Уроки
эти заключают тему, посвященную материально-производственной
деятельности. Их содержание нельзя отнести к числу традиционных
для школьного образования. Однако вопросы, рассматриваемые
на них, вызывают известный интерес школьников, они связаны
с современной эпохой научно-технического прогресса,
в которой многое определяется нестандартными техническими
находками, связанными с изобретательством.
Несомненно,
изобретательская деятельность присуща человеку с самого
начала его существования, да и сам процесс антропогенеза
ученые по праву связывают с нестандартными для живого
организма на Земле действиями, составившими в совокупности
человеческое существование в природе. По сути дела,
люди решали изобретательские задачи, становясь людьми.
Целесообразно
провести внутрикурсовые связи с темой «Научное
познание» (§ 9 учебника), которая касается
вопросов поиска истины, методов научного познания, являющихся
постоянным спутником изобретательской деятельности (гипотеза,
моделирование).
Возможно
проведение занятия по схеме (практическое занятие
по решению задач в группах — общее обсуждение
результатов выполнения задач — объяснение
учителя по плану):
1. Основные
этапы изобретательской деятельности:
— мотивы;
— цель;
— средства
(использование знаний и умений);
— результат
(создание принципиально нового способа решения технической
задачи).
2. Психологические
аспекты изобретательства:
— творческий
потенциал изобретателя;
— причины
возникновения психологического затруднения;
— преодоление
затруднения с помощью «барьера-подсказки».
3. Теория
решения изобретательских задач — способ обучения
изобретательству:
— поиск
задачи;
— подбор
стандартных решений, применявшихся для решения других
изобретательских задач;
— изобретательское
моделирование;
— «оператор
РВС»;
— оформление
изображения.
Урок
1 — практический — можно организовать
как работу в группах с заданиями 1, 3, 4, 5, 6, 7 к
§ 17 учебника. Возможно своеобразное соревнование:
какая из групп за отведенное время (15 мин)
сумеет решить больше задач? Обязательным этапом организации
практической части является задание
на осмысление собственной деятельности:
1. Что
делала группа?
2. Что
способствовало успешной работе?
3. Что
мешало успешной работе?
В процессе
обсуждения важно подвести учащихся к пониманию того,
что им пришлось решать, по сути дела, изобретательские
задачи, пусть сформулированные не ими, но по алгоритму
ничем не отличающиеся от деятельности изобретателя.
В анализе
второго и третьего вопросов необходимо особо выделить
суть затруднений (непонимание существа задачи, попытки
ограничиться стандартными путями решения и т. п.).
Важно также направить обсуждение на выявление качеств,
которые проявят отдельные учащиеся в ходе групповой
работы.
Помимо
указанных заданий, учитель может найти их в следующих
пособиях:
Альтшуллер Г.,
Селюцкий Е. Крылья для Икара. — Петрозаводск,
1980; Иванова Г. ...И начинайте изобретать. —
Иркутск, 1987; Захарченко В. Это вы можете. —
М., 1991.
Большое
количество изобретательских задач можно найти на страницах
журналов «Техника — молодежи», «Наука
и жизнь».
После
подведения итога практической работы на втором уроке
учитель может по предложенному выше плану организовать
объяснение содержания материала, опираясь на практический
и эмоциональный опыт, полученный школьниками в первой
части урока. |