Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 02:15:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «РУСЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ Х в.»

      Цель урока: продолжить формирование понятия «государство» через рассказ о политике князя Игоря и княгини Ольги; на примере походов Святослава показать основные направления внешней политики Руси.

      Основные понятия: полюдье, дань, погосты и уроки, внешняя и внутренняя политика.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Русь в IX—Х вв.».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания:

      Организовать выполнение тестового задания по двум вариантам.

      I вариант:

      1. Соотнесите орудия труда и соответствующие им занятия.

      Занятия:

      а) земледелие; б) кузнечное дело; в) строительное дело; г) охота; д) рыболовство.

      Орудия труда:

      а) молот, наковальня; б) соха, борона, серп; в) сети, крючки, гарпуны; г) молоток, топор, пила; д) лук, стрелы.

      2. Выберите правильный ответ.

      А. Изображение языческого божества — это:

      а) картина; б) скульптура; в) идол.

      Б. Летопись — это:

      а) погодная запись событий; б) сказание о былинных героях; в) собрание пословиц и поговорок.

      В. Усобица — это:

      а) древний праздник; б) борьба за власть между родами, правителями; в) славянское блюдо.

      3. Какие из приведенных ниже слов нужно использовать, раскрывая смысл понятия «государство»?

      Род, власть, союз племен, дружина, усобица, суд, дань, праздник.

      II вариант — подобрать аналогичные вопросы.

      План изучения нового материала:

      I. Княжение Игоря. Сбор дани.

      II. Правление княгини Ольги.

      III. Князь Святослав.

      I. Княжение Игоря. Сбор дани.

      Дополнительные материалы для учителя:

ИГОРЬ И ОЛЬГА

      К концу жизни, будучи уже в преклонном возрасте, Олег, по одному из преданий, передал власть на Руси в руки Игоря, а сам, согласно легенде, ушел на север, в свои родные места, и погиб там от укуса змеи. Это было в 912 г., который и стал началом правления князя Игоря. К этому времени он был уже зрелым человеком и был женат на Ольге, которая, по одной из легенд, принадлежала к знатной, но не княжеской семье. В некоторых сказаниях говорится, что Игорь увидел ее совсем юной во время охоты в псковских лесах и был пленен ее красотой и умом. В то время на Руси еще не было практики заключения княжеских браков с особами только княжеской или королевской крови, и Ольга стала женой великого князя. Поразительно и другое: при обычае на Руси многоженства нет известий о том, что Игорь имел, кроме Ольги, и иных жен. Уже это говорит не только о его любви и преданности своей единственной жене, но и о ее исключительных человеческих качествах.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О ВСТРЕЧЕ ИГОРЯ И ОЛЬГИ (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Когда Олег еще был жив, он правил всей землею Русскою. Игорь же ходил под началом Олега и слушался его во всем. В ту пору привели ему жену из земли Псковской, по имени Ольга. Была Ольга не из княжеского рода, из боярского, но из простых людей.

      Рассказывают такое дивное предание об этом. Случилось однажды князю Игорю охотиться в Псковской земле. И увидал он на другом берегу большой реки охотничьи угодия, и захотел поохотиться в них. Но не мог переправиться через реку, потому что не было у него лодки. И тут князь Игорь заметил какого-то юношу, плывущего в лодке по реке. Он подозвал юношу к берегу и повелел перевезти себя на ту сторону. Когда они плыли, князь взглянул повнимательнее на гребца и увидел, что это не юноша, а прекрасная девушка. To была юная Ольга. И так пленила Игоря красота ее, что разгорелось сердце его любовью и стал он говорить ей нескромные речи.

      Ольга же уразумела помыслы князя и отвечала ему с твердостью:

      — Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Оставь свои мысли. Пусть молода я, и незнатна, и одна здесь, но знай — лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!

      Удивился Игорь ее твердости и недевичьему благоразумию и оставил свои речи. И так, в молчании, переправились они через реку. А вскоре Игорь возвратился обратно в Киев.

      Спустя некоторое время пришла пора Игорю жениться. По обычаю, стали повсюду искать ему невесту и приводить в Киев знатных и красивых девушек. Но ни одна не полюбилась князю. Тогда и вспомнил Игорь дивную Ольгу, красоту ее, благоразумие и гордый нрав. И послал за ней в Псковскую землю. Привели юную невесту в Киев с великими почестями. И так стала Ольга женой князя Игоря.

ЧТО ТАКОЕ ДАНЬ

      Дань во многих странах мира в древности выражала зависимость целых территорий, земель, народов от верховного владыки. Это означало конец первобытно-общинных отношений, конец племенной жизни и являлось одним из признаков государства. Ведь дань — это ежегодный налог не только в пользу князя, но и в пользу его дружины, в пользу всей системы управления. Дань означала начало господства одних и подчинение других, право князя на землю, на право управлять, судить и рядить подданных. Но одновременно она означала, что князь берет на себя обязанность защищать своих подданных, подвластные ему земли. Так, когда хазары завоевали часть восточнославянских земель, то славяне должны были от каждого дома платить им по белке и по одной серебряной монете — по щелягу. В совокупности это давало Хазарии большую прибыль. Теперь, освободив славян от уплаты дани хазарам, русские князья обложили данью все подчиненные им славянские земли. В чем же был смысл этих перемен? «Своя» дань была легче. Она могла быть не только денежной (денег тогда было вообще мало), но и данью продуктами, ремесленными изделиями. Но все равно это была зависимость, и славяне не раз проявляли недовольство этой зависимостью и начинали поднимать восстания против власти киевских князей.

      Беседа с учащимися после рассказа учителя:

      1. Что же называлось полюдьем?

      2. Согласны ли вы с мнением, что это своеобразный налог с

      населения?

      3. Почему сбор дани вызывал возмущение?

      II. Правление княгини Ольги.

      Дополнительные материалы для учителя:

МЕСТЬ ОЛЬГИ ДРЕВЛЯНАМ

      Летопись рассказывает, как древляне решили посватать вдовую княгиню за своего князя Мала и направили посольство в Киев. Во время первой встречи Ольга приветливо приняла послов и посоветовала им ради их великой чести явиться на следующий день на княжеский двор в ладьях, которые должны были нести княжеские дружинники. Ольга заранее приказала выкопать близ своего дворца глубокую яму, и, когда кичившихся честью послов внесли на княжеский двор, княгиня приказала сбросить их в эту яму и закопать живьем. При этом Ольга, как говорит легенда, спросила древлян: «Хороша ли вам честь?» И те ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». Тут же Ольга потребовала присылки второго посольства. Его ждала еще более страшная участь: прежде чем вести переговоры, княгиня предложила послам попариться в бане. В этой легенде есть доля истины, так как на Руси, прежде чем начать переговоры с послами, зачастую предлагали им в виде большой чести принять баню, а потом отведать изысканные угощения. Едва послы приступили к этой ритуальной процедуре, двери в баню были заперты и она запылала. Послов сожгли живьем.

      Наконец, была и третья месть. Ольга сама двинулась в древлянскую землю для того, чтобы, как она уверяла древлян, справить по мужу языческую тризну и поплакать на его могиле. Когда древлянские бояре изрядно выпили хмельного меда, Ольга приказала своим дружинникам зарубить их здесь же у подножия кургана, где был захоронен ее муж.

      Лишь после этого Ольга двинула на главный город древлян Искоростень свое войско. В открытом бою древляне были разгромлены. Летопись рассказывает, что бой начал маленький Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись за стенами города. Несколько месяцев осаждали киевляне отчаянно сопротивлявшийся Искоростень и захватили его лишь при помощи хитрости. Киевляне запросили у древлян легкую дань: по три воробья и по три голубя от каждого двора. После этого они обещали уйти восвояси. Как только дань была доставлена, они привязали к лапкам птиц тлеющие труты и выпустили птиц на волю, в свои гнезда — под крыши домов, сараев, амбаров. Скоро город запылал, и тут же киевляне пошли на штурм.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

      Для Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами, уничтожение в огне их столицы. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так — уже в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя, зачем он жил, каково его место в этой жизни. Порой его тревожат вопросы совести. Язычество искало ответа на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, обещая всеспасение. Но при одном условии: если эта душа и на Земле будет праведной — справедливой, гуманной, терпимой к людям.

      На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но даже при этом она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне она стала христианкой по православному, византийскому образцу в отличие от римского, католического обряда.

      Можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника («Правление княгини Ольги»). Предварительно целесообразно дать задание ответить на вопросы:

      1. Какие изменения в управлении Русью произошли при Ольге?

      2. Почему возрос международный престиж Руси при княгине Ольге?

      III. Князь Святослав.

      Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КНЯЗЕ СВЯТОСЛАВЕ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Когда вырос князь Святослав и возмужал, начал он собирать вокруг себя воинов храбрых. Легко, словно барс, ходил он в походах с дружиной своей и воевал часто. Не брал Святослав в поход ни телег, ни котлов. И мяса не варил, а конину, или зверятину, или говядину, нарезав, на углях пек и так ел. И шатров у него не было. Подстилку стелил и седло под голову бросал — и так спал. Таковы же и все его воины были. И врасплох ни на кого не нападал — когда шел на кого войной, то посылал вперед себя с такими словами: «Хочу на вы идти!»

      Пошел Святослав с дружиной своей на Оку-реку и на Волгу и пришел к Вятичам. И стал их спрашивать:

      — Кому вы дань платите?

      Те отвечали:

      — Хазарам.

      И пошел Святослав войной на Хазар в лето 965. Проведали про то Хазары, собрали войско и вышли навстречу ему с князем своим — Кага́ном. Сошлись Русские с Хазарами, и началась между ними битва. И победил в той битве Святослав, и город Хазарский взял — Белую Ве́жу. И Ясов победил, и Касогов.

      И снова отправился Святослав на Волгу, и Вятичей покорил. И стал с них дани брать.

      Был жe Святослав — язычник. И когда еще жил он с матерью своею, Ольгой, хотела та, чтобы он принял святое крещение. Святослав же отказывался, говоря:

      — Как приму я веру новую? Станет дружина моя насмехаться надо мной!

      И не послушал матери, продолжал жить по обычаям языческим. Если же кто хотел креститься, Святослав не запрещал, но только бранил и укорял того.

      После характеристики Святослава и рассказа о его первых походах учитель переходит к освещению русско-византийской войны. Можно организовать работу учащихся с документом учебника.

      Другой вариант рассмотрения этого пункта плана изучения нового материала состоит в рассказе учителя с использованием иллюстрации учебника (картина К. В. Лебедева «Свидание Святослава с императором Иоанном Цимисхием»). При этом учитель может использовать отрывок из повести писателя Г. Шторма «У стен Доростола»:

      — Да будет мир! — сказал император. — Греки и руссы не должны воевать друг с другом.

      — Если греки не будут воевать с болгарами, — сказал Святослав.

      — Мир будет со всеми.

      — Коли добрый мир — сохраним его нерушимо.

      — Ты мне не веришь?

      —…Поклянись, что греки не будут поднимать мятежи в Болгарии и что ты не станешь посылать печенегов на нашу страну!

      — Хорошо, — сказал император. — Но и ты поклянись, что уйдешь отсюда, что руссы будут друзьями греков и врагами всех, кто противится нам…

      — Погоди! — перебил Святослав. — Твои огненосные суда стоят на Дунае. Обещай, что они пропустят наши ладьи.

      — Обещаю.

      — В Доростоле двадцать тысяч русских. По две меры хлеба каждому пусть дадут нам на обратный путь до Руси.

      — Хлеб дадут вам. Это все, что нужно руссам от греков?

      — Мы хотим еще, чтобы наши купцы без помехи привозили в Царьград товары и чтобы им не чинили никаких обид.

      — Ты не знаешь, что говоришь! — вспыхнул Цимисхий.

      — Тогда мира не будет!.. — и Святослав отвернулся.

      Но тут базилевс так натянул поводья, что конь его топнул ногой и заржал.

      — Ты не сговорчив, но я уступаю! — сказал Цимисхий. — Мы запишем все по-гречески и по-русски и приложим печати, чтобы крепко было навек.

      На том и покончили.

      Лодка с русским отошла. Император долго смотрел вслед Святославу, потом дернул себя за рыжую бороду и воскликнул:

      — Дерзкий и гордый скиф!

      Весь Доростол провожал дружинников, когда они садились в ладьи, чтобы идти на Русь.

      Толпы собрались на берегу Дуная. У значка с золотой лилией и багряной тканью стоял Святослав.

      Свенельд подошел к нему и сказал угрюмо:

      — От болгар узнал я: греки послали бояр к печенегам — велели сказать: «Святослав с великой добычей, а дружины с ним мало: стерегите его».

      Святослав выслушал и ничего не ответил.

      Свенельд произнес еще угрюмей:

      — Печенеги держат пороги. В ладьях по Днепру не пройдем нынче. Надо идти на конях…

      Брови князя сошлись, во взгляде зажглась холодная ярость.

      — Греки, — сказал он, — клятву мне дали, а теперь ищут, как погубить нас!.. Недобрая весть! Но печенегов опасаться не стану. В ладьях пришли мы сюда — в ладьях и уйдем!

      Он умолк и быстро пошел к реке, игравшей короткой серой волною. Дружинник Улеб нес за ним ратный значок.

      Святослав остановился. Болгары на берегу обнажили головы. Он поднял руку и прокричал:

      — Не одолели нас греки, потому что стояли мы друг за друга твердо. И впредь так же стоять будем!.. Прощайте, братья! Мы еще вернемся и обороним с вами Дунай!..

      При рассмотрении вопроса можно использовать и материал о походе печенегов на Киев во время пребывания Святослава на Балканах:

      В это время печенеги окружили Киев со всех сторон, отрезали его от Днепра. Жители изнемогали от голода и жажды. А на противоположной стороне реки стояла дружина с воеводой Претичем, которая не осмеливалась переплывать Днепр под стрелами степняков. И тогда из города тайно вышел некий юноша. В руках он держал уздечку. Он прошел сквозь вражеский лагерь, спрашивал по-печенежски, не видал ли кто его коня. И лишь когда он подошел к Днепру и бросился в реку, на него обрушился град стрел, но юношу уже подобрали в ладью дружинники Претича, и он благополучно достиг другого берега. Там он сказал воеводе, что киевляне сдадутся, если не подоспеет помощь. Это был первый известный нам подвиг русского воина.

      На рассвете киевская дружина переплыла на лодках Днепр и, издав боевой клич, напала на врага. В ответ со стен раздался боевой клич защитников города. Печенеги решили, что это вернулся сам Святослав. Не желая вступать в бой с легендарным воителем, печенежский хан предложил Претичу переговоры. При этом печенег спросил, уж не Святослав ли это вернулся из похода. На что Претич ответил, что его дружина лишь сторожевой полк князя, а далее идет все войско. Печенеги отступили от города. Вскоре подоспел и сам Святослав. Он неожиданно обрушился на печенегов, разбил их и отогнал в степь.

      Закрепление: задания 1, 2, 5 в рабочей тетради. Важными понятиями, вводимыми на уроке, являются понятия «внутренняя политика» и «внешняя политика», которые в дальнейшем будут широко использоваться. Учащиеся могут записать определения этих слов в свою тетрадь.

      Домашнее задание: § 5; задания 3, 4, 6 в рабочей тетради.

      Приложение. Разгадываем шифрограммы и кроссворды из рабочей тетради (с. 12—13).

 

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 752 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0