Цель
урока: показать начало процесса возрождения
Северо-Восточной Руси в конце XIII —
начале XIV в.; определить группы населения, экономически
заинтересованные в объединении страны; обозначить
роль городов в возрождении и объединении
Руси; показать роль церкви в возрождении Руси.
Основные
понятия: посад, посадские люди.
Оборудование
урока: Настенная карта «Русь в XIV—XV вв.».
ХОД УРОКА
Повторение
пройденного материала и проверка знаний учащихся
проводятся в два этапа:
1. Дифференцированная
проверка знаний по теме «Монголо-татарское
иго» в форме исторического диктанта, исторического
лото и др.
2. Повторительно-обобщающая
беседа по вопросу: согласны ли вы с мнением,
что политика Александра Невского отвечала государственным
интересам Руси? Ответ обоснуйте.
План
изучения нового материала:
I. Русь
поднимает голову.
II.
Развитие Северо-Восточной Руси.
III.
Роль православной церкви в возрождении.
IV.
Восстановление хозяйства Руси.
I. Русь
поднимает голову.
С содержанием
первого вопроса учащимся можно предложить познакомиться
самостоятельно и подготовить ответы на вопросы:
1. Продолжили ли
сыновья Александра Невского дело отца?
2. Сломило ли
насилие сопротивление русского народа?
Затем
школьники выполняют задание 1 на с. 61 рабочей
тетради.
Дополнительный
материал для учителя:
ПОЛОЖЕНИЕ НА РУСИ ПОСЛЕ
СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Уже
вскоре после установления татаро-монгольского
ига и в Северо-Восточной
Руси, и в южнорусских землях стали вспыхивать
стихийные антиордынские восстания, которые все чаще
и чаще поддерживались князьями.
Иногда
сами князья и организовывал«эти выступления.
Так, жители Галицко-Волынской Руси
несколько раз пытались освободиться от татаро-монгольской
неволи. Князь Даниил хотя и признал власть
Орды, но постоянно стремился выйти из подчинения
Сараю. В 50-е гг. XIII в.
жители этих мест попытались дать отпор карательному
корпусу татар. Но позднее здесь появилось новое
сильное ордынское войско и восстановило власть
татаро-монголов.
ЛЕТОПИСЬ ОБ ОРДЫНСКИХ
НАБЕГАХ (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
В лето
6801 (1293) ходили русские князья в Орду —
жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича —
его младший брат князь Андрей Александрович Городецкий
и другие. Царь же выслушал их просьбу
и отправил с ними своего брата Дюденя со множеством
воинов. И пошли князья из Орды с татарами
против брата своего.
Князь же
Дмитрий Александрович был тогда в Переяславле.
Услышали об этом переяславцы и разбежались
все кто куда. Также и сам великий князь Дмитрий
Александрович с дружиной своей побежал ко Пскову.
И пришла в смятение вся земля Суздальская…
Татарская же
рать с князем Андреем Александровичем Городецким
и с другими князьями пришла к Суздалю
и взяла город. А затем взяли татары стольный
град Владимир. И церкви разграбили, и книги,
и иконы, и кресты честные, и сосуды
священные, и всякое узорочье — все
разграбили. И села, и погосты, и монастыри
все повоевали, и над иноками, и над попадьями
надругались. Также и город Юрьев взяли и разграбили.
Потом подошли к Переяславлю и стояли у города
много дней, потому что не было людей в городе —
все разбежались. И затем пошли к Москве.
В Москве княжил тогда князь Данило Александрович.
Татары обманули князя Данилу и вошли в Москву.
И то же зло причинили городу, что и Суздалю,
и Владимиру, и другим городам —
и взяли Москву всю, и волости, и села…
И той же
зимой ушли татары восвояси.
II.
Развитие Северо-Восточной Руси.
Рассказ
учителя сочетается с работой по карте. Материал
излагается в объеме учебника.
III—IV.
Роль Православной церкви в возрождении. Восстановление
хозяйства Руси.
По третьему
и четвертому вопросам можно предложить учащимся
самостоятельно выполнить работу по изучению нового
материала: ознакомиться с текстом учебника на с. 131—134.
Затем совместно с учителем составляется развернутый
план по теме «Развитие сельского хозяйства,
ремесла и рост городов Руси в конце XIII —
начале XIV в.».
Закрепление:
задания 5 и 2 на с. 62—63 рабочей
тетради.
Домашнее
задание: § 17; задания 3 и 4 на
с. 62—63 рабочей тетради;
подготовить ответы на вопросы на с. 134 учебника.
По рубрике «Подумай и обсуди»
целесообразно дать задание наиболее подготовленным
ученикам, интересующимся историей. |