Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 21:52:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ»

      Цель урока: расширить и углубить знания о расселении первых людей на территории России.

      Основные понятия: род, родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы.

      Оборудование урока:

      Карта «Территория России в древности» (Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по отечественной истории. — М.: Просвещение, 1997).

ХОД УРОКА

      Домашнее задание проверяется по вопросам учебника на с. 7.

      План изучения нового материала:

      I. Первые люди на территории России.

      II. Переход к производящему хозяйству и его последствия.

      III. Индоевропейцы.

      I. Первые люди на территории России.

      При рассмотрении вопроса учитель опирается на знания, полученные учащимися в курсе истории Древнего мира. Для активизации этих знаний можно задать учащимся следующие вопросы:

      1. Чем первые люди отличались от животных?

      2. Почему древнейшие люди жили коллективами?

      В рабочую тетрадь учащиеся записывают определения родовой общины, племени.

      Дополнительные материалы для учителя:

ДРЕВНЕЙШИЕ СТОЯНКИ ЛЮДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

      Найдено множество доказательств того, что в позднем палеолите человек разумный заселил всю территорию нашей страны, продвигаясь в ее глубь с западных и южных направлений. Один из наиболее известных пунктов такого продвижения обнаружен в районе современного Воронежа еще в 1879 г. Уже сто лет в этих местах проводятся раскопки и находят все новые и новые следы жизни наших далеких предков.

      Когда-то этот район был очень густо заселен. Некоторые ученые считают, что население пришло сюда из Центральной Европы, другие — из Причерноморья. Обнаружены здесь десятки тысяч каменных орудий, остатки жилищ, захоронения. Но наибольшую известность этим местам принесли находки выдающихся произведений древнего искусства — «палеолитические Венеры».

      Это небольшие, от 5 до 15 см, вырезанные из мягкого камня или кости статуэтки обнаженных женщин. Такие статуэтки известны в Западной и Центральной Европе, а также в Сибири на стоянках Мальта и Буреть, недалеко от Байкала (здесь имеются и статуэтки женщин в меховых костюмах). Однако такого количества «палеолитических Венер», как на берегах верхнего Дона, нет нигде в мире.

      Кто же такие «палеолитические Венеры»? Всюду первобытные скульптуры изображали полную женщину со сложенными на животе руками, роскошной прической и совершенно без одежды или с тонкой веревочкой на бедрах. Именно так могла выглядеть позднепалеолитическая женщина в домашней обстановке. До недавнего времени северные народы (эскимосы, чукчи, коряки) шокировали посетителей своей привычкой находиться внутри своих жилищ совершенно голыми. Но в тесном, жарком и душном чуме или яранге иначе и невозможно. Если здесь посидеть в меховой одежде, то когда в ней потом выйдешь на мороз, она станет ледяной, поломается и не будет греть. Не забудем, что климат Европы во времена позднего палеолита был суровым — север континента занимал ледник. Байкальские женские статуэтки сохранили для нас облик человека тех времен в его одеянии — на улице обнажено только лицо, все остальное находится под своеобразным комбинезоном из меха пушных животных. Похожие одеяния до сих пор носят люди на Крайнем Севере.

      Однако «палеолитическая Венера» — это, разумеется, не простая женщина. Скорее всего так изображались богини-прародительницы, весь облик которых символизирует идею материнства и плодородия. Мать-хранительница родового очага оберегала свой род от всевозможных несчастий и бед. Культ женщины-матери господствовал тогда от берегов Атлантического океана до Байкала. Вряд ли на такой громадной территории обитали родственные племена. Скорее всего охотники на мамонтов жили небольшими замкнутыми группами. Но единые условия жизни и единая психология предопределяли единые верования.

СТОЯНКА ПОД ВЛАДИМИРОМ

      На стоянке Сунгирь под Владимиром жили во времена позднего палеолита люди, возможно, родственные обитателям стоянок под Воронежем. Раскопки здесь велись с конца 50-х гг. XX в. И вот в 1964 г. было сделано выдающееся открытие. Была найдена могила палеолитического человека. В отличие от многих сравнительно бедных захоронений того периода Сунгирьское содержало большое количество вещей, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?

      Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. Археологи из дерева вырезали тонкие острые палочки, затесанные с одного конца в виде лопатки. Этими палочками и снимали миллиметр за миллиметром глину, покрывавшую скелет. Руководил расчисткой выдающийся ученый и скульптор М. М. Герасимов.

      Было выяснено, что здесь похоронен мужчина в возрасте 55—60 лет европейского типа. В шутку его назвали Сунгирем Владимировичем. На груди скелета увидели какую-то непонятную мозаику из мелких косточек. Оказалось, это были 3500 мелких бусинок из кости мамонта. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия. Узором из бусинок был расшит истлевший за тысячелетия меховой костюм Сунгиря Владимировича. Запястья его украшали 20 браслетов из тонких пластинок, выструганных из бивня мамонта. Кроме того, тело умершего раскрасили красной краской — охрой, следы которой сохранились на костях.

      Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны два скелета подростков 12—13 и 7—8 лет. Это были либо два мальчика, либо мальчик и девочка. Рядом с телами положили очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей, как и Сунгиря Владимировича, покрывали бусы из костей мамонта. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у плеча — мамонта.

      Это было также очень богатое захоронение. Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Может, это были дети, обладавшие, по мнению соплеменников, какой-то магической силой? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка? По этому поводу можно строить самые разнообразные гипотезы.

КАПОВА ПЕЩЕРА

      Часто трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями лишь из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед местами толщиной до нескольких километров покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра. И эта явно негостеприимная земля была довольно густо для того времени заселена людьми.

      Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие громадные животные. Тысячи костей этих зверей и костяных изделий находят на стоянках палеолитического человека. Шкуру мамонта не пробьешь никаким холодным оружием. Но мамонт был неповоротлив. И это помогало человеку, Многие стоянки обнаружены на краю оврагов, крутых берегах рек. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры — на строительство жилищ. Оказалось, что люди тогда вовсе не жили в пещерах, как думали раньше, называя древнего человека троглодитом, т. е. пещерным человеком. Люди обычно строили себе землянки и даже настоящие дома на открытых местах.

      Но пещеры тоже использовали. С пещерами связана духовная жизнь наших далеких предков. Нам теперь очень сложно понять ее. Но кое-что сказать можно. Жизнь человека тогда целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. Племена обычно вели свою родословную от каких-либо животных. Одни себя называли детьми медведя, другие — детьми сокола, третьи — змеи (как могикане в романе Ф. Купера). Удача на охоте была очень непостоянной, случайной. С этим связано, очевидно, господство различных запретов и тайн в религиозных представлениях… Мы привыкли, что наши храмы обычно возвышаются на видном отовсюду, известном всем месте, в центре города или села. Не так было в палеолите. О святилищах знали лишь посвященные. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу для охотников.

      Вот в вековом мраке пещеры вспыхивает свет факелов. И люди, которых привели в пещеру, видят несущееся среди тьмы во всей своей красе и неистовстве стадо мамонтов, бизонов, лошадей, носорогов. Даже сейчас великолепные изображения на стенах древних святилищ оставляют неизгладимое воспоминание у тех, кому удалось их увидеть.

      Можно представить себе, какое потрясение вызывало у первобытных людей подобное зрелище. Феномен пещерной живописи, совершенство красочных рисунков до сих пор не вполне объяснены. Считается, например, что в пещерах проводился обряд инициации, т. е. посвящения во взрослые подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.

      Долгое время эти рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Считалось, что их создавало только население этих мест. Но вот в 1959 г. зоолог А. В. Рюмин сфотографировал в Каповой пещере на Южном Урале загадочные изображения. Вначале ему никто не поверил. Однако была организована экспедиция, завезли специальное оборудование.

      Археологов поразила прежде всего величина пещеры. Метрах в 140 от входа в потолке пещеры виднелась щель — отверстие, ведущее на второй этаж пещеры. По отвесной скале надо подняться на этот этаж, и попадаешь в «зал мамонтов». Свет прожекторов едва достигает потолка. Перед ошеломленным взором предстают ярко-красные фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Всего более 40 рисунков. Нашли рисунки и на первом этаже — но они непонятны: какие-то кубики, треугольники.

      Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Причем камни для этих орудий и материал для краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилище.

      II. Переход к производящему хозяйству и его последствия.

      Дополнительные материалы для учителя:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

      Мы привыкли к тому, что, чем далее время уводит нас в глубь веков и тысячелетий, тем более дикой и несовершенной представляется нам жизнь человека. С высоты современных знаний и культуры мы порой снисходительно усмехаемся по поводу достижений древнего человека. Между тем это не совсем справедливо. Все познается в сравнении. И то, что произошло на рубеже VI — III тысячелетий до н. э., можно сравнить лишь с самыми великими достижениями человечества во все времена и на всех континентах.

      Именно в это время начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).

      Постепенно изменившаяся природная среда, новые благоприятные климатические условия послеледникового периода, совершенствование самого человека привели к революционным, т. е. коренным и быстротечным, изменениям в жизни человеческого общества на огромных пространствах Европы, Северной Африки, Азии, включая и территорию современной России.

      Прежде всего новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий. Техника этой обработки, кажется, достигла совершенства. Люди научились сверлить камень при помощи каменных же долот, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли. В качестве оружия появились булавы — огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.

      Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Но, пожалуй, наиболее впечатляющими изобретениями человека в век неолита стало появление гончарного круга и начало выделки глиняной посуды. Вероятно, люди заметили, что глина, которой обмазывали плетеные сосуды для сохранения огня, становится под действием жара прочной и огнестойкой. Сначала люди научились лепить сосуды вручную и обжигать их, потом появился гончарный круг, и эта работа механизировалась. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. Наконец, в период неолита люди изобрели колесо, что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.

      На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие. Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа — ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

      Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза — сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.

      Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.

      Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

      Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине — земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.

      Тогдашние поселения представляли собой несколько десятков землянок, полуземлянок или наземных жилищ, срубленных из дерева (на севере). В центре такого жилья находился очаг, на котором люди готовили пищу и который обогревал их. Первые деревянные дома были еще невысоки, жались к земле, словно люди, веками привыкшие к вырытому в ней жилью, все никак не могли от нее оторваться. В других местах (например, на юге) это были большие дома с очагами для каждой обитающей в таком доме семьи. На месте таких поселков, больших общих домов обнаружены религиозные сооружения, около которых люди молились своим первым богам, в первую очередь огню. Его культ был распространен на широких просторах Евразии.

      Люди неолита стали наследниками прежних территорий, осваиваемых человеком с незапамятных времен. Они продолжали здесь уже в новых условиях человеческую жизнь и двигали вперед человеческое общество.

      На территории России стоянки людей неолита обнаружены на больших пространствах от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа. Это Карелия, берега Печоры, Каргополь, берега Ладожского, Онежского озер и озера Ильмень, вся лесная полоса Восточноевропейской равнины, берега Волги и Оки (около Рязани, Мурома, Балахны), а далее на обширных пространствах Сибири, на Ангаре, Лене. Одна из таких стоянок обнаружена в 40 км к северо-востоку от Москвы близ села Льялово.

      Характерно, что все эти стоянки жмутся к воде. Рыбная ловля и охота в прибрежных лесах давали значительную часть пищи. На заливных лугах, на прибрежных полянах получали первый опыт местные земледельцы и скотоводы. Реки и озера при наличии лодок стали в лесных чащах первыми удобными дорогами, по которым можно было плыть десятки километров и никогда не сбиться с пути.

      Примером поселений первых земледельцев являются стоянки трипольской культуры. Основным занятием трипольцев стало земледелие и разведение домашних животных — скотоводство. Они засевали большие пространства земли пшеницей, ячменем, просом, горохом, обрабатывали поле мотыгами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремневыми вкладышами, мололи зерно каменными зернотерками, хранили его в глиняных сосудах, сделанных при помощи гончарного круга и укрытых в ямах-хранилищах, обмазанных изнутри глиной. Трипольцы разводили домашних животных — рогатый скот, свиней, коз, овец. Кости этих животных в изобилии попадаются в древних стоянках.

      Со временем в трипольских поселениях возрастает роль мужчин. В их погребениях часто находят сельскохозяйственные орудия, а в могилах женщин — пряслица. Это значит, что ткачество, домашний труд становятся уделом женщины, а основное хозяйство, дающее жизнь общине, — земледелие и скотоводство — ложится на плечи мужчины. Общество на территории Восточной Европы постепенно переходит на рельсы патриархата. Этот переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.

ПРИРУЧЕНИЕ КОНЯ И РОЛЬ ЭТОГО СОБЫТИЯ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

      Подлинный переворот в жизнь многих народов древности внес домашний конь. Он стал наиболее надежным, быстрым, выносливым, всепогодным, повсеместным средством передвижения. Кроме того, выяснилось, что лошадь часто является более удобным тягловым животным для вспашки полей, чем бык. Земледелие распространяется на новые территории. Возникают и крупные государства, затем первые державы типа Хеттской, Ассирийской, Египетской. Усиливаются связи между народами, развиваются торговля и обмен изобретениями и культурными достижениями. Ход истории человечества заметно ускоряется. Не случайно там, где люди не имели возможности овладеть конем, например в Америке, развитие цивилизации шло более замедленными темпами.

      Конь господствовал в качестве одного из главных помощников и друзей человека в течение нескольких тысячелетий. Только на памяти ныне живущего поколения людей лошади почти полностью уступили свое место поездам, автомобилям, тракторам, самолетам. Но до сих пор сохранилась наша любовь и даже страсть (вспомним лошадиные бега) к этому красивому и нужному животному…

      Где же был приручен конь? В Переднюю Азию, в Египет, в Индию он пришел с севера, где-то на севере, согласно мифам и сказаниям южных народов, находилась страна сказочных кентавров — полулюдей, полулошадей. Наверное, увидев издалека всадника на лошади, жители юга не могли понять, кто это такой, и придумали этих фантастических существ.

      На юг конь попал уже не только одомашненным, но и со знанием его привычек, повадок, правил разведения. Вместе с лошадьми пришел и религиозный культ священных коней. Древнейшие из обнаруженных в письменных памятниках древневосточных государств термины по коневодству имеют индоевропейские корни. Согласно легендам, стада коней пригнали сюда арии, то есть некоторые племена индоевропейцев, вернувшиеся тогда в районы своей прародины после нескольких тысячелетий жизни в степях.

      Археологи давно ищут самые древние останки домашней лошади. До недавнего времени считали, что такие останки обнаружены на стоянке Дериевка на территории современной Украины. Однако кости домашнего коня стоянок Муллино и Давлеканово датируются более ранним временем — рубежом VII—VI тысячелетий до н. э. (более 8 тысяч лет назад). Причем установлено, что порода этих лошадей была именно такая, какую позднее привели арии в Переднюю Азию. Это была крупная лошадь. Такие лошади разводились в Поволжье и Предуралье еще в XVIII веке, а ныне представителями этой породы являются знаменитые ахалтекинские кони из Туркмении (туда они попали в древности тоже из степей Предуралья).

      Предполагается, что индоевропейцы Южного Урала сумели одомашнить обитавшую в тех местах дикую лошадь-тарпана, которую можно было встретить здесь еще 200 лет назад. Правда, некоторые ученые считают, что лошадь-тарпан — это одичавшая древняя домашняя лошадь. Как бы там ни было, можно считать установленным фактом, что наши предки первыми приручили коня и начали распространять его по всему миру.

      Вопросы для учащихся:

      1. Что изменилось в жизни людей с появлением орудий труда из металла?

      2. Как можно назвать хозяйство, при котором человек сам стал создавать, производить основные продукты?

      3. Какие новые отрасли хозяйства появились у людей?

      III. Индоевропейцы.

      Целесообразно организовать работу учащихся по вариантам.

      Задание для первого варианта: используя опорные слова (рабочая тетрадь, с. 4) и иллюстрации учебника, составьте рассказ «Жизнь трипольцев».

      Задание для второго варианта: проследите по карте расселение индоевропейцев.

      Задание для третьего варианта: используя текст учебника, ответьте на вопрос: какие современные народы относятся к индоевропейцам, угрофиннам, тюркам?

      Дополнительные материалы для учителя:

РАССЕЛЕНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

      С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Одни двинулись оттуда на запад и заняли просторы Европы до Атлантики. Другие распространились на север, восток и юго-восток. Они заняли север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских переселений врезался в среду угрофинских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропейцы не пошли. На юге, в лесостепной полосе, они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, вышли на Иранское нагорье и расселились в Индии.

      В мифах и сказках народов Индии сохранились воспоминания об их древнейшей северной прародине, на севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту — древнему языку Индии.

      Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтому их и прозвали индоевропейцами. Уже в ходе переселений в IV — III тысячелетиях до н. э. общность индоевропейцев стала распадаться. Образовались крупные языковые блоки. Так, один из них включал германцев, славян, балтов. Когда-то все они были одним народом и говорили на одном языке. Лишь позднее выделились германцы. А балты и славяне составляли одно целое. Но жизнь шла, индоевропейцы продолжали расселяться по территории Евразии, их численность увеличивалась. В условиях постоянного движения, освоения новых территорий, их обживания они продолжали обособляться. В конце концов из индоевропейцев выделилась восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики, жители нынешнего Афганистана — пушту и дари и др.), западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.), славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.), балтская группа (прибалтийские народы: литовцы, латыши и др.).

      Однако, несмотря на это обособление, следы былой общности, глубины индоевропейской памяти проглядывают повсюду. Во-первых, в языке. Так, и у славянских языков, и у иранских немало общих слов и понятий: бог (господин, владыка), хата (дом), боярин (ближний господин), топор, собака, богатырь и многие другие, все они пришли к нам от древних иранцев.

      Эта общность видна и в прикладном искусстве, например в узорах вышивок, в украшениях на глиняных сосудах — повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранилось поклонение лосям и оленям, хотя, как известно, в Иране, Индии, Греции эти животные не водятся. То же относится и к ряду народных праздников, например к «медвежьим праздникам», проводимым многими народами в весенние дни пробуждения от зимней спячки медведя. Все это следы северной прародины индоевропейцев.

      Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, известный славянский бог Перун-громовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада — покровительница брака и семьи — сопоставима с греческой богиней Латой. У многих других божеств разных индоевропейских народов единые древние корни.

      В конце урока учитель проверяет выполнение заданий по вариантам. При этом желательно дать возможность высказаться нескольким ученикам по каждому варианту. Учитель подводит итог.

      Домашнее задание: § 1; рабочая тетрадь, с. 4.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 905 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0