Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 04:57:32
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ»

      Цель урока: показать учащимся, что существуют разные точки зрения на вопрос о прародине славян. Учащиеся узнают, где селились предки славян, кто был их соседями, какими были их взаимоотношения.

      Основные понятия: восточные славяне, Великое переселение народов, города-колонии.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта Восточной Европы.

      2. Карточки с определениями: родовая община, племя, производящее хозяйство.

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания.

      Примерные вопросы для фронтального опроса учащихся:

      1. Когда на территории нашей страны появился первый человек?

      2. Что было главным занятием людей?

      3. Где была прародина племен индоевропейцев?

      Примерные вопросы для индивидуальных ответов учащихся:

      1. Как появилось производящее хозяйство?

      2. Используя картину «Трипольский поселок», расскажите о занятиях жителей поселка.

      Ответы по карточке (можно на месте письменно или у доски):

      Дайте объяснение понятиям: родовая община, племя, производящее хозяйство.

      План изучения нового материала:

      I. Появление предков славян.

      II. Первые нашествия.

      III. Поселения предков восточных славян.

      IV. Славяне и Великое переселение народов.

      V. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах озера Ильмень.

      VI. Борьба славян с новой волной кочевников.

      I. Появление предков славян

      Дополнительные материалы для учителя:

ПОЯВЛЕНИЕ СЛАВЯН

      Индоевропейцы, продолжая перемещаться и группироваться на необъятных просторах Евразии, уже в начале II тысячелетия до н. э. составили в Центральной и Восточной Европе особый массив из германцев, балтов, славян. Все они говорили еще на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И конечно, они уже резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии или на Кавказе.

      В середине II тысячелетия обособились германские племена, а балты (литовцы, латыши) и славяне составляли общую балто-славянскую группу народов. Тогда-то эта общая группа и стала занимать большие пространства Восточной Европы. Причем балты расположились в северных районах Восточной Европы, германские племена передвинулись к Западу, а на юге расселились другие ветви индоевропейцев — греки, италики.

      Центром расселения славянских народов стал бассейн реки Вислы. Отсюда они двигались на Запад до реки Одер, но далее их не пустили уже занявшие большую часть Центральной и Северной Европы германские племена.

      Переселялись предки славян и на восток. Они дошли вплоть до Днепра, а далее их движение в сторону междуречья Оки и Волги наткнулось на живших здесь угрофиннов. Двигались славяне и на юг в сторону Карпатских гор, Дуная и Балкан. На севере их переселения доходили до реки Припять.

      Со второй половины II тысячелетия единообразие славянского мира начинает нарушаться, У европейских племен появляется бронзовое оружие, организуются конные дружины. Наступает эпоха войн, завоеваний, переселений. Эпоха мирных хлебопашцев и скотоводов уходит в прошлое. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. в Европе появляются новые человеческие общности. Свое место среди них занимают предки славян. Они компактно расселяются в двух районах Европы. Первый — в северной части Центральной Европы: в будущем здесь появятся западные славяне, а второй — в Среднем Поднепровье: века спустя здесь сформируются племена предков восточных славян и возникнет государство Русь.

      В ходе изложения этого материала учитель использует карту.

      II. Первые нашествия.

      Материал излагается учителем в объеме учебника. Главное внимание уделяется показу на карте направлений движения кочевников, мест их расселения и районов столкновения кочевников и оседлых земледельцев-праславян.

      Дополнительные материалы для учителя:

ПРИЧИНЫ ВТОРЖЕНИЙ КОЧЕВНИКОВ

      Что гнало кочевников из глубин Азии, из Южной Сибири на завоевания европейских пространств? У азиатских кочевников постепенно улучшалось скотоводческое хозяйство, люди достигали более ощутимых результатов в овладении природой, росла численность населения. Усилившиеся племена стремились занять лучшие, чем прежде, жизненные позиции, но место под солнцем в Азии было давно уже занято. Оставался лишь один путь — на запад, через проход между Уральскими горами и Каспийским морем. И через него, как через жерло огромной пушки, периодически «выстреливали» кочевые орды, группировавшиеся на просторах холодной и трудной для жизни Сибири. На западе же их ждал мягкий климат, благодатные пастбища, отсутствие сильных, вроде Китая, государств. Кочевники шли за новой, лучшей жизнью, и они точно знали, куда идут и чего хотят, потому что уже в то время на земле не было тайн. Торговцы, воины, пленные от села к селу, от города к городу, от земли к земле несли сведения о жизни людей в других краях, и вожди кочевых народов поднимали своих коней в поход.

      III. Поселения предков восточных славян.

      Дополнительные материалы для учителя:

ПРЕДКИ СЛАВЯН, СКИФЫ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ

      К тому времени, когда скифы заняли своими кочевьями северные берега Черного моря, на южном побережье Крыма, близ Керченского пролива, в устье Южного Буга, уже появились греческие колонии, основанные смелыми мореходами, купцами из знаменитых греческих городов, расположенных на Балканах и в Малой Азии. Это были крепости, которые торговали со всем окрестным миром. Из греческих городов сюда привозили различные ремесленные изделия, в том числе ткани, посуду, дорогое оружие. А с берегов Черного моря греческие корабли уходили нагруженными хлебом, рыбой, воском, медом, кожами, мехами, шерстью. Заметим, что хлеб, воск, мед, меха испокон веков были как раз тем товаром, который поставлял на рынок славянский мир. Известно, что половина потреблявшегося в Афинах зерна шла именно отсюда.

      Позднее греки вывозили из своих колоний купленных здесь на рынках невольников. Это были пленники, захваченные скифами во время набегов на своих северных соседей. Однако эти рабы не пользовались популярностью в Греции, так как были вольнолюбивы и строптивы.

      Весь этот разноязыкий, динамичный, торгующий, быстро развивающийся мир греческих колоний был далек от земледельцев Поднепровья, так как скифы прочно контролировали все пути на юг и были удачливыми посредниками в тогдашней международной торговле.

      Скифы со временем создали в Северном Причерноморье мощное государство, объединяющее все скифские племена во главе с царями. Центр его был в Нижнем Поднепровье. Там до сих пор стоят курганы, насыпанные над могилами царей. Часть древнеславянского населения, оставшаяся на своих землях, вошла в состав Скифской державы. Предки славян по-прежнему занимались земледелием и с годами передали свой опыт скифам, особенно тем, кто жил поблизости. Так некоторые скифские племена перешли на оседлый образ жизни. Таких скифов и предков славян греки называли скифами-пахарями. А позднее, уже после исчезновения скифов со страниц истории, греки стали называть скифами и живших в тех местах славян.

ДРУГИЕ НАРОДЫ РОССИИ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

      В те далекие времена формируются не только племена, которые впоследствии превратились в восточных славян, а в дальнейшем дали начало трем славянским народам — русскому, украинскому и белорусскому. Во второй половине II тысячелетия до н. э. на просторах будущей России одновременно продолжают складываться и другие народности. Формируется мир балтов — будущих литовцев, латышей и др., занявших большие пространства к северу от славянских обществ. Они уже тогда расселялись от берегов Балтики до междуречья Оки и Волги.

      Поблизости от балтов и славян издревле жили и угрофинские народы, которые в то время были властителями обширных территорий северо-восточной части Европы вплоть до Уральских гор и в Зауралье. В непроходимых лесах, вдоль берегов Оки, Волги, Камы, Белой, Чусовой и прочих местных рек и озер обитали предки нынешних народов мордвы, мари, черемисов (мери), коми, зырян, перми и других угрофинских народов. Они на этой земле были столь же древними, что и балты и славяне, зачастую жили вперемежку с ними. У всех этих народов на северо-востоке Европы было много общего в укладе хозяйства, быту, привычках, традициях, одежде и даже украшениях. Северные жители в основном были охотниками и рыболовами. Их жизнь в отличие от южан менялась медленно.

      В южных районах Восточной Европы по соседству с предками славян складывались племена, потомки которых и сегодня живут на тех же территориях и входят в состав жителей России. В районах Северного Кавказа с древних времен обитали известные, по сведениям греческих авторов, предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов.

      Адыги (греки их называли местами) стали основным населением Боспорского царства, возникшего в скифскую эпоху на Таманском полуострове, близ Керченского пролива, в предгорьях Кавказских гор. Его центром стал греческий город Пантикапей, а в его составе были многонациональные жители этих мест: греки, скифы и адыги, также относившиеся к индоевропейской группе народов. Так что история Боспорского царства в известной мере является частью истории не только греческих поселенцев этих мест, но и адыгейского народа.

      В начале нашей эры в городах Боспорского царства появляются и еврейские общины. С тех пор евреи — купцы, ремесленники, ростовщики неизменно присутствуют среди населения будущих южно-русских территорий. Их молельные дома — синагоги появляются в Пантикопее, Херсонесе, других боспорских и греческих городах юга. Придя сюда с Ближнего Востока в поисках лучшей доли, они перешли на греческий язык, восприняли многие здешние порядки и обычаи. В дальнейшем часть еврейского населения перейдет в возникшие славянские города, дав начало постоянному присутствию евреев в славянских землях.

      Боспорское царство существовало несколько сот лет. Раскопки вокруг Керченского пролива открыли ученым города, сельские усадьбы, мастерские ремесленников. Древние авторы рассказывали, что население здесь уже делилось на привилегированных членов общества, ими были греки, и на низшие слои, на простой люд, к которому относились здешние жители, или «варвары», как их называли греки. И уже в эти древние времена униженные и бедные не хотели мириться со своей долей. Они боролись за свои права, за человеческое достоинство. В 107 г. до н. э. здесь произошло, возможно, первое известное нам на территории Южной России восстание бедноты против царской власти. Его возглавил местный житель Савмак, которого восставшие после убийства прежнего властелина провозгласили царем. Однако знать обратилась за помощью к Понтийскому царству, располагавшемуся на южных берегах Черного моря. При помощи понтийской армии восстание было подавлено, а Савмак убит.

      В кавказских предгорьях примерно в то же время становится известным еще один мощный племенной союз, которому суждена была долгая жизнь в истории — это аланы, предки нынешних осетин. Аланы были родственны сарматам. Уже в I в. до н. э. аланы нападали на Армению и другие соседние государства, проявили себя неутомимыми и храбрыми воинами. Их главным занятием было скотоводство, а основным средством передвижения — лошадь.

      За Уралом, в Южной Сибири, складывались различные тюркоязычные племена. Одно из них стало известным благодаря древним китайским хроникам. Это народ хунну, который в III—II вв. до н. э. завоевал другие окрестные народы, в частности жителей Горного Алтая.

      Через несколько веков усилившиеся хунну, или гунны, как их впоследствии назвали в Европе, начали победоносное наступление из Сибири на Запад.

      IV. Славяне и Великое переселение народов.

      Начиная рассмотрение данного вопроса, целесообразно активизировать знания учащихся о Великом переселении народов (из курса истории Древнего мира и Средних веков).

      Вопросы для учащихся:

      1. Что такое Великое переселение народов? Когда оно происходило?

      2. Какие племена участвовали в Великом переселении народов?

      3. На какие земли они переселились?

      4. Каковы последствия Великого переселения народов?

      Далее учитель говорит, что вслед за германцами и другими народами славяне также приняли участие в Великом переселении народов. В конце V — начале VI в. в Восточной Европе образовалось два крупных союза славянских племен — склавины и анты. Учитель показывает на карте примерное расположение этих союзов племен.

      Дополнительные материалы для учителя:

ДАЛЬНИЕ ПОХОДЫ СЛАВЯН И ДРЕВНИЕ АВТОРЫ О СЛАВЯНАХ

      В V—VI вв. славяне предпринимают дальние рискованные походы, созидают сильные военные союзы, объединяют племенные дружины, формируют речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются по рекам и морям на дальние расстояния. Они постоянно переходят Дунай, захватывают византийские города, берут в плен жителей и требуют за них выкупы. Отряды славян доходят даже до средиземноморских берегов. Как и германские племена на Западе, восточные славяне начинают колонизацию территорий Византийской империи на Балканах.

      Против напора антов византийские императоры построили ряд крепостей по Дунаю. Не имея сил сдержать натиска славян, византийские власти пытаются откупиться от их нашествий богатыми дарами, золотом, дорогими тканями, драгоценными сосудами, представляют им некоторые пограничные территории, берут славянских вождей к себе на службу.

      От того времени до нас доходят описания славян греческими историками. Вот одно свидетельство: племена славян «любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар, и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужеземцам». А вот другое: «Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый свет». Сохранились описания военной тактики славян: «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок».

      Удивительно и такое наблюдение: «Славяне никакой власти не терпят и друг к другу питают ненависть».

      V. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах озера Ильмень.

      При рассмотрении этого вопроса прежде всего используется карта. На ее основе учитель дает сравнительную характеристику двух центров объединения восточных славян.

      Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КИЕ И ПОЛЯНАХ (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Жили Поляне каждый со своим родом, и каждый род владел своею землею. И было три брата у Полян: одного звали Кий, другого — Щек, а третьего — Хори́в. И сестра у них была — Лы́бедь. Кий жил на своей горе, где спуск Бо́ричев, а Щек — на своей горе, которая стала называться Щеко́вицей, а Хорив — на третьей горе, которую прозвали Хоре́вицей. И построили они город, и назвали его в честь своего старшего брата — Киев. Рос вокруг города лес дремучий, и были те братья люди умные и рассудительные, и ловили они зверей в лесу. С них и начали Поляне жить в Киеве.

      А иные, несведущие, говорили, что был-де Кий перевозчиком: был-де перевоз с той стороны Днепра, и говорили люди: «На перевоз, на Киев». Но это не так. Кий княжил в роду своем и приходил к царю Греческому, в Царьград. И, как сказывают, великую честь принял от царя. А когда возвращался из Греческой земли и пришел на Дунай, построил здесь городок малый, который потом так и стали называть: Ки́евец. Хотел Кий жить в нем со всем родом своим, но не дали ему этого живущие там. Так и вернулся он в Киев.

      И умер Кий в городе своем, а затем умерли и братья его Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь.

      После этих братьев род их стал княжить среди Полян. А у Полочан свой князь был, у Словен — свой, в Новгороде, и у Северян свой, и у Кривичей — в городе их Смоленске. И пребывали все они между собой в мире. Имело каждое племя свои обычаи и свой нрав, и жили по законам и преданиям отцов своих.

      У Полян был обычай кроткий и тихий. Стыдливы были они перед снохами1 своими, и перед сестрами, и перед родителями своими. А свадебный обычай такой имели: не шел жених за невестою, но приводили ее к нему накануне, а на другой день отдавали за нее выкуп — кто что даст. Древляне же жили звериным обычаем: друг друга убивали, ели все нечистое, и свадеб у них не бывало — но умыкали себе девиц у воды. И Радимичи, и Вятичи, и другие имели общий обычай: жили в лесах, как звери, и ели все нечистое, и сквернословили. И свадеб у них не было, но сходились на игрища между селами и на плясания и тут умыкали жен себе — кто с какой сговорится. И имели по две и по три жены. А если кто умрет — тризну над могилой устраивали. А потом брали большую колоду, клали на нее мертвеца и сжигали с нею. И собрав кости, вкладывали в небольшой сосуд и ставили на столбах у дороги.

      VI. Борьба славян с новой волной кочевников.

      Используя карту, учитель кратко рассказывает о новых кочевых народах, появившихся в Восточной Европе с середины VI в.

      Далее можно организовать работу с рабочей тетрадью: учащиеся должны выполнить 1-е и 2-е задания в рабочей тетради (с. 5—6).

      При наличии времени учитель освещает вопрос о болгарах.

      Дополнительные материалы для учителя:

БОЛГАРЫ

      В то время как хазары обживали территорию Нижней Волги, Подонья, Северного Кавказа, они пришли в соприкосновение с другой тюркской ордой — болгарами, которые также вышли из Азии на просторы Европы.

      Болгары во главе со своим ханом Кубратом в Причерноморье, в районе греческих городов, создали в конце VI — начале VII в. государство Великую Болгарию. Но оно не выдержало давления хазар и распалось на части. Часть болгар после смерти Кубрата продвинулись на север, на Среднюю Волгу, и создали новое государство — Волжскую Булгарию, которая встала в дальнейшем на восточных границах Руси, заняв земли по среднему течению Волги и низовьям Оки и Камы.

      Значительная часть болгар осталась на месте, приняла власть хазар и перешла к оседлому образу жизни. Здешние болгары вместе с частью алан, адыгами, греками, евреями составили основную часть населения Хазарии.

      Остальная болгарская орда во главе с ханом Аспаруком в конце VII в. ушла знакомым для кочевников путем на Запад и осела на Балканском полуострове в землях племенного союза склавинов. В дальнейшем болгары перешли к оседлости, растворились в многолюдной земледельческой славянской среде, восприняли славянский язык и дали начало уже славянской Болгарии на Балканах.

      Закрепление материала урока можно провести на основе схемы на с. 23 учебника.

      Домашнее задание: § 2; рабочая тетрадь, с. 5 (если эти задания не были выполнены на уроке), с. 6.

      Дополнительное задание для учащихся: составьте и запишите небольшой рассказ о герое древней славянской мифологии по выбору.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1097 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0