Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 18.04.2024, 13:03:59
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Социальное познание

      Эти уроки завершают рассмотрение путей познания окружающей действительности. Учащиеся уже познакомились с закономерностями познания мира, с принципами научного познания. Данная подтема должна дать учащимся понимание того, что познание общества, с одной стороны, характеризуется ранее изученными общими чертами любой познавательной деятельности, а с другой стороны, обладает значительной спецификой. Уяснение особенностей социального познания, его отличий от познания природы — главная задача уроков. Эти уроки, более чем любые другие, базируются на знаниях истории, а также изученных обществоведческих дисциплинах. Вместе с тем последующие уроки истории и обществоведения будут опираться на материал этой подтемы, поскольку мышление ученика должно в границах учебного содержания воспроизводить логику и методы научного исследования рассматриваемых социальных процессов и явлений.

      План изучения нового материала

      1. Особенности социального познания.

      2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

      3. Социальные факты.

      4. Интерпретации и оценки социальных фактов.

      Поскольку на двух предшествующих уроках изучалось ненаучное познание, важно, чтобы учащиеся повторили к новой теме материал § 7, 8, 9 учебника. В начале темы целесообразно подчеркнуть, что в социальном познании, т. е. в познании общества, существуют различные уровни: чувственное познание (археологические находки дают целостный образ орудий труда, предметов культуры и пр.; фотографии, кинохроника дают образное представление о значительном политическом событии и т. п.); теоретическое мышление (суждение, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение, умозаключение и т. д.); в социальном познании существует проблема объективности, абсолютной и относительной истины, имеются теории (например, теория деятельности, различные экономические, социологические и прочие теории и т. п.), выдвигаются гипотезы (например, гипотеза о том, что варяги, пришедшие в Древнюю Русь из Скандинавии, из-за моря, на самом деле были представителями славянских племен, живших в те времена на южном побережье Балтийского моря). В социальных науках создаются модели (например, модели экономических процессов), ставятся эксперименты (пример — экспериментальная школа).

      Таким образом, социальное познание имеет многие черты, присущие познанию природы. После этого вступления начинается работа по первому пункту плана.

      1. Учебник излагает три существенные особенности познания общества, порождающие трудности изучения социальных процессов.

      Чтобы разъяснить первую из них, целесообразно, опираясь на знания учащихся об объекте и субъекте деятельности, поставить следующие вопросы:

      1. Что является объектом и субъектом естествознания? Объектом является природа, а субъектом — все общество (каждый человек в личном опыте познает явления природы, но основные знания добывает наука).

      2. Что является объектом обществознания? Общество.

      3. Что является субъектом обществознания? Тоже общество (каждый человек в личном опыте познает общественные явления, но основные знания дает наука).

      Итак, мы видим, что в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. Это совпадение означает, что общество познает само себя. Если, скажем, ученый-экономист изучает ход экономической реформы, то он функционирует не в положении естествоиспытателя, извне наблюдающего, например, жизнь диких животных, а находится как бы внутри изучаемого процесса, так как реформа, означая изменение в масштабах всего общества, непосредственно затрагивает и интересы ученого-экономиста как члена этого общества.

      Такая включенность в изучаемые процессы имеет как положительную сторону, поскольку «изнутри» многое виднее, так и отрицательную — ученый не может быть безразличным к происходящему. Поэтому общественным наукам труднее удержаться в объективной позиции, в них может проявляться изрядная доля субъективизма. Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп (кланов, наций), государств. Отсюда — стремление получить от науки желаемый ответ.

      Примером может служить возникший в середине 90-х гг. XX в. спор вокруг Севастополя. Одни общественные силы утверждали, что Россия никогда не передавала этот город Украине, а другие — что город был передан вместе с Крымом и никакого вопроса о его принадлежности не существует. Естественно, что деятельность исследователей, ищущих объективный ответ по предмету возникшего спора, находится под большим влиянием тех или иных общественных групп. Такая ситуация может возникнуть и в естественных науках — достаточно вспомнить историю с Галилеем или Джордано Бруно.

      Полезно обратиться к тексту § 11 и внимательно прочитать приведенное там высказывание Томаса Гоббса.

      Вывод: большинство научных положений естествознания не затрагивает интересов различных групп в обществе, в то время как выводы социальных наук (истории, социологии, экономики, политологии и др.) непосредственно касаются тех или иных общественных сил, что не может не сказываться на позиции ученых-обществоведов.

      Вторая особенность социального познания связана со сложностью познаваемого объекта — общества и протекающих в нем процессов. В природе многие процессы повторяются и могут быть в точности воспроизведены. Простейший пример: при определенном атмосферном давлении можно многократно воспроизвести кипение воды, нагретой до 100°. Между тем в обществе нет событий, имеющих «одно лицо», даже если их обозначают одним и тем же понятием, например «война». Войн было много, но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу.

      Учитель обратит внимание на переплетение многообразных факторов, действующих в обществе (экономических, социальных, культурных и т. д.). И главное отличие от природы: в обществе действуют люди, обладающие сознанием, волей, наделенные различными добродетелями и пороками. Причем подлинные свои намерения они нередко прикрывают словами, заверениями, обещаниями, призванными скрыть истинные мотивы их поведения (целесообразно напомнить материал о мотивах деятельности).

      Все это затрудняет продвижение социального познания к истине.

      Наконец, третья особенность: ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах, а по отношению к событиям прошлого невозможны.

      Для получения объективной истины общественные науки используют специфические методы.

      2. Изучение второго вопроса можно начать с чтения учащимися последнего абзаца текста § 11, озаглавленного «Конкретно-исторический подход к социальным явлениям». Учитель предлагает назвать три принципа познания социальных явлений, перечисленных в этом тексте. Их можно выписать на доске, а затем в соответствии с текстом учебника рассмотреть каждый из них.

      Полезен такой прием: в качестве опорного взять какое-либо явление (событие) истории, хорошо известное учащимся. Это может быть событие, обстоятельно изученное некоторое время назад в курсе истории, либо только что изученное, либо синхронно изучаемое на уроках истории, либо современное явление, если учитель уверен, что учащиеся знают о нем.

      После разъяснения каждого принципа учитель предлагает применить его к намеченному для анализа событию.

      При изучении первого принципа ставятся примерно следующие вопросы: 1. Какова предыстория этого события (явления)? 2. Как оно возникло? 3. Как видоизменялось? 4. Какие этапы прошло?

      При изучении второго принципа: 1. С какими другими общественными явлениями связано это событие? 2. Как эти общественные явления повлияли на рассматриваемое событие? 3. Как повлияла общая обстановка в стране? 4. Какие условия были необходимы для свершения (изменения) события (явления)?

      При изучении третьего принципа: 1. Известны ли вам аналогичные события (явления) в других странах? 2. Известны ли вам аналогичные события (явления) в изучаемой стране, но в другое время? 3. Что общего между изучаемым событием и аналогичными? 4. Чем отличаются условия протекания рассматриваемого и аналогичного события (условия существования аналогичных явлений)? 5. В чем различия изучаемого события и другого — аналогичного? 6. В чем состоят специфические черты изучаемого события?

      Возможен и иной вариант работы. Дается целостная характеристика принципов изучения социальных явлений с примерами, которые учитель сочтет наиболее подходящими для разъяснения. Затем учащиеся выполняют задания 1, 2, 5, 6 к § 11 учебника; результаты работы обсуждаются в классе.

      В процессе работы по данному вопросу следует обратить особое внимание на определение исторических закономерностей. Здесь они характеризуются как устойчивые, существенные связи, присущие определенным социальным процессам. Российский историк М. А. Барг так понимал исторический закон: «Во-первых, очевидно, что собственно исторический закон является наиболее приближенной к реалиям истории объективной сущностной связью исторических явлений. Во-вторых, подавляющее большинство собственно исторических законов проявляется как тенденция, реализация которой носит вероятностный характер. В-третьих, хотя значительная часть интересующих нас законов является не чем иным, как обобщением эмпирически наблюдаемых фактов повторяемости в истории, тем не менее метод дедукции играет важную роль в открытии и обосновании подобных обобщений» (Барг М. А. Категории и методы исторической науки. — М., 1984. — С. 201).

      В литературе 90-х гг. XX в. высказывается мысль, что в этом случае мы имеем не какой-то особый исторический, а частный социологический закон (Крапивенский С. Э. Социальная философия. — Волгоград, 1995. — С. 51).

      В Энциклопедическом социологическом словаре социальная закономерность характеризуется как объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выступающая конкретно-реальной формой существования социального закона, лежащего в ее основании, а социальный закон определяется как выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и социальными общностями в их социальной деятельности. Действие одного и того же закона в различных ситуациях проявляется по-разному. Поэтому оно рассматривается как тенденция, а не как постоянная величина.

      Внимание учащихся важно привлечь к тому, что, во-первых, социологические законы (включая исторические закономерности) проявляются и реализуются только через деятельность людей; во-вторых, они выступают не как жесткое предопределение общественного развития, а как тенденция, т. е. имеют вероятностный характер.

      Противоречивый характер человеческой истории, наличие и взаимодействие в ней объективных и субъективных факторов, ее единство и многообразие обусловливают неоднозначность и нелинейность исторического процесса, его вариативный характер. В каждый исторический период именно конкретная комбинация разнообразных факторов будет определять преимущественный способ, форму и содержание развития той или иной социальной структуры (см.: Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1995. — С. 50—51).

      При подготовке по этому вопросу, наряду с указанными книгами, учитель может использовать пособие для учителя: Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993. — Кн. 1: Что такое общество? — Ч. 5 «Закономерности исторического процесса».

      Учащимся можно рекомендовать познакомиться с разделом «Альтернативность истории» из учебного пособия: Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997. — С. 332—337.

      3. Вопрос о социальных фактах можно рассмотреть с использованием схем 1 и 2.

Схема 1
Схема 2

      Разъяснив содержание схем, учитель ставит вопрос: «Откуда школьник и студент узнают о многочисленных социальных фактах?» В ответе может быть назван личный опыт, а также (и это главное) книги, излагающие научные знания об обществе. «А откуда ученые (историки, социологи, экономисты, политологи) узнали о социальных фактах, описанных ими?» Учащиеся, опираясь на знания из курса истории, называют различные письменные источники, исторические памятники — то, что именуют «следами истории». Об источниках других социальных наук рассказывает сам учитель: это документы, результаты анкетирования, статистические данные, материалы прессы, непосредственные наблюдения, фотографии, кинохроника.

      Далее внимание учащихся концентрируется на проблеме отбора фактов. Разъяснения учителя могут быть подкреплены чтением фрагмента из книги историка М. Блока: «Действительность человеческого мира, как реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться. Нам скажут, что между прошлым и нами в качестве первого фильтра выступают источники. Да, но они часто отфильтровывают совсем не то, что надо. И напротив, они почти никогда не организуют материал в соответствии с требованиями разума, стремящегося к познанию. Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просевает, т. е., говоря коротко, анализирует. И прежде всего он старается обнаружить сходные явления, чтобы их сопоставить» (Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М., 1986. — С. 82).

      Далее отмечается возможность влияния жизненной позиции исследователя, его убеждений на отбор фактов.

      После этого целесообразно обсудить задание 3 к § 11.

      4. Завершив сбор и систематизацию фактов, исследователь должен их объяснить. Учащимся можно предложить прочитать текст учебника, которым открывается рассмотрение вопроса об интерпретации фактов.

      Для начала разговора можно использовать задание 7 к § 11.

      Истолкование социальных фактов требует ответа по крайней мере на два взаимосвязанных вопроса:

      1. В чем причины происходящего?

      2. В чем смысл происходящего?

      Получить ответы на эти вопросы можно, лишь анализируя связи изучаемого факта с другими фактами.

      Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: как реализация принципов конкретно-исторического подхода помогает правильно объяснить социальные факты? Можно предложить и такое задание:

      В стране произошла смена правительства. Что это? Правительственный кризис? Замена одного состава правительства другим по существующему закону? Революция? Государственный переворот?

      Подумайте, какие факты должен принять во внимание исследователь, чтобы объяснить причины и смысл происшедшего.

      Учащиеся должны проследить связи зафиксированного социального факта (смена правительства) с другими фактами. Для этого они могли бы поставить примерно такие вопросы: 1. Каково было положение в этой стране накануне события? 2. Не было ли массовых выступлений, забастовок, мятежей, заговоров и т. п.? 3. Требовали ли какие-либо общественные силы отставки правительства? 4. Не происходили ли там парламентские выборы? 5. Существовала ли ответственность правительства перед парламентом? 6. Не принимался ли «вотум недоверия» правительству в парламенте? 7. Изменился ли состав правительства? 8. Изменился ли партийный состав? 9. Отличается ли программа нового правительства от прежнего? И т. п.

      Главное, чтобы учащиеся поняли: для объяснения социального факта требуется изучение условий, в которых этот факт имел место.

      Правильному объяснению поможет использование методов сравнения и аналогии, учет исторического опыта.

      Оценка социальных фактов — самое трудное в работе ученого-обществоведа. Оценка всегда означает определенное отношение к событию — положительное или отрицательное. И бывает трудно удержаться от попыток вынести собственный приговор событиям или действующим лицам. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать последние два абзаца в § 11 учебника и ответить на вопросы:

      1. Чем определяется научная оценка факта?

      2. Почему при оценке фактов возрастает опасность отхода исследователя от объективности, проявления субъективизма?

      3. Как предлагает преодолеть эту трудность историк М. Блок?

      Целесообразно обсудить в классе задание 4 к § 11 учебника. Выслушав учащихся, учитель задает вопросы на повторение:

      1. Каковы критерии истины?

      2. Что такое объективная истина?

      3. Что такое относительная истина?

      В результате социального познания достигается объективная истина, т. е. знание о том, что в обществе происходило и происходит на самом деле. В то же время эта истина относительна, поскольку полученное знание неполное и неокончательное. (Некоторые факты можно признать абсолютной истиной, например: акт о капитуляции гитлеровской Германии был подписан 8 мая 1945 г.) Всегда могут быть найдены новые источники, либо будут приняты во внимание ранее проигнорированные исследователями связи, либо обнаружатся субъективные искажения исторической правды, даже фальсификации. В результате и события предстанут в более точном описании, в более глубоком объяснении. А иногда происходит и полный пересмотр взглядов на те или иные события и явления. Так, долгое время не вызывал сомнений факт открытия Америки экспедицией Христофора Колумба. Однако археологические находки в Северной Америке заставили признать, что первыми, за несколько столетий до Колумба, в Америку пришли мореплаватели — норманны. Учитель может проиллюстрировать процесс развития социальных знаний любыми примерами обновления представлений о каких-либо событиях или процессах в обществе, а также изменения их оценки. Важно подчеркнуть, что пересмотр устаревших положений под влиянием новых исследований характерен и для естественных наук, а не только для социальных. Более того, обновление знаний — неотъемлемая черта развития любой науки.

      Для работы дома, кроме учебного текста § 11, даются задания 8 и 9.

      Учащимся, желающим углубить знания по этой подтеме, рекомендуется пособие: Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 941 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0