Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 01:55:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

      Цель урока: показать, что Российское государство изначально складывалось как многонациональное, каким путем шло расширение территории государства; сформировать понимание задач внешней политики, их связь с внутренней политикой.

      Основные понятия: многонациональное государство, ясак, великорусская (русская) народность.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Россия в XV — начале XVI в.».

      2. Карточки (см. ниже).

      3. Таблички с названиями народов, вошедших в состав России в XV — начале XVI в.

ХОД УРОКА

      Повторение проводится по вопросам к § 22 и по карточкам, проверка творческих заданий, чтение стихотворений Ф. Н. Глинки и М. А. Дмитриева учащимися.

      КАРТОЧКА 1. Падение ордынского ига.

      Расставьте отрывки из летописи в правильной последовательности.

      1. …Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться… Князь же великий с сыном и с братьями и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой…

      2. …Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них… И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река…

      3. …В том же году (1480) пришла весть великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою… (на Русскую землю) …Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Угру. И, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы…

      4. …Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил…

      5. …Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом…

□→ □→ □→ □→ □

      КАРТОЧКА 2. Присоединение Новгорода.

      Соотнесите даты и выдержки из сочинения Д. И. Иловайского «История России».

1) 1471 г.
соглашение Новгорода с Польско-Литовским государством, поход Ивана III на Новгород.
2) 14.07.1471 г.
битва на р. Шелони.
3) 1475 г.
приезд Ивана III в Новгород.
4) 1477 г.
признание новгородскими послами Ивана III государем.
5) 1478 г.
поход Ивана III в Новгород, уничтожение новгородских вольностей.
6) 1479 г.
подавление новгородского восстания.
7) 1484—1499 гг.
переселение новгородских бояр на московские земли.

      □ 1. До тысячи семейств купеческих и боярских он разослал из Новгорода, до 7000 семейств черных людей также разместил по московским городам и посадам. На место же выселенных людей прислал из своих городов детей боярских и купцов. Подобные переселения возобновлялись несколько раз…

      □ 2. …По окончании переговоров Иван Васильевич велел составить целовальную или присяжную запись. Вече перестало существовать, бояре и купцы присягали на владычном дворе, а по концам приводили к присяге черных людей. Потребовали также присяги от вдовых боярынь, так как в Новгороде они пользовались значительными правами. На Ярославовом дворе вместо веча теперь помещены были два великокняжеских наместника…

      □ 3. Легкомысленно начав восстание, новгородцы не сообразили того, что в случае неудачи лишаются и тех немногих льготных условий, на которые сдались Иоанну несколько месяцев тому назад. Великий князь после усмирения восстания обошелся с ними уже как самодержавный государь со своими подданными…

      □ 4. …Получив известие об этом договоре, Иван III поступил со свойственным ему расчетом и осмотрительностью. Прежде, нежели предпринять поход, он не однажды отправлял к новгородцам послов, призывал их к исправлению и обещал их жаловать, увещевал не отступать к латинскому государю…

      □ 5. …Новгородцы, не надеясь на собственных судей, стали ездить в Москву со своими исками. Зимою 1477 г. прибыли с челобитьем подвойский Назар и вечевой дьяк Захария. Они называли великого князя «государем», а не «господином», как прежде…

      □ 6. …Надежда на литовскую помощь оказалась обманутою. Нерешительный Казимир не принимал никакого участия в войне Новгорода с Москвою.

      Превосходство было на стороне московитян; их полки, закаленные в походах, были предводительствуемы опытными воеводами. Новгородское ополчение состояло из разных ремесленников, которые большею частью были набраны силою… из предводителей никто не выдался талантом и энергией. Большое число новгородцев пало или взято в плен…

      План изучения нового материала:

      I. Изменение международного положения Руси в конце XV — начале XVI в.

      II. Внешняя политика.

      III. Многонациональный характер Российского государства.

      I. Изменение международного положения Руси в конце XV — начале XVI в.

      Первый вопрос изучается с использованием карты.

      Вопросы для учащихся:

      1. Покажите территорию Русского государства к началу XV в.

      2. Какие государства были соседями Руси на Западе?

      3. Какие государства были соседями Руси на Востоке?

      4. Как складывались отношения с ними? (Рассказ учителя.)

      5. Чем вы можете объяснить повышение международного авторитета Русского государства?

      II. Внешняя политика.

      По второму вопросу возможно организовать лабораторную работу на основе текста учебника и карты. Предлагаем учащимся ознакомиться с текстом § 23 и заполнить таблицу в рабочей тетради (с. 78).

      Дополнительный материал для учителя:

ПОСОЛ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ С. ГЕРБЕРШТЕЙН
О БИТВЕ НА РЕКЕ ВЕДРОШИ

      Когда оба войска подошли к некоей реке Ведроши, то литовцы, бывшие под предводительством Константина Острожского, окруженного огромным количеством вельмож и знати, разузнали от некоторых пленных о численности врагов и их вождях и возымели от этого крепкую надежду разбить врага. Далее, так как речка мешала столкновению, то с той и другой стороны стали искать переправы или брода. Раньше всего на противоположный берег переправились несколько московитов, вызывая литовцев на бой. Те, нимало не оробев, оказывают сопротивление, преследуют их, обращают в бегство и прогоняют за речку. Вслед за этим оба войска вступают в бой и завязывается ожесточенное сражение. Во время этого сражения, которое с обеих сторон велось с равным воодушевлением и силой, помещенное в засаде войско, о существовании которого знали лишь немногие из русских, ударило с фланга в середину врагов. Пораженные страхом, литовцы разбегаются, их предводитель с большей частью свиты попадает в плен, прочие же в страхе оставляют врагу лагерь и, сдавшись сами, сдают также крепости Дорогобуж, Торопец и Белую.

      III. Многонациональный характер Российского государства.

      В ходе изучения данного вопроса отрабатываются следующие смысловые понятия:

      Великорусская народность = новгородцы + смоляне + рязанцы + тверичи + …

      Общность территории — Москва — столица государства — общность единого языка — во всех уголках Российского государства жители говорят на русском языке.

      Необходимо учитывать, что учащиеся уже имеют представление о многонациональном государстве, так как и современная Россия является многонациональным государством. В классе могут быть дети разных национальностей. На основе представлений учащихся формируется понятие «многонациональное государство».

      Вопрос для учащихся:

      Какие народы входили в состав Российского государства в начале XVI в.?

      Заранее приготовленные таблички с названиями народов прикрепляются на карту к местам их проживания. Таким образом учащиеся получают наглядное представление о многонациональном характере Российского государства.

      Домашнее задание: § 23; рабочая тетрадь, таблица учебника.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 952 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0