Цель
урока: рассмотреть объективные причины перехода
Руси к политической раздробленности; показать
закономерности периода феодальной раздробленности
в развитии государства; раскрыть особенности
политической модели Новгородской земли и Владимиро-Суздальской
Руси.
Оборудование
урока:
1. Настенная
карта «Феодальная раздробленность на Руси
в XII — начале XIII в.».
2. Схемы
«Невская битва» и «Ледовое
побоище».
3. Схема
«Организация власти и управление в Новгородской
республике».
4. Схема
«Причины феодальной раздробленности».
5. Карточки
с датами.
6. Выставка
книг по изучаемой теме. Репродукции картин.
Подготовка
к уроку:
1. Примерно
за неделю учащимся необходимо раздать вопросы
к уроку (см. ниже).
2. В начале
изучения темы учитель обращает внимание учащихся на список
дополнительной литературы, используя его на уроках.
Список литературы для дополнительного чтения и вопросы
к уроку должны быть представлены на стенде.
3. Индивидуальные
творческие задания получают две группы учащихся: представить
Новгородскую республику и Владимиро-Суздальскую
землю. Сообщение может быть сделано в форме инсценированного
рассказа, экскурсии, устного журнала, интервью.
4. Выполнить
задания учебника.
5. Выполнить
задания на с. 65—67 рабочей
тетради.
Вопросы
к уроку:
1. В чем
заключаются важнейшие причины перехода Руси к политической
раздробленности?
2. Как
известно, политическая раздробленность установилась
и на Руси, и в Западной Европе.
Подумайте, случайно ли это совпадение?
3. Чем
объясняется рост могущества Владимиро-Суздальского
княжества в XII — начале XIII в.?
4. Почему,
говоря о политическом строе Новгорода, историки
употребляют термин «республика», а не «княжество»?
5. В чем
причина поражения русских и половцев в битве
на реке Калке? Почему Русь не смогла справиться
с монгольским нашествием?
6. Какое
значение имело сопротивление Руси монгольскому нашествию
с точки зрения всемирной истории?
7. Как
повлияло иго на экономическое развитие и политический
строй Руси?
8. Какое
значение имели победы Александра Невского?
План
изучения нового материала:
I. Вступительное
слово учителя.
II.
Причины феодальной раздробленности.
III.
Новгородская республика, Владимиро-Суздальская
земля: политическое устройство, хозяйство, города,
культура.
IV.
Ордынское иго.
V. Борьба
Северо-Западной Руси против агрессии
с Запада.
VI.
Проверочные задания.
ХОД УРОКА
Учитель
начинает урок словами: «…И разверзлась
вся Русская земля…» — записал
в своей хронике один из летописцев в 1132 г.,
когда после смерти великого князя киевского Мстислава
сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения
Киеву и начали жить самостоятельно». Затем
учитель определяет задачу урока и план работы.
Возможные
вопросы для беседы:
1. Что
такое феодальная раздробленность?
2. Каковы
ее хронологические рамки?
3. Докажите,
что процесс образования самостоятельных княжеств был
неизбежен.
4. Объясните,
почему известный историк академик Б. А. Рыбаков
выступал против выражений «Русь распалась»,
«Русь раздробилась», а предлагал
термин «обособление русских земель».
5. О каком
княжестве идет речь в стихотворении С. Наровчатова?
Старовечный и вечно
новый
Над рекой поднимается город.
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы.
Затем
учитель предоставляет слово первой творческой группе.
Обобщая
ответы учащихся, преподаватель отмечает роль Новгорода
в жизни русских земель и задает вопрос:
почему, говоря о политическом строе Новгорода,
историки употребляют термин «республика»,
а не «княжество»?
Учитель
подчеркивает, что Новгородская республика —
яркая страница истории, но не исключительное
явление (позже от Новгорода обособилась Псковская
республика, в странах Западной Европы существовали
торгово-аристократические республики
Флоренция, Генуя, Венеция).
Слово
предоставляется второй творческой группе. После выступления
класс должен ответить на вопрос: чем объясняется
рост могущества Владимиро-Суздальского
княжества в XII — начале XIII в.?
Возможные
вопросы и задания по четвертому пункту:
Пока
русские князья в начале XII в. вели междоусобные
войны, далеко на востоке, на просторах степей
Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались тучи.
1. О какой
угрозе идет речь?
2. Где
встретилось русско-половецкое войско
с монголо-татарами?
3. Каков
результат этого сражения?
4. Почему
Русь не смогла справиться с нашествием?
Проанализируйте документы:
1. Отрывок
из летописи: «…един по единому
многое множество бесчисленно русских градов взято,
и все поработил и воевод своих посажал».
2. Воспоминания
посла из Рима: «Мы находим бесчисленные
головы и кости людей, лежавших на поле».
а)
Что такое иго?
б)
В чем проявилась зависимость Руси от Орды?
в)
Как повлияло иго на развитие Руси?
По пятому
пункту можно организовать работу в парах:
I вариант —
Невская битва;
II вариант —
Ледовое побоище.
Значение
побед Александра Невского (данный вопрос выносится
на обсуждение всего класса).
Дифференцированные
проверочные задания. |