Эти
уроки завершают раздел «Деятельность в жизни человека
и общества». Если в предыдущих темах большое внимание
уделялось различным видам человеческой деятельности,
используемым в процессе их осуществления средствам,
то на последних уроках раздела речь идет о результатах
деятельности людей — оценке изменений, происходящих
в обществе.
Из
названия подтемы видно, что основным является понятие
«социальный прогресс», т. е. развитие
людей и человечества в направлении к лучшему, более
совершенному состоянию.
Причинами
общественного прогресса являются потребности, в ходе
реализации которых люди изменяют условия своего существования
и самих себя.
Изучая
подтему, учащиеся получают знания о сущности прогресса,
его противоречиях, о критериях общественного прогресса.
Уроки,
завершающие раздел, связаны со всем его содержанием,
но особенно с последней темой. Базовыми для данного
урока являются исторические знания учащихся о развитии
производства, о смене форм общественной организации,
о достижениях культуры.
При
подготовке к урокам учитель может использовать литературу:
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. —
М., 1996. — Гл. ХVIII, § 4;
Крапивенский С. Э. Социальная философия. —
Волгоград, 1995. — Гл. 12, § 4;
Гобозов И. А. Введение в философию
истории. — М., 1993. — Гл. 9.
Целесообразно
привлечь материал и учебных пособий для углубленного
изучения в школах: Малышевский А. Ф.
Введение в философию. — М., 1998. —
Гл. 8, § 24—25; Гуревич П. С.
Введение в философию. — М., 1997. —
Гл. III; Человек и общество. Современный мир /
Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997. —
Гл. ХVIII, ХIХ. Указанные главы в пособиях
для школьников можно рекомендовать учащимся, интересующимся
вопросами обществознания.
План
изучения нового материала
1. Прогресс
и регресс.
2. Противоречивость
прогресса.
3. Критерии
прогресса.
4. Прогрессивные
силы современного общества.
К этим
урокам целесообразно повторить § 1, 3, 18
учебника. В начале работы ставятся вопросы:
1. Что
такое общество?
2. Какие
факторы, определяющие развитие общества, выдвигались
мыслителями в XIX и в ХХ вв.?
3. Каковы
мотивы преобразующей деятельности людей?
1. Понятие
«прогресс» целесообразно изучать с помощью
словарей (Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. —
М., 1995. — С. 143; Гуревич П. С.
Философский словарь. — М., 1997. —
С. 215—218).
Излагая
различные подходы к проблеме прогресса, учитель подчеркнет,
что первоначальные прогрессистские концепции имели три
характерные черты (см.: Крапивенский С. Э.
Социальная философия. — 1995. —
С. 285—286).
Первая
черта состояла в том, что это были попытки найти
причины поступательного развития общества в духовном
начале, в бесконечной способности совершенствования
человеческого интеллекта (Тюрго, Кондорсе) или
в развитии «абсолютного духа» (Гегель). Иными
словами, эти концепции были идеалистическими.
Вторая
черта состояла в том, что общественный прогресс
рассматривался как плавное эволюционное развитие, без
скачков, без движений вспять, только как восхождение
по прямой линии.
Третья
черта первоначальных концепций прогресса состояла
в том, что восходящее развитие ограничивалось достижением
какого-либо наилучшего, по мнению авторов концепций,
общественного строя. На смену этим концепциям в
ХIХ в. пришли новые теории прогресса, включающие
признание его противоречивости. Такие взгляды были характерны
для К. Маркса.
В подготовленном
классе можно предложить учащимся проанализировать текст
известного современного философа Карла Поппера: «Если
мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены
прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как
и те, кто верит, что история имеет смысл, который может
быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать —
значит двигаться к некой цели, которая существует для
нас как для человеческих существ. Для „истории"
это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие
индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая
те демократические институты, от которых зависит свобода,
а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших
успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс
зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий,
от ясности нашей концепции относительно наших целей
и реалистического выбора таких целей» (Поппер К.
Открытое общество и его враги. — М., 1992. —
Т. II. — С. 322).
Вопросы
учащимся:
1. Признает
К. Поппер прогресс или не признает?
2. Если
не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
3. Если
признает, то как понимает его?
Различные,
в том числе и противоположные, ответы на вопрос: «Имеет
ли место общественный прогресс?» — излагаются
на основе текста учебника. Понять сложность проблемы
поможет обсуждение заданий 1 и 6 к § 20. Большое
разнообразие взглядов и усиление сомнений относительно
прогрессивного развития связано в ХХ в. с противоречивостью
прогресса.
2. Второй
пункт плана предполагает раскрытие основных положений,
содержащихся в тексте учебника, озаглавленном «Противоречивость
прогресса».
1. Прогресс
человечества выглядит не как восходящая прямая, а как
изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады,
периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
2. Отдельные
изменения, одновременно происходящие в обществе, могут
быть разнонаправленными: прогресс в одной области может
сопровождаться регрессом в другой.
3. Прогрессивные
сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду
с положительными, также и отрицательные последствия
для общества.
4. Ускоренный
прогресс нередко оплачивался высокой ценой, когда в
жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
Эти
положения раскрываются в процессе беседы с помощью вопросов,
направленных на осмысление каждого из них.
Вопрос
к первому тезису: приведите из истории примеры,
когда расцвет какого-то государства сменялся его упадком;
когда на смену революции приходила контрреволюция; когда
вслед за реформами проводились контрреформы; когда экономический
и культурный подъем сменялся спадом. Означает ли каждый
из рассмотренных случаев возврат к исходному положению?
Вопрос
ко второму тезису: какова связь между индустриальным
развитием и ухудшением состояния окружающей среды?
Вопросы
к третьему тезису: каковы положительные последствия
добычи нефти на морском шельфе? А отрицательные?
Каковы положительные и отрицательные последствия быстрой
автомобилизации в крупных городах?
Вопросы
к четвертому тезису: какова была цена перехода
Англии к индустриальному производству? Какова была цена
ускоренной индустриализации СССР в 30—40-е
гг. XX в.?
Здесь
уместно также предложить для обсуждения в классе задание
4 § 20 учебника.
Рассмотрение
противоречивого развития общества подводит к ответам
на вопросы: что вообще
следует считать прогрессом, а что регрессом? Каков критерий
прогресса?
3. Началом
работы по вопросу о критериях прогресса может быть задание
учащимся проанализировать фрагмент из работы русского
религиозного философа и историка Л. П. Карсавина
(1882—1952): «Анализ всякого
исторического построения легко вскрывает лежащую в его
основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается
также и оценочный характер схемы, и условность оценки.
Для историка революции, сосредоточившего внимание на
ее политической стороне, апогей ее не совпадает с тем
моментом, который является апогеем для историка ее социальной
и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие
индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное
и национальное бытие, естественно, признает эпоху Ренессанса
прогрессом по сравнению с ХII—XIII веками.
Но историк, ценящий национально-государственное
бытие Италии, видит в разъединяющем ее индивидуализме
Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если
я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным
отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не
началом возрождения, а началом вырождения человечества»
(Карсавин Л. П. Философия истории. —
СПб., 1993. — С. 231—232). К этому
тексту ставится вопрос:
почему автор считает возможными различные оценки смысла
и значения исторических событий и явлений? Делается
вывод о том, что автор констатирует отсутствие единого
критерия, который позволил бы оценить какое-либо явление
с точки зрения прогресса.
Дальнейшая
работа может быть организована в виде самостоятельного
изучения учащимися фрагмента параграфа (от начала
текста, озаглавленного «Критерий прогресса»,
до предпоследнего раздела параграфа).
Учащимся
предлагается сделать запись с перечислением критериев
прогресса, выдвигавшихся философами в разное время.
Затем выполняется задание 1. При подведении
итогов обсуждения этого вопроса подчеркивается, что
разные критерии, отличаясь друг от друга, имеют одну
общую черту: они не являются универсальными, не охватывают
жизнь человека и общества в целом.
Следующая
часть вопроса о критериях прогресса требует разъяснений.
При этом опорой являются знания учащихся, полученные
при изучении § 18 «Свобода в деятельности
человека» и § 2 «Человек, индивид,
личность».
Выдвигаемый
сегодня критерий свободы придает понятию прогресса «человеческое
измерение». Речь идет о каждом человеке, о возможности
его самореализации в различных видах деятельности, т. е.
о свободе экономической, политической и духовной. Чем
шире реальная возможность выбора видов деятельности,
тем свободнее человек.
Критерий
свободы состоит не только в способности человека познать
себя, не только в знаниях, что и как он мог бы делать,
но и в доступности предпочтительных для него видов деятельности.
Предоставляет ли общество возможность избрать профессию
по душе? Достаточно ли рабочих мест? Есть ли средства
(технические, финансовые и т. п.) для занятий в
избранной сфере? Свободен ли человек от болезней, ограничивающих
возможность заниматься любимым делом? Может ли он свободно
выбирать представителей, которые будут защищать его
интересы в органах власти? Доступны ли ему книги, концерты,
театральные спектакли, которые он изберет? Располагает
ли возможностью совершенствовать себя физически, посещая
бассейны, спортивные залы? И т. д.
Таким
образом, критерий свободы охватывает и разум, и нравственность,
и науку, и производство, и политику — все
сферы жизни общества, все виды человеческой деятельности.
Свободное
развитие человека в свободном обществе является условием
многостороннего и полного развития личности, роста ее
духовного богатства.
Понятие
свободы человека включает в себя безусловное признание
свободы другого человека. Свобода до той черты, за которой
находится свобода другого человека. Или иначе: свобода
одного человека не может быть достигнута ущемлением
свободы другого человека, т. е. свобода не для
части общества, не для избранных, а для каждого, для
всех.
Такого
общества пока нет. Но прогресс состоит в постепенном
расширении рамок свободы и, следовательно, во все большем
очеловечении условий существования и самого человека.
Развитие подлинно человеческих качеств, воплощающих
сущность человека, т. е. развитие человеческого
в каждом человеке, — таков гуманистический
критерий прогресса. Все, что означает продвижение общества
в этом направлении, можно считать прогрессом.
Выдвигаемый
сегодня гуманистический критерий прогресса можно соотнести
со взглядами одного из основоположников русской и американской
социологической науки Питирима Сорокина (1889—1968).
Он писал, что «все критерии прогресса, какими бы
разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают
и должны включать в себя принцип счастья». Однако
П. Сорокин не считает, что критерий прогресса может
быть сведен непосредственно к счастью. «Если все
дело в счастье и довольстве, — писал он, —
то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов
на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи?
Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней
страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку
зрения?»
Рассматривая
всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал:
«Таким образом, оба течения — и
игнорирующее счастье, и считающее себя единственным
критерием прогресса — сами по себе недостаточны
и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком
узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».
Как
же П. Сорокин представлял себе направление исторического
развития общества? Он писал: «Пройдя через ряд
попыток, шатаясь, падая под ношей крестных мук, человечество
шаг за шагом завоевывало возможность законодательства
и строительства своей истории. Шаг за шагом оно стремилось
реализовать свои идеалы Правды, Истины и Красоты. Эти
завоевания, порой замедляясь, ослабевая, в общем до
сих пор увеличивались. Правда, кто сочтет, сколько страданий
и усилий было потрачено на это! Кто сочтет все те пытки,
которым подвергались бесчисленные строители этой Правды?
Но эту Правду создавали они как личности, и точно
так же наше будущее создаем мы. И чем активнее
будет каждая личность, тем выше будут ее идеалы, тем
быстрее мы будем приближаться к Правде и тем чище и
прекрасней будет правда человеческая!» (Сорокин П.
Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. —
С. 511—513, 521).
Гуманистический
критерий в современной философской литературе представлен
в различных оттенках. В одном случае критерий прогресса
формулируется как уровень гуманизации общества, т. е.
положение в нем личности, причем в качестве индикатора
выдвигается показатель средней продолжительности жизни
(см.: Крапивенский С. Э. Цит. соч. —
С. 290).
В другом
случае предлагается критерий, включающий: 1) темпы
роста производства, производительности труда, ведущие
к увеличению свободы человека по отношению к природе;
2) степень свободы работников производства от эксплуатации;
3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень
реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;
5) увеличение человеческого счастья и добра. Ведущее
место здесь занимает гуманитарный критерий, поэтому
весь комплекс называют гуманитарным критерием (Алексеев П. В.,
Панин А. В. Философия. —
М., 1996. — С. 489—490).
В заключение
работы по вопросу о критерии прогресса целесообразно
обратиться к учебнику и закрепить общий вывод.
Полнее
осознать этот вывод поможет обсуждение на уроке задания 7
к § 21 учебника.
4. Последний
вопрос плана может быть изучен учащимися самостоятельно
по тексту, озаглавленному «Прогрессивные силы».
Они должны подготовиться к ответу на
вопрос: какие социальные группы, организации,
деятели могут быть включены в понятие «прогрессивные
силы»? Какие можно считать противниками прогресса?
Очевидно, что ориентиром для ответа является гуманистический
критерий прогресса.
Для
домашней проработки, помимо учебного текста § 21,
предлагаются задания § 3 и 5. |