры, дала ему прозвание Невского. В этом деле он ранил копьем полководца шведского. Когда Литва, чудь и немцы вторглись в пределы новгородские, герой невский поспешил с войском к Финскому заливу, взял Копорье, разбил немцев, освободил от них Псков и одержал над ними еще славную победу (1242 г., апреля 5) на Чудском озере, положив на месте 400 ливонских рыцарей. Магистр Ордена в страхе ожидал уже русских под стенами Риги, но Невский заключил с Орденом мир. После сих подвигов он разбил литовцев и со славою возвратился в Новгород; но, узнав (1246 г.) о кончине отца, поспешил во Владимир, чтобы оплакать с родными сию потерю и вместе принять меры для государственного порядка. Батый прислал сказать Александру, что если он хочет властвовать спокойно, то должен явиться в шатер его с поклоном. Опасаясь подвергнуть Россию новым бедствиям, Александр явился в стане монгольском. Здесь показал он себя исповедником христианской веры. Батый отдал справедливость достоинствам князя, но отправил его в Татарию, к великому хану. В 1249 г. он возвратился оттуда. Хан столь был доволен им, что поручил ему всю южную Россию и Киев. В это время Александр обратил на себя внимание папы Иннокентия IV, который послал к нему с письмом двух своих кардиналов, как сказано в русских летописях, Гальта и Ремонта, дабы склонить князя к принятию веры латинской. Предложения их были отвергнуты. Желая оградить безопасностью северную область новгородскую, Александр отправил посольство к норвежскому королю Гакону. В 1252 г., когда татары, озлобленные великим князем Андреем Ярославичем, вступили как неприятели в великое княжение Владимирское, Александр поспешил в Орду и успел утушить гнев хана на Россию. Будучи тогда же (1252 г.) признан великим князем, он возвратился уже во Владимир, а в Новгород поставил князем сына своего, Василия; но в 1255 г новгородцы, возбужденные Ярославом, братом Невского, изгнали Василия. Александр шел смирить неблагодарных; Ярослав бежал, и дело кончилось сменою посадника; с 1256 г. Василий снова княжил в Новгороде. Между тем в Орде произошла перемена: место Батыя заступил брат его, Берке. Он сделал в России поголовную перепись и обложил всех данью. Александр должен был (1257 г.) снова ехать в Орду и, кроме того (1258 г.), к наместнику ханскому, Улавчию, который требовал, чтобы Новгород платил также дань поголовную. Князь не мог отклонить сего веления и отправился уговаривать новгородцев не противиться напрасно сильному хану; народ взбунтовался, убил посадника, выбрал другого и решительно отказался от дани; даже князь Василий сделался ослушником воли отца и уехал в Псков. Александр заключил его под стражу, а единомышленных с ним бояр казнил. Новгородцы, устрашенные ложною вестью о приближении татарских войск, предлагали посылать в Орду дары, а не дань; наконец, покорились воле князя и необходимости. Поручив Новгород сыну своему, Дмитрию, Александр возвратился во Владимир. Между тем возмущение против татар, в городах суздальских случившееся (1262 г.), изгнание оттуда купцов-мусульман и побиение собирателей дани заставили его еще раз ехать в город Сарай, на Волгу, с дарами, дабы умилостивить гнев хана Берке, а между тем более для того, чтобы уговорить хана не брать русского вспомогательного войска, которого незадолго до сего татары требовали. Князь успел во всем, даже в столице хана Берке водворил нового епископа сарайского. Хан продержал его всю зиму и лето в Орде, и уже осенью Александр оттуда возвратился, но не мог быть более полезен отечеству: в Городце он сильно занемог и скончался, 1263 г., ноября 14, имея от роду около 50 лет. Перед смертью он постригся под именем Алексия. Тело Александра погребено 23 ноября во Владимире, в монастыре Рождества Богоматери. Слава Александрова привлекла, по свидетельству русских родословных книг, многих именитых людей из чужих земель служить под его знаменами. Из них известны были Ратша и Гавриил, прибывшие из Германии, и Михаил — из Пруссии.

      Александр, как говорят летописи, славный красотою, разумом и крепкими мышцами Самсона, много потрудился за Русскую землю, отражая немцев, литовцев, датчан и шведов. О победе его над шведами летописец рассказывает, что некто славный дворянин Пелгусий, быв начальником морской стражи, видел на заре легкую ладью гребцов, одеянных мглою, и двух лучезарных витязей в ризах червленых; они походили на св. Бориса и Глеба, как изображались сии мученики на иконах, и Пелгусий слышал голос старшего из них: «Поможем родственнику нашему, Александру!» О сем видении начальник стражи сказал князю, который запретил ему говорить о том, и, как молния, устремился на шведов. В описании Александровых дел прибавлено, что за рекою Ижорою, где совсем не было сражения, нашлось множество мертвых шведов, убитых, без сомнения, ангелами.

      Церковь российская причла Александра к лику святых за его христианские добродетели и чудеса. Пишут, что в княжение Димитрия Донского однажды ночью загорелись свечи в церкви, где лежало тело Александрово, и два старца, вышедшие из алтаря, приблизились к его гробу, говоря: «Александр! встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными». Александр встал из гроба и скрылся с ними. Пономарь видел это чудо и рассказал церковноначальникам; они же, выкопав нетленные мощи Невского, поставили их в раке. Больные, прикасаясь к оным с верою, получали исцеление, и благочестивый архимандрит Евфросин видел, как свеча у гроба Александрова сама загорелась от небесного огня. В честь сего князя Петр I соорудил на берегах Невы монастырь, повелел перевезти туда из Владимира мощи благоверного князя (1724 г.) и установил праздновать память его 30 августа, в день заключения со Швецией Ништадтского мира. Кроме того, церковь совершает память Александра, 23 ноября день погребения его во Владимире. Петр I встретил св. мощи у устья Ижоры; они поставлены были на галеру; сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. В торжестве поднял он с окружающим генералитетом раку и перенес в церковь монастырскую; навстречу мощам выведен был ботик Петра Великого. Императрица Екатерина I учредила в честь Александра Невского орден. Императрица Елизавета соорудила в 1753 г. раку для мощей св. Александра из первого серебра, добытого в ее царствование из рудников; того же года, августа 30, положены в оную мощи, и в то же время учрежден ежегодный в сей день крестный ход из Казанского собора к монастырю Невскому, а в 1790 г., августа же 30, перенесены мощи, в присутствии императрицы Екатерины II, александровскими кавалерами в большую соборную Троицкую церковь.

      Закрепление:

      1. Повторительно-обобщающая беседа по вопросам учебника.

      2. Задание 3 на с. 60 рабочей тетради.

      Итогом работы на уроке должна стать схема, которую учащиеся заполняют в своей тетради.

      Домашнее задание: § 16; подготовить ответы на вопросы учебника.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1036 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0