Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 11:15:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»

      Цель урока: выявить предпосылки возникновения государства у восточных славян; показать, что оно возникло в результате длительного развития восточнославянских племен.

      Основные понятия: предпосылки образования государства, государство, центральная власть, налоги, законы, суд, князь, частная собственность, дружина, соседская община, двуполье, трехполье, подсечное земледелие, язычество, смерды, челядь, холопы.

      Оборудование урока:

      Географическая настенная карта Восточной Европы.

ХОД УРОКА

      Домашнее задание проверяется в процессе беседы с учащимися.

      Примерные вопросы:

      1. Что собой представляли городища славян?

      2. Почему стали складываться крупные племенные союзы славян в V—VI вв.?

      3. С какими врагами пришлось бороться славянам?

      4. Когда и почему началось Великое переселение народов?

      5. Где и когда начали складываться центры объединения восточных славян?

      План изучения нового материала:

      I. Восточные славяне на территории нашей страны в VIII в.

      II. Перемены в хозяйственной жизни восточных славян.

      III. Что такое государство?

      IV. Отмирание родовой общины.

      V. Религия восточных славян.

      I. Восточные славяне на территории нашей страны в VIII в.

      Дополнительные материалы для учителя:

С ЧЕГО НАЧАЛ РАССКАЗ О РУСИ НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ

      В начале XII в., уже во времена существования Древнерусского государства с центром в Киеве, в одной из келий Киево-Печерского монастыря трудился монах Нестор, считающийся одним из авторов знаменитой «Повести временных лет». В этой летописи рассказывается об истории восточных славян, о создании и жизни Древнерусского государства. Нестора, как и нас сегодня, в первую очередь волновал вопрос о том, откуда же взялись славяне и как они жили и развивались среди других народов земли. Поэтому первыми словами летописи стоит вопрос: «Отъкуду есть пошла Русьская земля…?»

      Конечно, Нестор ничего не мог знать об индоевропейцах, о данных археологии, о переселении народов по сведениям римских, греческих и восточных авторов. Но у него под рукой были древние русские летописи, сказания, легенды, государственные документы. Он был сведущ и в современных ему сочинениях авторов других стран, в том числе византийских историков.

      Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он рассказал о размещении европейских народов и среди них поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию древней прародиной славян. Отсюда, пишет Нестор, они «разидашася (т. е. разошлись) по земле и прозвашася (т. е. прозвались) имены своим». Упоминает он и землю скифов и хазар, где могли жить славяне. И это тоже будет правильным, потому что предки славян занимали эти территории. И все-таки дунайская прародина ему ближе.

      Своими рассуждениями вдумчивый автор утверждает нас в понимании славянства как древнейшей и неотъемлемой части всего европейского сообщества народов и в представлении, что славяне появились на территории Поднепровья, в междуречье Оки и Волги, в районе русского Севера, в Приильменье в результате миграций (переселений). Заметил он и то, что с самого времени появления здесь славян они жили в окружении многочисленных местных народов, которые, как и они, с древности осваивали эти земли. Он упоминает соседей славян: чудь (эстов), литву, летголу, земиголу (балтийские народы), мурому, весь, мордву, мерю, пермь, печеру, емь, корелу, юггру (угрофинские народы).

      Особенно подробно рассказывает Нестор о восточнославянских племенах накануне их объединения в единое государство Русь. Эти сведения были в дальнейшем многократно перепроверены средствами археологии, лингвистики, антропологии, иностранными письменными источниками. Они подтвердили достоверность сведений древнего летописца.

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
(РАССКАЗ ВЕДЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТЫ)

      В Среднем Поднепровье, этой колыбели восточного славянства, сложился мощный племенной союз полян, т. е. жителей полей. Их центром стал город Киев. На севере от полян жили новгородские славяне. Главными городами там со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне, т. е. жители лесов. Их главным городом был Искоростень. Далее в лесной зоне, на территории современной Белоруссии, разместились дряговичи, т. е. жители болот (от слова «дрягва» — болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на опольях, т. е. на свободных от леса больших полевых участках, расселились вятичи, которые пришли сюда откуда-то с юго-запада. Их главными городами стали Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами обитали кривичи, пришедшие сюда также позднее с запада. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от реки Полота, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами. Их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, расселились волыняне и бужане, а между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничащие с землями Болгарии. В летописи упоминаются также племена хорватов и дулебов, обитавшие в Подунавье и Прикарпатье.

      Нестор упоминает, что радимичи и вятичи пришли от «ляхов», т. е. с территории будущей Польши. Вспомним, что земли по реке Висле испокон веков были центром, откуда расселялись славяне. Но для многих племен эта края были родными с древности. Здесь обитали их предки и предки их предков. Утверждаясь на этих землях, славянские племена и прежде и теперь особенно активно теснили местное население. Так, Ростов в Вятской земле был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро — веси. Город Муром до появления здесь вятичей был главным поселением угрофинского племени мурома. Племена балтов, угрофиннов повсюду, как и в прежние времена, соседствовали со славянами и окружали их.

      Целесообразно предложить учащимся по ходу изложения материала учителем заполнить таблицу на с. 8 рабочей тетради.

      Можно также организовать самостоятельную работу школьников с отрывком из «Повести временных лет» (учебник).

      II. Перемены в хозяйственной жизни восточных славян.

      Прослушав рассказ учителя и вспомнив отрывок из «Повести временных лет», учащиеся должны назвать изменения в жизни восточных славян. Результатом этой работы может стать схема, которую учитель заполняет на доске, а учащиеся — в своих тетрадях.

Причины объединения племенных союзов в Приднепровье
Хозяйственные
связи
Торговые
связи
Общая
религия
Отпор внешним
врагам

       III. Что такое государство?

      С помощью таблицы, схемы учитель подводит учащихся к пониманию сущности государства (необходимо вспомнить и сравнить предпосылки создания средневековых государств в Западной Европе). Особо важно обратить внимание шестиклассников на то, что государство появляется тогда, когда общество ощущает в этом настоятельную потребность.

      IV. Отмирание родовой общины.

      Желательно систематически учить ребят работать с учебником. Вопрос о причинах отмирания родовой общины может быть изучен школьниками самостоятельно. При этом задание выявить эти причины может быть письменным или устным. Проверив выполнение задания, учитель переходит к характеристике общества славян.

      Определения понятий: люди, смерды, мужи, челядь, холопы — ребята при недостатке времени запишут дома, поработав с рабочей тетрадью (с. 9).

      V. Религия восточных славян.

      Из курса истории Древнего мира и Средних веков учащиеся уже должны знать, что такое язычество, поэтому изучение данного вопроса можно организовать по рабочей тетради. Учащиеся должны самостоятельно выполнить задание 6 (с. 9).

      Дополнительные материалы для учителя:

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗАНЯТИЯ И ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (ИЗ КНИГИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ Б. ПРИЛЕЖАЕВОЙ-БАРСКОЙ)

      Название месяцев во многих славянских языках указывает, в какое время и в каком порядке производились сельскохозяйственные работы. Так, например, в белорусском и украинском языках сохранилось древнерусское слово «сечень» для обозначения января месяца, когда древние славяне приступали к сельскохозяйственным работам: вырубали участок леса — «подсекали деревья».

      Зима еще в полном разгаре, но «солнце повернуло на весну», дни становятся длиннее — наступала рабочая пора.

      Жизнь наших предков целиком зависела от сил природы, поэтому солнце, ветер, гром казались им могущественными божествами.

      Самым добрым, благожелательным божеством было солнце…

      Отпраздновав «поворот солнца на весну» и закончив рубку деревьев на участке, предназначенном для посева, наши предки оставляли сохнуть срубленные деревья.

      Эта сушка продолжалась примерно около месяца. Он назывался «сухой» и соответствовал нашему февралю. Февраль называли также «лютым», потому что морозы еще продолжают лютовать.

      Когда срубленные деревья подсыхали, их сжигали. Деревья превращались в золу. Это месяц «березозол».

      Зима на исходе. Люди радуются ее концу, устраивают ей пышные проводы. Наступает праздник — Масленица.

      Отпраздновав проводы зимы, славяне продолжали свои земледельческие работы: надо было разрыхлить землю, смешанную с золой. Для этой цели служил кусок дерева, большей частью корень с толстым крепким суком — первобытная соха.

      В разрыхленную таким образом землю бросали зерна.

      Леса и луга покрываются травами и цветами. Наступали месяцы «кветень» и «травень».

      Люди жадно ждали весны, ее «гукали» и «кликали»:

Вылети, сизая галочка,
Вынеси золотые ключи,
Замкни холодную зимоньку,
Отомкни теплое летечко…

      Луга покрылись сочной травой. Пора выпустить из загона застоявшийся за зиму скот на пастбища.

      На рассвете пастух гнал скот к воротам селения. Блеяли овцы, мычали коровы, шумело стадо. Женщины с большими глиняными кринками торопились доить коров и коз.

      Потом широко раскрывались ворота, и пастух выгонял стадо в лес и на луга…

      Наступали месяцы «червень» (июнь) и «липень» (июль) — время цветения лип. Дикие пчелы роями кружились по лесам, набирали мед, а потом складывали свои медовые запасы в «бортях» — дуплах лесных деревьев.

      Бортничество — сбор меда, так же как земледелие, скотоводство, охота и рыболовство, — давнее занятие наших предков.

      Но вот приходило время сбора урожая — пора жатвы. Это месяц «жнивень», или «серпень» (август)…

      Урожай собран. Для земледельца пришло самое сытное, самое обильное время…

      Деревья в лесу, травы на лугах одевались в золотые и красные одежды.

      Это месяц «жовтень».

      Но скоро леса и луга потеряют свой желтый наряд. Опадут листья, оголятся деревья — наступит листопад. Вслед за листьями будет падать на землю снежок. На земле образуются замерзшие комочки грязи — «грудки». Это месяц ноябрь — «грудень», а за ним наступает «снежень» — декабрь. Земля покрывается снежным одеялом и засыпает до следующей весны.

      Глухой зимой древний славянин начинал мечтать о будущем урожае и с радостной тревогой ожидал возвращения весны…

      …Нашим предкам казалось, что и в природе все устроено так же, как и у людей. Как в человеческом обществе, так и у леса, воды, поля есть свои старейшины, свои «деды».

      Лесной дед — «леший». Это косматый старик, то высокий, как самое высокое дерево, то маленький, как самая маленькая лесная былинка. Хозяин поля — «дед полевик». Он живет в колосе, растет вместе с ним и уменьшается до срезанного стебелька после жатвы. «Дед водяной» — представлялся нашим предкам толстым, одутловатым, зеленым, как вода, стариком.

      Наши предки не умели объяснять явления природы. Они не понимали, отчего гремит гром, отчего туча застилает небо, отчего из нее идет дождь; они только замечали, что некоторые явления природы были благоприятны для человека, другие — приносили вред. Вся природа, как им казалось, была населена духами добрыми и злыми, во многом напоминавшими людей. С ними следовало сохранять хорошие отношения, задабривать, уговаривать. Необходимо было знать разного рода молитвы, заговоры, заклятия — все это знал старейшина. Он был не только распорядителем хозяйственной жизни своего рода, но и посредником между божествами и сородичами.

      Домашнее задание: § 3; задание 2, 5 в рабочей тетради.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 797 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0