Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 19:00:03
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Общественный прогресс

      Эти уроки завершают раздел «Деятельность в жизни человека и общества». Если в предыдущих темах большое внимание уделялось различным видам человеческой деятельности, используемым в процессе их осуществления средствам, то на последних уроках раздела речь идет о результатах деятельности людей — оценке изменений, происходящих в обществе.

      Из названия подтемы видно, что основным является понятие «социальный прогресс», т. е. развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.

      Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия своего существования и самих себя.

      Изучая подтему, учащиеся получают знания о сущности прогресса, его противоречиях, о критериях общественного прогресса.

      Уроки, завершающие раздел, связаны со всем его содержанием, но особенно с последней темой. Базовыми для данного урока являются исторические знания учащихся о развитии производства, о смене форм общественной организации, о достижениях культуры.

      При подготовке к урокам учитель может использовать литературу: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1996. — Гл. ХVIII, § 4; Крапивенский С. Э. Социальная философия. — Волгоград, 1995. — Гл. 12, § 4; Гобозов И. А. Введение в философию истории. — М., 1993. — Гл. 9.

      Целесообразно привлечь материал и учебных пособий для углубленного изучения в школах: Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998. — Гл. 8, § 24—25; Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997. — Гл. III; Человек и общество. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997. — Гл. ХVIII, ХIХ. Указанные главы в пособиях для школьников можно рекомендовать учащимся, интересующимся вопросами обществознания.

      План изучения нового материала

      1. Прогресс и регресс.

      2. Противоречивость прогресса.

      3. Критерии прогресса.

      4. Прогрессивные силы современного общества.

      К этим урокам целесообразно повторить § 1, 3, 18 учебника. В начале работы ставятся вопросы:

      1. Что такое общество?

      2. Какие факторы, определяющие развитие общества, выдвигались мыслителями в XIX и в ХХ вв.?

      3. Каковы мотивы преобразующей деятельности людей?

      1. Понятие «прогресс» целесообразно изучать с помощью словарей (Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. — М., 1995. — С. 143; Гуревич П. С. Философский словарь. — М., 1997. — С. 215—218).

      Излагая различные подходы к проблеме прогресса, учитель подчеркнет, что первоначальные прогрессистские концепции имели три характерные черты (см.: Крапивенский С. Э. Социальная философия. — 1995. — С. 285—286).

      Первая черта состояла в том, что это были попытки найти причины поступательного развития общества в духовном начале, в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (Тюрго, Кондорсе) или в развитии «абсолютного духа» (Гегель). Иными словами, эти концепции были идеалистическими.

      Вторая черта состояла в том, что общественный прогресс рассматривался как плавное эволюционное развитие, без скачков, без движений вспять, только как восхождение по прямой линии.

      Третья черта первоначальных концепций прогресса состояла в том, что восходящее развитие ограничивалось достижением какого-либо наилучшего, по мнению авторов концепций, общественного строя. На смену этим концепциям в ХIХ в. пришли новые теории прогресса, включающие признание его противоречивости. Такие взгляды были характерны для К. Маркса.

      В подготовленном классе можно предложить учащимся проанализировать текст известного современного философа Карла Поппера: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для „истории" это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей» (Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. — Т. II. — С. 322).

      Вопросы учащимся:

      1. Признает К. Поппер прогресс или не признает?

      2. Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?

      3. Если признает, то как понимает его?

      Различные, в том числе и противоположные, ответы на вопрос: «Имеет ли место общественный прогресс?» — излагаются на основе текста учебника. Понять сложность проблемы поможет обсуждение заданий 1 и 6 к § 20. Большое разнообразие взглядов и усиление сомнений относительно прогрессивного развития связано в ХХ в. с противоречивостью прогресса.

      2. Второй пункт плана предполагает раскрытие основных положений, содержащихся в тексте учебника, озаглавленном «Противоречивость прогресса».

      1. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.

      2. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

      3. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.

      4. Ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

      Эти положения раскрываются в процессе беседы с помощью вопросов, направленных на осмысление каждого из них.

      Вопрос к первому тезису: приведите из истории примеры, когда расцвет какого-то государства сменялся его упадком; когда на смену революции приходила контрреволюция; когда вслед за реформами проводились контрреформы; когда экономический и культурный подъем сменялся спадом. Означает ли каждый из рассмотренных случаев возврат к исходному положению?

      Вопрос ко второму тезису: какова связь между индустриальным развитием и ухудшением состояния окружающей среды?

      Вопросы к третьему тезису: каковы положительные последствия добычи нефти на морском шельфе? А отрицательные? Каковы положительные и отрицательные последствия быстрой автомобилизации в крупных городах?

      Вопросы к четвертому тезису: какова была цена перехода Англии к индустриальному производству? Какова была цена ускоренной индустриализации СССР в 30—40-е гг. XX в.?

      Здесь уместно также предложить для обсуждения в классе задание 4 § 20 учебника.

      Рассмотрение противоречивого развития общества подводит к ответам на вопросы: что вообще следует считать прогрессом, а что регрессом? Каков критерий прогресса?

      3. Началом работы по вопросу о критериях прогресса может быть задание учащимся проанализировать фрагмент из работы русского религиозного философа и историка Л. П. Карсавина (1882—1952): «Анализ всякого исторического построения легко вскрывает лежащую в его основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается также и оценочный характер схемы, и условность оценки. Для историка революции, сосредоточившего внимание на ее политической стороне, апогей ее не совпадает с тем моментом, который является апогеем для историка ее социальной и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное и национальное бытие, естественно, признает эпоху Ренессанса прогрессом по сравнению с ХII—XIII веками. Но историк, ценящий национально-государственное бытие Италии, видит в разъединяющем ее индивидуализме Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не началом возрождения, а началом вырождения человечества» (Карсавин Л. П. Философия истории. — СПб., 1993. — С. 231—232). К этому тексту ставится вопрос: почему автор считает возможными различные оценки смысла и значения исторических событий и явлений? Делается вывод о том, что автор констатирует отсутствие единого критерия, который позволил бы оценить какое-либо явление с точки зрения прогресса.

      Дальнейшая работа может быть организована в виде самостоятельного изучения учащимися фрагмента параграфа (от начала текста, озаглавленного «Критерий прогресса», до предпоследнего раздела параграфа).

      Учащимся предлагается сделать запись с перечислением критериев прогресса, выдвигавшихся философами в разное время. Затем выполняется задание 1. При подведении итогов обсуждения этого вопроса подчеркивается, что разные критерии, отличаясь друг от друга, имеют одну общую черту: они не являются универсальными, не охватывают жизнь человека и общества в целом.

      Следующая часть вопроса о критериях прогресса требует разъяснений. При этом опорой являются знания учащихся, полученные при изучении § 18 «Свобода в деятельности человека» и § 2 «Человек, индивид, личность».

      Выдвигаемый сегодня критерий свободы придает понятию прогресса «человеческое измерение». Речь идет о каждом человеке, о возможности его самореализации в различных видах деятельности, т. е. о свободе экономической, политической и духовной. Чем шире реальная возможность выбора видов деятельности, тем свободнее человек.

      Критерий свободы состоит не только в способности человека познать себя, не только в знаниях, что и как он мог бы делать, но и в доступности предпочтительных для него видов деятельности. Предоставляет ли общество возможность избрать профессию по душе? Достаточно ли рабочих мест? Есть ли средства (технические, финансовые и т. п.) для занятий в избранной сфере? Свободен ли человек от болезней, ограничивающих возможность заниматься любимым делом? Может ли он свободно выбирать представителей, которые будут защищать его интересы в органах власти? Доступны ли ему книги, концерты, театральные спектакли, которые он изберет? Располагает ли возможностью совершенствовать себя физически, посещая бассейны, спортивные залы? И т. д.

      Таким образом, критерий свободы охватывает и разум, и нравственность, и науку, и производство, и политику — все сферы жизни общества, все виды человеческой деятельности.

      Свободное развитие человека в свободном обществе является условием многостороннего и полного развития личности, роста ее духовного богатства.

      Понятие свободы человека включает в себя безусловное признание свободы другого человека. Свобода до той черты, за которой находится свобода другого человека. Или иначе: свобода одного человека не может быть достигнута ущемлением свободы другого человека, т. е. свобода не для части общества, не для избранных, а для каждого, для всех.

      Такого общества пока нет. Но прогресс состоит в постепенном расширении рамок свободы и, следовательно, во все большем очеловечении условий существования и самого человека. Развитие подлинно человеческих качеств, воплощающих сущность человека, т. е. развитие человеческого в каждом человеке, — таков гуманистический критерий прогресса. Все, что означает продвижение общества в этом направлении, можно считать прогрессом.

      Выдвигаемый сегодня гуманистический критерий прогресса можно соотнести со взглядами одного из основоположников русской и американской социологической науки Питирима Сорокина (1889—1968). Он писал, что «все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья». Однако П. Сорокин не считает, что критерий прогресса может быть сведен непосредственно к счастью. «Если все дело в счастье и довольстве, — писал он, — то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи? Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку зрения?»

      Рассматривая всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал: «Таким образом, оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее себя единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».

      Как же П. Сорокин представлял себе направление исторического развития общества? Он писал: «Пройдя через ряд попыток, шатаясь, падая под ношей крестных мук, человечество шаг за шагом завоевывало возможность законодательства и строительства своей истории. Шаг за шагом оно стремилось реализовать свои идеалы Правды, Истины и Красоты. Эти завоевания, порой замедляясь, ослабевая, в общем до сих пор увеличивались. Правда, кто сочтет, сколько страданий и усилий было потрачено на это! Кто сочтет все те пытки, которым подвергались бесчисленные строители этой Правды? Но эту Правду создавали они как личности, и точно так же наше будущее создаем мы. И чем активнее будет каждая личность, тем выше будут ее идеалы, тем быстрее мы будем приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет правда человеческая!» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 511—513, 521).

      Гуманистический критерий в современной философской литературе представлен в различных оттенках. В одном случае критерий прогресса формулируется как уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности, причем в качестве индикатора выдвигается показатель средней продолжительности жизни (см.: Крапивенский С. Э. Цит. соч. — С. 290).

      В другом случае предлагается критерий, включающий: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Ведущее место здесь занимает гуманитарный критерий, поэтому весь комплекс называют гуманитарным критерием (Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1996. — С. 489—490).

      В заключение работы по вопросу о критерии прогресса целесообразно обратиться к учебнику и закрепить общий вывод.

      Полнее осознать этот вывод поможет обсуждение на уроке задания 7 к § 21 учебника.

      4. Последний вопрос плана может быть изучен учащимися самостоятельно по тексту, озаглавленному «Прогрессивные силы». Они должны подготовиться к ответу на вопрос: какие социальные группы, организации, деятели могут быть включены в понятие «прогрессивные силы»? Какие можно считать противниками прогресса? Очевидно, что ориентиром для ответа является гуманистический критерий прогресса.

      Для домашней проработки, помимо учебного текста § 21, предлагаются задания § 3 и 5.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 2205 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0