Цель
урока: рассмотреть явления, объясняющие распад
единого государства; показать действие объяснительных
тенденций; показать особенности Галицко-Волынского
княжества.
Основные
понятия: раздробленность, централизация, удел.
Оборудование
урока:
1. Настенная
карта «Русь в XII — начале XIII в.».
2. Схема
«Причины феодальной раздробленности».
ХОД УРОКА
Повторение
пройденного материала и проверку знаний учащихся
можно организовать следующим образом:
Первый
ряд — задание 5 на с. 32 рабочей
тетради; второй и третий ряды — повторительно-обобщающая
беседа по теме «Русь в конце XI —
начале XII в. Владимир Мономах», сочетающаяся
с проверкой письменного домашнего задания (задания 1,
2, 6 на с. 30—32 рабочей
тетради).
Примерные
вопросы для учащихся:
1. Что
такое междоусобные войны?
2. Назовите
причины междоусобных войн.
3. В чем
значение съезда князей в Любече?
4. Какие
заслуги Владимира Мономаха вы можете перечислить?
План
изучения нового материала:
I. Сущность
политической раздробленности.
II.
Причины распада Руси.
III.
Закономерный этап на пути к возрождению.
IV.
Галицко-Волынское княжество.
I. Сущность
политической раздробленности.
Изучение
нового материала желательно начать с беседы с учащимися
по теме «Феодальная раздробленность»,
опираясь на знания, полученные в курсе истории
средних веков.
Возможные
вопросы для беседы:
1. Что
такое феодальная раздробленность?
2. Дайте
характеристику натурального хозяйства.
3. Назовите
причины феодальной раздробленности.
II.
Причины распада Руси.
Изучение
этого вопроса может быть традиционным: в рамках
текста учебника преподаватель рассказывает о причинах
распада Руси. Перед началом рассказа учитель вывешивает
на доске заранее изготовленную схему, которую
учащиеся переносят в свои тетради:
Распад Древнерусского государства
В ходе
рассказа учитель объясняет по настенным картам
«Киевская Русь в IX — начале
XII в.» и «Русь в XII —
начале XIII в.», как изменилось состояние
Руси. Учащиеся получают задание: по рассказу
учителя определить причины распада Руси. Результат
оформляется в схему задания 2 на с. 34 рабочей
тетради.
Дополнительные
материалы для учителя:
НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Смерть
Мстислава Великого стала гранью, за которой началась
совсем другая Русь. Ушли два могучих правителя —
Владимир Мономах и его сын, которые своей волей,
талантами цементировали Русь, и после них она
оказалась такой, какой сложилась к 30-м
гг. XII в., но без сильных политических
фигур. И первая же смута это хорошо показала.
Борьба
вспыхнула между сыновьями и внуками Владимира
Мономаха. Ярополк захотел передать Переяславское княжество
своему племяннику Всеволоду Мстиславичу, но тут
вмешался другой сын Мономаха — Юрий Владимирович
Долгорукий, который правил на Северо-Востоке
в Ростово-Суздальской земле. Он считал
Переяславль своей «отчиной». Ярополк уступил
и Юрий Долгорукий прибрал Переяславскую землю
к своим владениям.
Распрю
Мономаховичей использовали черниговские князья, которые
считали себя обделенными. Сын Олега — Всеволод
Ольгович заручился поддержкой половцев и повел
большую рать на Киев, пользуясь тем, что киевский
и ростово-суздальский князья были
в ссоре. Взять Киев ему не удалось, но урон
Киевской земле был нанесен большой. Половцы ограбили
все городки и села вокруг русской столицы.
Выступление
черниговского князя сплотило сыновей Владимира Мономаха,
но его внуки — сыновья Мстислава —
выступили в союзе с Всеволодом Ольговичем
против своих дядей, которые не давали им власти.
После
смерти Ярополка в 1139 г. княжеская междоусобная
борьба еще более обострилась. Киев начал переходить
из рук в руки. Сначала там утвердился
один из сыновей Мономаха, через несколько дней
его изгнал черниговский князь. После него Киев перешел
к внуку Мономаха. В это время в события
вновь вмешался ростово-суздальский
князь Юрий Владимирович Долгорукий. 10 лет
продолжалась борьба за титул великого киевского
князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими
князьями. Дважды за эти годы на киевском
престоле оказывался Юрий Долгорукий. Он наконец
победил своих противников и воцарился в Киеве.
Но в 1157 г. внезапно умер. Еще днем
он пировал в хоромах одного из бояр,
а в ночь занемог и через пять дней
скончался. Современники считали, что могучего ростово-суздальского
князя отравили враги. Для киевлян он был чужаком
с севера, и его не любила киевская
верхушка. После смерти Юрия Долгорукого Киев вновь
перешел в руки черниговских князей. Но что
удивительно: захватывая киевский престол, Юрий Долгорукий
продолжал большую часть времени проводить в своей
родной Ростово-Суздальской земле, а черниговские
князья продолжали жить в Чернигове.
III.
Закономерный этап на пути к возрождению.
Одним
из вариантов изучения темы может быть самостоятельное
ознакомление учащихся с новым материалом по тексту
учебника на с. 83—84. Учитель
в соответствии с возможностями класса отводит
на этот процесс фиксированное время. После этого
в классе проводится дискуссия: «Можно ли
считать распад Руси полным? Да или нет? Почему?»
IV.
Галицко-Волынское княжество.
Рассказ
учителя, сочетающийся с работой по карте
учебника и настенной карте «Русь в XII—XIII вв.»,
посвящен особенностям Галицко-Волынского
княжества.
План
объяснения:
1. Географическое
положение, природно-климатические условия.
2. Города.
3. Занятия
населения.
4. Управление
княжеством.
5. Взаимоотношения
с соседями.
Рассказ
учителя дополняется учащимися, подготовившими сообщения
о деятельности князей Ярослава Осмомысла, Романа
Мстиславича, Даниила Галицкого.
Закрепление:
1. Задание 1 на с. 33
рабочей тетради.
2.
Повторительно-обобщающая беседа.
Возможные
вопросы:
1. Как
известно, политическая раздробленность установилась
и на Руси, и в Западной Европе.
Случайно ли это?
2. Перечислите
причины раздробленности (можно пользоваться тетрадью).
3. Задания 6,
7 на с. 35—36 рабочей
тетради.
Домашнее
задание: § 11; задания 3, 4 на с. 34 рабочей
тетради; индивидуальные опережающие задания: подготовить
сообщения об Андрее Боголюбском и о Всеволоде
Большое Гнездо.
Приложение.
Разгадываем шифрограммы и кроссворды из рабочей
тетради (с. 35).
|