Данная
подтема, как и следующая, служит своего рода введением
к курсу. Здесь рассматриваются ключевые понятия —
общество, общественный прогресс, сферы жизни общества
и стержневые проблемы курса — причины социальных
изменений, соотношение материальных и духовных факторов
развития.
В той
или иной степени эти понятия и идеи уже известны школьникам
из предыдущих курсов истории и обществоведения. Используя
этот багаж, важно поднять знания учащихся на более высокий
уровень обобщенности, дополнив их рядом новых аспектов
и граней. Отличительной чертой содержательного анализа
именно в данном курсе является рассмотрение материала
в проблемном исследовательском поле, выдвижение различных
сформировавшихся в обществознании точек зрения и подходов.
Вводный
характер уроков предопределяет и такую педагогическую
задачу, как создание соответствующей мотивационной установки
на овладение предметом. Хорошо, если у старшеклассников
уже на первых уроках появится чувство новизны предлагаемого
материала, они осознают необходимость овладения им,
заинтересуются представленной проблематикой. Этому может
способствовать и краткое вступительное слово учителя,
в котором лаконично, но убедительно раскрываются особенности
курса, проблемный характер изложения вопросов темы и
работа над познавательными заданиями.
План
изучения нового материала
1. Понятие
«общество».
2. Взаимосвязь
общества и природы.
3. Сферы
общественной жизни и их взаимодействие.
4. Общественные
науки, их особенности.
1. Сложность
определения понятия «общество» связана с его
предельной обобщенностью, а также с многозначностью.
Этими особенностями объясняется наличие множества определений
данного понятия. Различия в подходах обусловлены также
разницей в концептуальных позициях исследователей.
Логический
путь к обоснованию определения данного понятия можно
позаимствовать из учебного пособия. Учитывая расхожесть
данного термина в научной и повседневной лексике, а
также многократное оперирование им на уроках истории
и обществознания, целесообразно предложить ученикам
привести различные словосочетания с термином «общество».
Приведем один из вариантов возможного графического обобщения
ответов.
Все
эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия
«общество».
В учебнике
дается и более общее определение данного понятия, в
котором фиксируются два основных аспекта: связь общества
и природы, а также связи между людьми, которые, собственно,
и образуют «ткань» общественных отношений.
Оба
эти аспекта в дальнейшем конкретизируются и углубляются.
2. Раскрывая
взаимосвязь общества и природы, важно отметить, что
понятие «природа» также может рассматриваться
как в узком, так и в широком смысле. В первом случае
оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом
смысле человек и общество — часть природы.
В другом
случае понятие «природа» употребляется в более
узком смысле как природно-географическая среда, в известном
смысле внешняя по отношению к человеку. Имея в виду
это значение понятия, мы говорим о специфике общественной
формы существования человека, подчеркиваем, что социальная
жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно
иная.
Однако,
показывая «особость», специфику общества и
природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную
взаимосвязь. С этой целью учитель может воспользоваться
примерами, приведенными в пособии. Школьникам можно
предложить самим привести факты, отражающие как благотворное,
так и отрицательное воздействие человека и общества
на природу.
Полезно
также обсудить со старшеклассниками идеи, выдвинутые
немецким философом ХIХ в. Л. Фейербахом, который
утверждал: «Потому что мы живем, действуем и существуем
в природе, она есть то, что охватывает человека; она
есть то, через отнятие чего у человека отнимается и
его бытие; она есть то, благодаря чему он существует,
от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом
своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно
тому, как если бы захотеть отделить глаз от света, легкие
от воздуха...»
В ходе
обсуждения ученики, как правило, приходят к выводу,
что, если иметь в виду понятие «природа» в
широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается
природная среда существования человека, то ее значение
чрезмерно абсолютизируется: многие действия человека
определяются социальными факторами.
3. Обращаясь
к анализу структуры общества, учитель подчеркивает,
что возможны разные подходы к выделению основных элементов
и подсистем общества. Так, в ряде случаев общество рассматривается
как совокупность социальных групп, социальных институтов
и организаций, социальных ролей и ценностей (можно отметить,
что каждый из этих элементов более подробно будет рассмотрен
на последующих занятиях). В тех случаях, когда
выявляются сложные общественные связи — причинно-следственные,
иерархические, на первый план выдвигаются подсистемы —
сферы жизни общества. Обычно выделяют четыре основные
сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Чтобы
подробнее рассмотреть с учащимися каждую из этих сфер,
учитель может использовать материалы пособия «Человек
и общество» (под ред. В. И. Купцова:
Кн. 1. Что такое общество. — М.,
1993). Так, в разделе «Сферы жизни общества»
достаточно обстоятельно характеризуется специфика материального
производства. Показывая его огромное значение в общественной
жизни, авторы вместе с тем справедливо предостерегают
от абсолютизации этой роли, как это делали социологи-марксисты.
Вместе с тем отметим, что, на наш взгляд, такое приписывание
«материальному производству несвойственных ему
функций» допускают и сами авторы, когда несколькими
абзацами ниже делают однозначный вывод о том, что зарождение
и утверждение капитализма стало результатом внедрения
новой производительной техники в Европе. Такое объяснение
причин перехода к новым общественным отношениям представляется
предельно упрощенным, игнорирующим, в частности, такой
фактор, как изменения общественного сознания.
Отметим
еще одну особенность в позиции авторов названного пособия.
Среди основных сфер общественной жизни они выделяют
регулятивную, в рамках которой рассматривается политическая
деятельность как высшая сфера социального управления.
Такой подход вполне возможен. Однако в рамках учебного
курса целесообразнее, на наш взгляд, использовать более
распространенную классификацию, т. е. выделять
собственно политическую сферу.
Вопрос
о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным
в теории общественной мысли. Разнообразие существующих
точек зрения можно представить в виде несложных графических
моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.
Схема 3
|
Схема 4
|
|
|
В своих
пояснениях учитель отмечает, что сторонники приоритета
экономических отношений исходят из огромной роли материального
производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют
самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде
и т. д. Материальное производство создает необходимые
условия и средства (оборудование, здания, инструменты
и т. д.) для всех других видов деятельности человека
и сфер жизни общества: науки, политики, образования,
медицины и т. п.
Кроме
того, приверженцы данной позиции считают, что те отношения,
которые складываются в сфере экономики (в производстве
и распределении), обусловливают появление в обществе
определенных классов и социальных групп, что, в свою
очередь, ведет к формированию соответствующих политических
интересов и образованию партий и других политических
групп. Политическая ситуация отражается на духовной
жизни общества (схема 3).
Среди
аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы
(схема 2) чаще всего выдвигается идея о первичности
сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют
определенным практическим шагам человека. Всякому общественному
перевороту предшествует переворот в сознании многих
людей. Так, идеи французских просветителей подготовили
Великую французскую революцию, проникновение марксизма
в Россию подготовило почву для победы большевиков в
октябре 1917 г.
«Компромиссный
вариант» отражен в последней (4) схеме.
Его приверженцы считают, что каждая из общественных
сфер может стать определяющей в различные периоды исторического
развития. Так, в период революций, гражданских войн
решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике.
От того, каким в конечном счете станет расклад
социально-политических сил, будет зависеть все дальнейшее
развитие страны, включая и экономику.
Учащимся
предлагается обсудить каждый из представленных аргументов.
4. Заключительный
вопрос темы направлен на прояснение некоторых методологических
аспектов познания общественных явлений. Центральная
проблема здесь соотношение объективного характера знаний
и субъективной интерпретации их исследователем. Учитывая,
что в начале изучения курса возможны лишь первые подступы
к данной проблеме, учитель вправе ограничиться краткими
разъяснениями или организовать беседу с учащимися. Предлагаем
вариант плана такой беседы:
1. Что
выступает целью познания мира?
2. В чем
принципиальное различие в познании явлений природы и
общества?
3. Можно
ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во
взглядах, интересах, намерениях людей? Свою позицию
обоснуйте.
4. Считаете
ли вы наличие различных школ, течений общественной мысли,
неодинаково трактующих одни и те же явления, слабостью
обществознания? Или, напротив, в этом его преимущество?
Аргументируйте свой ответ.
Учитель
подчеркнет, что уверенно аргументировать свою позицию
учащиеся смогут, изучив последующие темы.
Для
закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать
специальные задания, в
том числе тестового характера. Ниже приводятся примеры
таких заданий.
I. Определите,
какое из утверждений верно, какое ошибочно:
—
общество и природа неразрывно связаны и развиваются
по общим законам;
—
общество обособилось от природы и не подчиняется действию
природных закономерностей;
—
общество составляют люди, поэтому достаточно изучить
отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе
в целом;
—
чтобы понять человека, достаточно изучить общество,
в котором он живет, выявить сущность его общественных
связей и отношений.
II. Опираясь
на знания из истории, подумайте, что из нижеперечисленного
можно отнести к причинам изменения общества:
—
внешние факторы, воздействие природной среды;
—
противоречия, возникающие между различными социальными
силами внутри общества;
—
стремление людей к новому, более совершенному;
—
все вышеперечисленное. |