Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 18:58:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Деятельность и общение

      При планировании, подготовке и проведении этих уроков учителю полезно иметь в виду, что:

      — проблема общения весьма значима для юношеского возраста, этот вид деятельности во многом является ведущим;

      — в современной социальной психологии, философии, других областях человекознания проблема соотношения деятельности и общения не имеет единой трактовки, допускаются различные точки зрения;

      — учащиеся обладают различным по содержанию, эмоциональному отклику, разнообразию опытом общения со сверстниками, который не может не оказывать воздействия на интерес к проблеме;

      — в данном курсе важно рассмотреть общение с определенной точки зрения — с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.

      В курсе обществознания в основной школе проблема общения рассматривается преимущественно на практической основе, в старшей школе уместно теоретическое раскрытие сущности, форм и функций общения.

      Сказанное выше не означает, что уроки должны проводиться в сухой академической манере. Напротив, весьма уместно включение в урок активных форм работы, использование элементов практических упражнений и т. п. Однако активные приемы в данном случае не самоцель, а средство воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу учащихся.

      Задачи изучения данной подтемы в старшей школе состоят в том, чтобы:

      — охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения; показать диалог как условие эффективного общения;

      — способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности;

      — на примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

      Урок в зависимости от специфики класса, отношений, складывающихся между учениками и у учителя с учащимися, степени доверия участников занятия может строиться в различных вариантах.

Вариант 1

      Урок проводится в форме комбинированного, сочетающего теоретическое рассмотрение изучаемого содержания с практическими упражнениями и обсуждением их результатов.

      План изучения нового материала

      1. Соотношение понятий «деятельность» и «общение».

      2. Общение и коммуникация.

      3. Диалог как способ и средство общения.

      4. Многообразие форм общения.

      5. Функции общения.

      1. Первый вопрос плана может быть рассмотрен на основе изложения материала учителем или чтения фрагмента § 5.

      Обсуждение прочитанного или изложенного учителем содержания может быть построено на основе задания 1 к данному параграфу.

      При этом обсуждении уместно закрепление знаний о структуре деятельности на примере общения, которое имеет объект, субъект, цель, средства, результат.

      Углубление знаний о структуре деятельности в случае общения возможно, поскольку общение предполагает наличие основных элементов любой деятельности и одновременно каждый из этих элементов обладает известной спецификой.

      Так, взаимный, обоюдный характер общения приводит к тому, что обе стороны в нем обладают признаками активного субъекта (в науке это своеобразие определяется термином «субъект-субъектные отношения» в отличие от субъект-объектных отношений, где четко выделяется активная и пассивная сторона взаимодействия).

      Цель общения также представляется весьма любопытной для обсуждения на данном уроке. Можно заранее провести среди учащихся своеобразный социологический опрос, касающийся их отношения к цели общения: что может считаться целью общения? Может ли быть общение без всякой цели?

      В результате опроса учитель получит любопытные данные для дискуссии.

      Средства общения хорошо известны старшеклассникам. Они легко могут назвать такое средство, как речь. (Вербальное общение чаще всего отождествляется с самим понятием общения.) Однако в качестве дополнительной информации можно сообщить учащимся о многообразии неречевых средств общения. Действительно, общение может осуществляться не только с помощью родного или иностранного языка, но и вовсе без слов.

      Здесь на помощь учителю может прийти дополнительная литература: Дерябро С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М., 1996; Борисов Ю. Роскошь человеческого общения. — М., 1998.

      Учащимся полезно знать о том, что психологи не без оснований считают: легче изменить свое мировоззрение, чем свою индивидуальную манеру подносить ложку ко рту при еде. Ведь внутренний мир человека гораздо «правдивее» проявляется через его мимику, жесты, интонации, чем через сказанные им слова.

      Содержание фраз гораздо легче поддается контролю, тогда как невербальные (несловесные) средства общения почти не подвергаются подобной «цензуре», оставаясь относительно постоянными, неизменными в течение жизни.

      Психология проявления особенностей человека через определенные «сигналы» тела так же стара, как человечество. Ею вполне осознанно занимались еще в глубокой древности. Вспомним театральные маски Древней Греции или японского театра Кабуки.

      Начало научных изысканий в этой области восходит к Гёте и Ч. Дарвину. Основные проявления человеческого тела (мимика, жесты, позы и др.) связаны с тем, что то или иное событие вызывает у человека внутреннее переживание, а оно, в свою очередь, проявляется в изменении внешнего облика. Тесная связь душевных переживаний и телесных движений основана на том, что в нервных центрах головного и спинного мозга под влиянием настроений и эмоциональных переживаний возникают нервные токи, которые передаются примерно 500 мышцам тела и побуждают к действию.

      Закрепление знаний о средствах общения возможно с помощью обсуждения задания 5 к изучаемому параграфу.

      2. Вопрос о соотношении общения и коммуникации не представляет сложности и может быть рассмотрен на основе текста § 5 учебника. А обсуждение вопроса 2 к данному параграфу может служить средством закрепления материала.

      3. Специального внимания на уроке заслуживает вопрос о диалоге.

      Учащимся полезно сообщить некоторые дополнительные сведения о сократовском методе — способе добывания истины с помощью диалога.

      Вот как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа Ксенофонта. Он встретился с ним на узкой улице и, тронув палкой, спросил: «Где покупают муку?» «На базаре», — последовал ответ. «А масло?» — «Там же». — «А куда идти, чтобы сделаться мудрым?» Юноша был поражен смыслом противопоставления: людям общеизвестно то, что относится к их телесным потребностям, и совершенно ничего не известно о том, что должно составлять высочайшее благо и ценность жизни. «Следуй за мной! — сказал Сократ, — ты должен это узнать».

      Ксенофонт писал: «Сократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим, а если не знает, то и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не переставал заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предмет».

      Как же Сократ помогал своим слушателям «рождать из себя знание»?

      Рядом вопросов он понуждал собеседника или признаться в том, что он не разбирается в проблеме, т. е. признать свое невежество, или пополнить и исправить свое знание.

      «Почему я спрашиваю тебя, — обращался Сократ к софисту Горгию, — а не говорю сам? Это делается ради беседы. Она должна идти так, чтобы ее ход показывал нам в совершенной ясности, о чем у нас речь».

      Возможно использование в качестве примера фрагмента платоновского диалога (см.: Основы современной цивилизации: Учебная хрестоматия для средней школы. — М., 1992. — С. 15—16). Анализ указанного фрагмента позволит не только выявить своеобразие философского диалога, но и обсудить вопрос о значении диалога в общении.

      4. Вопрос о многообразии мира общения достаточно подробно изложен в учебнике. Дополнением к нему могут служить задания 4, 6 к § 5.

Вариант 2

      Занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением.

      При этом варианте, планируя изучение нового материала, полезно выделить отдельный урок под практические занятия, а затем на втором уроке обсудить теоретическое содержание темы.

Элементы практических упражнений на тему «Активное слушание»

      «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Плутарх

      «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе».

Д. Карнеги

      Упражнение: «Почему слушание важно»

      Цель: определить, почему нужно хорошо слушать.

      Ход занятия:

      1. Спросите учащихся: «Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?» Напишите ответы на доске. Ниже приведены варианты ответов:

      — получить информацию;

      — узнать, как что-либо делается;

      — понять, что кому-нибудь нужно;

      — узнать, как кто-либо себя чувствует;

      — развлечься (телевизор, музыка, кино);

      — выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

      — поделиться с друзьями (проблемы, радости и т. п.), общаться с теми, кто вам нравится;

      — защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

      2. Обсудите следующие вопросы:

      Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?

      Когда «неслушание» может быть опасным?

      Упражнение: «Правильное и неправильное слушание»

      Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

      Ход занятия:

      Скажите, что сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека. Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

      — смотрите в сторону;

      — делайте вид, что вам скучно;

      — перебивайте;

      — смотрите на часы;

      — смейтесь не к месту.

      Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

      Вопросы классу:

      — Слушал ли я говорящего?

      — Как вы поняли, что я не слушал?

      — Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы.)

      — Как реагировал ..., когда я не слушал?

      — Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

      Напишите на доске признаки «неслушающего» поведения.

      Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т. п.

      Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

      — поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

      — сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

      — не перебивайте;

      — задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

      — повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

      — отражайте чувства говорящего;

      — показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

      Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

      Вопросы классу:

      — Слушал ли я на этот раз?

      — Как вы догадались, что я слушал?

      — Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

      — Как реагировал ..., когда я слушал?

      — Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

      Напишите на доске признаки хорошего слушания.

      Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

      1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

      2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

      3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

      4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

      5. Когда, по вашему мнению, труднее всего быть хорошим слушателем?

      (Постарайтесь вызвать ответ, указывающий на конфликтную ситуацию.)

      6. Что значит уметь слушать? Выделите наиболее важные стороны этого умения.

      7. Каким слушателем вы себя считаете:

      — идеальным;

      — выше среднего уровня;

      — нуждаюсь в дополнительном обучении и практике в умении слушать;

      — неважным, так как многие сообщения воспринимаю в искаженном виде, не вникая в смысл?

      Упражнение «Неиспорченный телефон»

      Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.

      Можно использовать магнитофон для фиксации.

      Ход занятия:

      Дайте инструкцию: «Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т. д.

      Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи».

      Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

      а) способы слушания, использованные участниками;

      б) искажение информации.

      Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

      Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

      «Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

      Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

      Вы готовы передать информацию?»

      В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

      1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

      2. Какая информация запоминалась лучше?

      3. Какие произошли искажения информации?

      4. С чем связаны искажения?

      Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги1 .

      Итоги:

      1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.

      2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизводя ее или своими словами.

      3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.

      4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.

      5. В заключение обсудите следующие правила, дополнив их новыми пунктами, исключив несущественные.

Правила хорошего слушания

      1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

      2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.

      3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

      4. Не давай оценок.

      5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

      (См.: Мелибруда Е. Я. Ты — Мы. — М., 1986.)

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 685 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0