Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 12:08:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Исторический процесс и его участники

      Данная подтема — одна из наиболее важных точек пересечения курсов истории и обществоведения. Здесь значительна роль теоретического осмысления знаний по истории, а также по литературе, наблюдений современной действительности. При подготовке к урокам учитель может обратиться к вузовским учебникам истории, где он найдет и общие подходы к изучаемой проблеме, и конкретные примеры; к энциклопедическим словарям (по политологии, философии); к словарям для школы по философии. Полезно также ознакомление со следующими изданиями: Крапивенский С. Э. Социальная философия. — 3-е изд., испр. и доп. — Волгоград, 1994. — Гл. 2. — Раздел I; гл. 13; Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1996. — С. 274—286.

      Яркий и убедительный материал для своего рассказа учитель найдет в «Курсе русской истории» В. О. Ключевского и в сборниках его трудов (Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М., 1993; Исторические портреты. — М., 1990). Надо возобновить в памяти и некоторые страницы школьных учебников по истории, особенно тех, по которым занимались и занимаются ученики класса, где ведется преподавание обществоведческого курса. К урокам в наиболее подготовленных классах могут быть привлечены отдельные материалы книги «Философия истории. Антология» (М., 1996).

      Ниже приводятся варианты планирования. При любом из них перед изучением подтемы можно предложить учащимся повторить § 11 «Социальное познание» и прочитать первые две части § 19 «Исторический процесс — это жизнь человечества в ее развитии и результатах», «Народные массы»). Опираясь на этот материал и привлекая знания по истории, учащиеся могут обдумать вопросы:

      1. Каким общим понятием можно охарактеризовать безграничное множество фактов многовековой продолжающейся общественной жизни?

      2. Не противоречат ли друг другу утверждение о том, что люди являются творцами общественной жизни, и признание крупной роли в истории деятельности выдающихся личностей?

      Целесообразно также поручить учащимся повторить материал о менталитете.

      План изучения нового материала

Вариант 1 (традиционные уроки)

      Урок 1. I. Вступительное слово педагога.

      II. Беседа с учащимися по следующему плану:

      1. Что такое исторический процесс, какова связь исторического процесса с различными видами социальных фактов? Аргументируйте свои выводы.

      2. В. О. Ключевский характеризует исторический процесс как процесс народно-психологический. Связано ли это определение с тем, что ныне наука называет менталитетом?

      3. Как вы понимаете слова Н. М. Карамзина о том, что отображение исторического процесса должно быть «зерцалом бытия и деятельности народов», показывать «действия действующих»? Как эти мысли ученого связаны с характеристикой субъектов исторического процесса?

      После того как учитель подвел итоги беседы, целесообразен его рассказ о различных точках зрения на роль народных масс в истории (с. 142—145 учебника).

      Урок 2. 1. Рассказ учителя о социальных группах и общественных объединениях.

      2. Беседа об исторических личностях. Желательно выполнение заданий к § 19 учебника.

Вариант 2 (целесообразен в подготовленных классах)

      Урок 1. Школьная лекция по плану:

      1. Сущность исторического процесса, его участники.

      2. Ученые о роли народных масс и элиты в истории.

      3. Социальные общности и общественные объединения, их роль в историческом процессе.

      Урок 2. Семинарское занятие.

      1. Исторический процесс: сущность, объект, субъекты.

      2. Народ — двигатель истории или консерватор?

      3. Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе.

      4. Элита, ее роль в историческом процессе.

      5. Социальные группы, что их объединяет. Общий интерес и социальный характер.

      6. Кто такие исторические деятели? Каковы их основные качества?

Литература к семинару

      Учебное пособие, § 19; § 25. Части: «История в „двух измерениях"», «Вверх по лестнице, ведущей...».

      Человек и общество. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997. — С. 57—60.

      Учебники истории, отдельные параграфы по выбору учителя.

      1. Содержание подтемы непосредственно связано с недавно пройденным материалом о социальном познании. Перед характеристикой исторического процесса можно напомнить о трех видах социальных фактов, являющихся неотъемлемой частью исторического процесса: действия людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой деятельности (материальные, духовные), суждения, высказывания (слово как действие) (подробнее см. учебник).

      Внимание учащихся обращается на то, что название первой части § 19 содержит краткое определение исторического процесса как жизни человечества в ее развитии (процесса совершившегося и совершающегося, т. е. включающего прошлое, настоящее и будущее) и результатах (т. е. включает продукты развития всех сфер человеческой деятельности). Следовательно, как отмечают ученые, история в строгом смысле принадлежит лишь человеку, возникает не только вместе с человеком, но и внутри человеческого существования, и поэтому история синонимична человеку.

      Разъясняя непрерывность и незавершенность исторического процесса, целесообразно указать, что он происходит неуклонно и безостановочно, не может быть завершен, ибо жизнь человечества постоянно продолжается. Настоящее время, отмечают ученые, никогда не кончается, оно постоянно оказывается в роли настоящего продолженного времени (см.: Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. — М., 1996. — С. 47). Так, в историческом процессе воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и предстоящего. Современный немецкий философ К. Ясперс писал: «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе событий настоящего.

      К чему я принадлежу, во имя чего я живу — все это я узнаю в зеркале истории» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 276).

      Полезно обсудить с учащимися вопрос: в чем состоит значение для деятельности непрерывности и незавершенности исторического процесса? Можно при этом привести слова В. О. Ключевского о том, что знание прошлого «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности»; это дает тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином» (цит. по: Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. — М., 1974. — С. 434).

      Рассматривая характеристику исторического процесса как процесса «народно-психологического», уместно, привлекая знания по истории, обсудить вопрос о влиянии менталитета на действия субъектов исторического процесса. Один из таких примеров — о психологических установках россиян в борьбе за Родину.

      2. Вопросы о том, кто является субъектом исторического процесса, какова роль народных масс в истории, как это показано в пособии, не имеют однозначного решения. Так, русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.

      Наиболее значительным субъектом исторического процесса, полагают многие ученые, в том числе марксисты, являются народные массы, роль которых ярко проявляется во всех сферах общественной жизни. Эта позиция, несомненно, имеет аргументированное обоснование, и ее отрицание непродуктивно. Вот как об этом говорится в учебнике «История Средних веков»: «Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, так называемых „маленьких", людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность. Но такого рода неучастие тоже есть участие в историческом событии. „Маленьких" людей нет, есть люди, которые считают себя маленькими, которым внушили мысль, будто бы они маленькие» (Гуревич А. Я., Харитонов Д. Э. История Средних веков. — М., 1995. — С. 5).

      Примеры роли народа в историческом процессе назовут учащиеся, опираясь на свои знания по истории, литературе, другим предметам.

      Вместе с тем полезно обратить внимание на то, что признание конструктивной роли народных масс в историческом процессе нередко вело к их апологетизации, к замалчиванию имеющихся у них негативных черт, антидемократических настроений, затушевыванию возможности выступлений народа как силы антидемократической, реакционной. Один из примеров — известное учащимся из курса истории участие значительной части народных масс в фашистских движениях 30—40-х гг. ХХ в., опиравшихся на националистические настроения, «дирижируемых» нацистскими партиями.

      Раскрывая понятие «народ», важно подчеркнуть содержащиеся в пособии положения о народе как об определенной целостности, «совокупно действующей» (В. Ключевский), сознающей свое духовное единство, традиции, взращенные общим трудом, общностью исторических судеб. Поясняя различие между народом и массой, отметим, что масса (термин, во многом близкий термину «толпа»), в отличие от народа, не структурирована. Масса, отмечают исследователи, — это не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах; принадлежность к массе чисто психологический признак. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех. В пособии отмечается, что люди в массе легко могут потерять голову. Социологи подчеркивают, что массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и категорично и, воодушевившись, уже не терпит сопротивления небольших групп и тем более отдельных индивидов. Толпа вытесняет индивида, его личность, его чувство ответственности.

      Толпа — это масса — нерасчлененная общность людей, собравшаяся в одном месте (на площади, на рынке), часто стихийно и по неожиданному поводу, общность неустойчивая, развивающая относительно большую энергию (обычно на непродолжительное время), действия которой трудно предсказуемы. Толпа делает людей более иррациональными, происходит «разгерметизация эмоциональных сил», и может сложиться ситуация, когда (почти по Шекспиру) «безумные ведут слепых».

      Многое в психологии толпы зависит от развития социальных связей, от средств массовой информации. СМИ в наше время стали одним из важнейших инструментов формирования общественных настроений, катализатором социальных изменений. Ныне толпа не обязательно локализуется на улицах, стал предельно высок «коэффициент толпотворимости» средств массовой коммуникации. «Миллионы людей, которые спокойно читают свою газету, которые непроизвольно вторят радио, составляют часть нового типа толпы — нематериальной, распыленной, домашней... Оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе. При всей непохожести они подобны» (Московичи С. Век толп. — М., 1996. — С. 241). Так «площадная демократия» заменяется «демократией коммуникационной».

      Отмечая неоднородность толпы, можно заметить, что в современной толпе всегда выделяется группа людей, довольно высокая по своей активности и целостности, группа, в которой индивиды могут выступать как носители общественных начал, а составляющие толпу люди могут руководствоваться не одними лишь стадными чувствами. И таких людей может оказаться достаточно много, чтобы толпа перестала быть толпой.

      3. К положениям об элите ученик будет обращаться как в этой подтеме, так и в следующей (§ 20). Термин ведет свое происхождение от французского élite — лучший, отборный, избранный. В ХVII в. этот термин употреблялся лишь для обозначения товаров наивысшего качества, а затем был распространен на избранных людей. Определения элиты (их насчитывается более 60) различны. Приведем некоторые из них: люди, наиболее активные в политическом отношении, ориентированные на власть; люди, обладающие властью; сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, в вооруженных силах (соответственно политическая, экономическая, культурная, военная элита); творческое меньшинство — в противоположность нетворческому большинству; люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством; люди, обладающие моральным или интеллектуальным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности.

      Ортега-и-Гассет так писал о различии между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе строгие требования, второй всегда доволен собой. К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже существующей в его голове. Человек элиты, наоборот, не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием. Учащиеся могут, опираясь на знания истории, литературы, естественных дисциплин, показать, какую роль во всех сферах общественной жизни играют люди, обладающие высоким интеллектом, чувством нового, ответственностью. Желательно подчеркнуть, что конструктивная роль элиты в историческом процессе во многом зависит от ее понимания эпохи, связи с обществом. «Совершенно ложно, — писал Н. А. Бердяев, — образование замкнутой и гордой элиты. Наиболее замечательные и творческие люди выступают не группами, а индивидуально, но индивидуально связаны с глубиной народной жизни» (Из истории мировой гуманистической мысли / Сост. А. Ф. Малышевский. — М., 1997. — С. 133). Если учитель найдет нужным привести в своем рассказе это высказывание, то полезно подчеркнуть несколько моментов: подлинная элита должна пополняться, быть связана с чаяниями и нуждами народа, и, как говорит этот же философ, ее лучшие представители выражают дух всеобщего движения, упреждая свою эпоху.

      Некоторые ученые отрицательно относятся к термину «элита». Их аргументация такова: если он означает господствующий класс, то не несет никакого нового содержания; если же он подменяет классовую дифференциацию общества противопоставлением «элита — масса», то неверен, ибо игнорирует связь правящей верхушки с сущностью социально-политической системы.

      Из элиты часто выдвигаются лидеры, иногда говорят: «Элита — страта, поставляющая лидеров». Роль лидеров всегда была велика. Вспомним такие имена, как П. А. Столыпин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Роль лидеров возрастает в наше время. Именно государственный лидер, согласно конституциям многих стран, как правило, принимает самые ответственные решения, в том числе о вступлении государства в войну и о применении тех или иных видов оружия. Как говорят журналисты, он «человек у кнопки».

      Сегодня фигура лидера приобретает беспрецедентное значение. Многое зависит от того, в какой степени он подотчетен обществу, в какой степени независим, способен выслушать других, не поддаваясь натиску частных интересов; обладает ли твердостью характера, мужеством идти на уступки; человечен ли он. Политическое доверие народа лидеру во многом зависит от его взаимоотношений с верящими ему людьми, от его открытости, внутренней свободы, способности получать импульсы из различных сфер жизни, от думающих и ведущих себя по-разному, суверенных людей.

      4. Положения о социальных группах и общественных объединениях могут быть обсуждены в беседе, мобилизующей и обобщающей знания по истории, курсу «Введение в обществознание» (§ 15, 16, 25, 52 — для изданий, вышедших до 2003 г.), а также о современной российской общественной жизни.

      На уроке могут быть обсуждены следующие вопросы:

      1. Что такое социальная группа?

      2. Каковы ведущие признаки группы?

      3. Назовите и охарактеризуйте известные вам социальные группы.

      4. Какие организации социальных групп вы знаете? Дайте краткую характеристику этим организациям.

      5. Приведите известные вам примеры деятельности социальных групп, общественных объединений. Как эта деятельность отражалась на ходе исторического процесса?

      6. В более подготовленных классах может быть рассмотрен вопрос: есть ли связи между социальным характером и менталитетом? Аргументируйте свое мнение.

      5. Положения о выдающихся личностях, их роли в историческом процессе можно осветить в беседе, проводимой после самостоятельного чтения учащимися соответствующей части § 19 учебника. Ориентир — задание № 6 к § 19, а также сформулированный выше вопрос, предложенный учащимся для размышления в начале изучения подтемы.

      Такая беседа, оснащенная приводимыми учащимися примерами из истории, особенно российской, может быть достаточно живой и глубокой. В учительском слове, заключающем беседу, можно, в частности, высказать следующие соображения.

      Нам известны имена исторических деятелей, «делавших», по выражению В. О. Ключевского, «исторически известное жизненное дело... имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители». Значение деятельности таких людей выходило далеко за пределы своей эпохи. Их мысли и дела благотворно влияли на жизнь многих поколений. Такие люди стали для грядущих поколений жизненными путеводителями, нравственными двигателями. Учащиеся могут вспомнить ряд имен. Укажем на историю Великой Отечественной войны. Тогда такими путеводителями стали великие предки — Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а сама война запечатлела в памяти поколений замечательного полководца Георгия Жукова и вместе с ним поэтический образ Василия Теркина, воплотившего в себе чаяния и дела народа — воина, труженика, победителя. Так воедино соединились деятельность народа и деяния исторических личностей.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1654 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0