Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 10:37:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «СКЛАДЫВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА»

      Цель урока: показать, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления; сравнить государственное управление, законодательство, армию в современной России и в Российском государстве XV—XVI вв.

      Основные понятия: централизованное управление, великий князь. Боярская дума, приказы, церковный собор, кормление, наряд, местничество, бюрократия, судебник, пожилое, Юрьев день, вотчина, поместье, дворяне, служилые люди, дьяки.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Россия в XV — начале XVI в.».

      2. Схема Российского централизованного управления в конце XV — начале XVI в.

ХОД УРОКА

      Повторение проводится путем индивидуального опроса учащихся:

      один ученик заполняет на доске таблицу учебника;

      другой ученик освещает у настенной карты вопрос о многонациональном характере Российского государства;

      третий ученик рассказывает об основных направлениях внешней политики России в конце XV — начале XVI в.

      План изучения нового материала:

      I. Управление Российским централизованным государством.

      II. Вооруженные силы.

      III. Судебник 1497 г.

      I. Управление Российским «централизованным государством.

      В начале изучения данного вопроса проводится беседа с учащимися на основе текста учебника в сочетании с составлением графической схемы на доске и в тетрадях (задание 2 из рабочей тетради, с. 79).

      Вопрос о кормлении можно осветить, используя иллюстрацию учебника (картина С. В. Иванова «Приезд воеводы на кормление»).

      Вопросы для учащихся:

      1. Почему государство вынуждено было использовать систему кормлений, а не назначало для управления на местах специальных должностных лиц?

      2. С какой целью создается единая централизованная система управления государством? Почему необходимости в ней не было раньше?

      Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК С. Ф. ПЛАТОНОВ
О СТАНОВЛЕНИИ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ
И ПОЛОЖЕНИИ БОЯРСТВА

      Властный, требовательный и строгий, Василий умел показать свое могущество и самовластие всем его окружавшим. При нем простые удельные отношения подданных к государю исчезают. Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что, когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: «Мы этого не знаем, знает Бог да государь». Такой казалась власть государя иноземцам; но пойманные ими фразы назначались не только для того, чтобы политически возвысить государя в дипломатических сношениях с иноземцами; внутренние отношения действительно менялись, и власть московского государя росла не только по отношению к удельным князьям, как власть единого властителя сильного государства, но и в отношениях подданных. Эта перемена отношений к подданным резче всего сказалась в изменениях быта боярства.

      В Москве издавна, благодаря богатству московских князей и другим причинам, собралось многочисленное боярство: со времени Ивана Калиты с юга и с запада приезжали сюда именитые бояре, и мало-помалу около московского великокняжеского стола столпилось больше слуг, чем у кого бы то ни было из других русских князей. Основанием отношений между князем и боярами до половины XV в. в Москве был договор: боярин приходил «служить князю», а князь за это должен был его «кормить» — вот главное условие договора. Сообразно с этим каждый служилый боярин имел право на «кормление» по заслугам и вместе с тем право отъезда и участия в совете князя. До половины XV в. интересы боярства были тесно связаны с интересами князя: боярин должен был стараться об усилении своего князя, так как чем сильнее князь, тем лучше служить боярину и тем безопаснее его вотчина. Князья в свою очередь признавали заслуги бояр. Словом, московские князья и бояре составляли одну дружную политическую силу. Но с половины XV в. изменяется состав московского боярства и изменяется отношение боярства к государю. С этого времени, в княжение Ивана III и Василия III, в эпоху окончательного подчинения и присоединения уделов, замечается прилив новых слуг к московскому двору: во-первых, это удельные князья, потерявшие или уступившие свои уделы московскому князю; во-вторых, это удельные князья, которые ранее потеряли свою самостоятельность и служили другим удельным князьям; наконец, это бояре — слуги удельных князей, перешедшие вместе со своими князьями на службу к московскому князю. Толпа княжеских слуг увеличивалась еще новыми пришельцами из Литвы — это были литовские и русские князья, державшиеся православия под властью литовских владетелей и после унии 1386 г. стремившиеся перейти со своими уделами под власть православного государя. Все перечисленные пришельцы скоро стали в определенные отношения к старым московским боярам и друг к другу.

      Эти отношения выразились в обычаях местничества. Так называется порядок служебных отношений боярских фамилий, сложившийся в Москве в XV и XVI вв. и основанный на «отечестве», т. е. на унаследованных от предков отношениях служилого лица и рода по службе к другим лицам и родам. Каждый князь или боярин, принимая служебное назначение, справлялся, не станет ли он в равноправные или подчиненные отношения к лицу менее его родовитому по происхождению, и отказывался от таких назначений, как от бесчестящих не только его, но и весь его род. Такой обычай «местничаться» разместил мало-помалу все московские боярские роды в определенный порядок по знатности происхождения, и на этом аристократическом основании большие роды княжеские, как самые знатные, стали выше других; они занимали высшие должности и являлись главными помощниками и сотрудниками московских государей. Но, делаясь боярами, эти княжата приносили в Москву не боярские мысли и чувства; делаясь из самостоятельных людей людьми подчиненными, они, понятно, не могли питать хороших чувств к московскому князю, лишившему их самостоятельности. Они не довольствуются положением прежних бояр при князе, а стараются достигнуть новых прав, воспользоваться всеми выгодами своего нового положения. Помня свое происхождение, зная, что они — потомки прежних правителей Русской земли, они смотрят на себя и теперь как на «хозяев» Русской земли, с той только разницей, что предки их правили русской землей поодиночке, по частям, а они, собравшись в одном месте, около московского князя, должны править все вместе всей землей.

      Основываясь на этом представлении, они склонны требовать участия в управлении страной, требуют, чтобы князья московские советовались с ними о всех делах, грозя, в противном случае, отъездом. Но служилые князья не могли отъехать, как отъезжали бояре удельных князей, т. е. не могли переехать на службу от одного удельного князя к другому: теперь уделов не было и можно было отъехать только в Литву или к немцам под иноверную власть, но и то и другое считалось изменой Русскому государству.

      В конце концов, их положение определялось так: допуская местничество, московские князья не спорили до поры до времени против права совета, но старались прекратить отъезд. Вместе с тем самый ход исторических событий все более и более мешал отъезду, а право совета иногда не осуществлялось. С царствования Ивана III, именно со времени его брака с Софьей Фоминишной, которую не любили бояре за ее властолюбивые стремления, начинают раздаваться жалобы со стороны бояр, что государь их не слушает.

      Время Василия III было еще хуже для бояр в этом отношении, еще более увеличивалось их неудовольствие против князя. Выразителем боярского настроения может служить Берсень-Беклемишев, типичный представитель боярства начала XVI в., человек очень умный, очень начитанный. Он говорил, что все переменилось на Руси, как «пришла Софья», что она переставила все порядки и потому государству стоять недолго; князь московский не любит, как бывало прежде, советоваться с боярами и решает дела «сам третей у постели», т. е. в своем домашнем совете, состоявшем из двух неродовитых людей.

      Так в начале XVI в. стали друг против друга государь, шедший к полновластию, и боярство, которое приняло вид замкнутой и точно расположенной по степеням родовитости аристократии. Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. В этом историческом процессе столкнулись, таким образом, две силы, далеко не равные. За московского государя стоят симпатии всего населения, весь склад государственной жизни, как она тогда слагалась; а боярство, не имея ни союзников, ни влияния в стране, представляло собой замкнутый аристократический круг, опиравшийся при своем высоком служебном и общественном положении лишь на одни родословные предания и не имевший реальных сил отстоять свое положение и свои притязания. Однако, несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих этих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном, когда в крови погибла добрая половина бояр.

      II. Вооруженные силы.

      Сильное государство предполагает сильную армию. Опасность для Руси исходила как с Запада, так и с Востока, поэтому единое государство должно было создать сильное, боеспособное войско.

      Вопросы для беседы с учащимися:

      1. Как формируется армия сегодня?

      2. Кто кормит, вооружает и одевает воинов?

      В классе всегда есть ученики из семей военнослужащих, поэтому вопросы не вызывают затруднения.

      3. А как формировалась армия в XV в.?

      Рассказ учителя сочетается с конспективными записями в тетради:

      Дворяне — помещики — служилые люди.

      Поместье — земельное владение, которое давалось за службу.

      Новая форма землевладения — поместье — появилась в XV в.

      Можно дать задание заполнить сравнительную таблицу (выполнять эту работу целесообразно в качестве домашнего задания).

Вопросы
Вотчина
Поместье
1. Что собой представляли?
2. Кто владел?
3. В каком случае передавались по наследству?
4. От кого получали?
5. Являлись ли полной собственностью владельца?
   

      Здесь же можно вернуться к вопросу о присоединении Новгорода. Как Иван III поступил с новгородскими боярами? Почему? Учитель подчеркнет, что Иван III поместил на новгородских боярских землях служилых людей великого князя.

      Дополнительные материалы для учителя:

ПИСАТЕЛЬНИЦА Б. ПРИЛЕЖАЕВА-БАРСКАЯ
О ВОЙСКЕ ИВАНА III

      …Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает сильное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерцало — доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное копье с зеленым значком, на боку — кривая… сабля. За плечами колчан со стрелами и лук.

      Увесист князь в своих ратных доспехах; с виду хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего господина.

      По правую руку воеводы едет его товарищ и подручный, боярин Федор Давидович, тоже весь закованный в броню, в латах, в полных ратных доспехах, с копьем, арбалетом, саблей.

      Сзади начальников, ряд за рядом, выступают бояре, боярские дети со слугами и холопами своими.

      Все бояре явились на княжеский зов «конны, людны и оружны» на конях, в полном боевом вооружении, сопровождаемые своими челядинцами.

      Кто побогаче, тот в железных и медных доспехах; кто победнее, тот в суконных простеганных длинных кафтанах с высоким воротом, таких плотных и толстых, что не хуже железной брони защищают от удара копьем или от стрелы, пущенной издалека…

      Спокойно и уверенно сидят воины в высоких своих седлах. Удобно в таком седле повернуться в любую сторону, легко приподняться в стременах на полном скаку.

      Спокойно и уверенно на добрых конях сидят воины, обученные ратному делу, привыкшие биться с врагами; они умели метко стрелять из лука, а по исконному русскому обычаю, не щадя своей жизни, бьются врукопашную.

      За конницей идет обоз. Каждый из воинов по своему достатку запасал продовольствие. Везут капусту, лук, хлеб, мясо, рыбу, соль, а кто побогаче, припас перец, гвоздику и другие пряности.

      За обозом шагают пешие. Со стрелами и луком — лучники, с мечами, топорами и копьями — копьеносцы, то легкая и тяжелая пехота.

      Неторопливо, уверенно и покойно подвигалась вперед московская рать и, не встретив никакого сопротивления, вступила в новгородские пределы.

      Тяжелый топот, ржание коней, шум человеческих голосов разносились гулом по Новгородской земле.

ИСТОРИК Н. И. КОСТОМАРОВ
О МОСКОВСКОМ ВОЙСКЕ

      В распоряжении московского государя было большое количество войска (он мог выставить далеко более 100 000). Главная сила состояла в детях боярских, специально составлявших военное служилое сословие. Они выходили на войну на своих малорослых, слабоуздых конях и на таких седлах, на которых нельзя было поворачиваться на сторону. Оружие у них составляли главным образом стрелы, бердыши и палицы. Кроме того, за поясом у московского воина заткнут был большой нож, а люди знатные носили и сабли. Русские воины умели ловко обращаться, держа в руках в одно и то же время и узду, и лук, и стрелы, и сабли, и плеть. Длинный повод с прорезью был намотан вокруг пальца левой руки, а плеть висела на мизинце правой. У некоторых были и копья. Для защиты от неприятельских ударов те, которые были побогаче, носили кольчуги, ожерелья, нагрудники и немногие — остроконечный шлем. Другие подбивали себе платье ватой.

      При Василии учреждался новый отряд войска, называемый «пищальники», вооруженный огнестрельным оружием. Артиллерия (наряд) употреблялась собственно при осаде или защите городов, но Василий начал вводить мало-помалу как артиллерию, так и пехоту в битвах. Кроме пищальников была еще «посоха» из жителей разного рода, набранных по особым распоряжениям. У воина были свои запасы, обыкновенно на вьючных лошадях, которых он вел с собою. Запасы состояли чаще всего из пшена, солонины и толокна; иные бедняки дня по два, по три говели; но воеводы и вообще начальники часто кормили наиболее бедных. В битвах русские того времени были очень смелы и порывисты и выходили в бой под музыку, которая состояла у них из труб и так называемых сурьм, или сурьн, на которых они играли не переводя дух.

      III. Судебник 1497 г.

      Рассмотрение вопроса начинается с повторительно-обобщающей беседы с учащимися по вопросам:

      1. По какому закону жили в Древнерусском государстве?

      2. Когда он был создан?

      3. Что изменилось в Российском государстве с момента принятия Русской Правды?

      Объяснение учителя:

      Право не может оставаться неизменным. Многие нормы Русской Правды не соответствовали окружающей действительности, а многочисленные княжеские уставы, принимавшиеся в период раздробленности, часто противоречили друг другу. Единое государство нуждалось в едином законодательстве.

      Учитель дает задание учащимся познакомиться с новым законом по учебнику и документу после § 24, статья 57. После прочтения текст анализируется по вопросам:

      1. Для чего понадобился Судебник Ивану III в 1497 г. и как Россия обходилась без него прежде?

      2. Кому был выгоден (а кому невыгоден) закон о Юрьевом дне: крестьянам (помещичьим, монастырским, боярским, черносошным), боярам, церковникам, посадским горожанам? Почему?

      3. В Судебнике 1497 г. большое внимание уделялось поддержанию авторитета государя. О чем говорит этот факт?

      В конце урока необходимо обратить внимание на следующие понятия (их определения записываются в тетрадь):

      Местничество — порядок назначения на должность по знатности рода. При назначении на должность и производстве в чины учитывалось не только происхождение, но и безупречная служба соискателя и его родителей.

      Бюрократия — круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д.

      Самодержавная власть — ничем и никем не ограниченная власть монарха.

      Дополнительный материал для учителя:

ИСТОРИК Д. И. ИЛОВАЙСКИЙ О СУДЕБНИКЕ 1497 г.

      По этому Судебнику в областях суд производят наместники и волостели (из бояр и детей боярских) в присутствии «дворского» (княжеский чиновник), местного старосты и выборных из лучших людей. За «лихие дела» (т. е. уголовные преступления) назначена смертная казнь; за простое воровство и другие менее важные преступления определяется «торговая казнь», т. е. публичное наказание кнутом по торгу. Судьями выдается от каждого дела известная пошлина с подсудимых; а давать им посулы (взятки) запрещено, о чем велено «прокликать» по торгам во всех городах Московской и Новгородской земли. В тяжбах дозволяется решать дела полем, или поединком. Судебные поединки не должны быть смертельны: бойцы надевали доспех (броню) и сражались обыкновенно ослопом или дубинкой. В некоторых случаях дозволялось подсудимому (женщине, старику, малолетнему, увечному, монаху) вместо себя выставлять «наймита», т. е. наемного бойца. Издание Судебника находилось в связи с уничтожением уделов; присоединяя русские области, великий князь московский мало-помалу отменяет областные отличия и вводит везде московское судопроизводство и управление. На Судебнике отразилось влияние татарских нравов; сюда относятся: пытка, кнут и вообще телесные наказания, которые в Русской Правде не встречаются.

      Домашнее задание: § 24; задания из рабочей тетради к § 24, таблица, вопросы, подумай и обсуди.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 782 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0