Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 20:14:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Сущность человеческой деятельности

      На этих уроках начинается изучение темы «Что такое деятельность?». Они являются ключом ко всему разделу, поскольку весь последующий материал базируется на понятиях, раскрываемых в этой теме.

      Важнейшие из понятий, на усвоение которых нацелены уроки: человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности; потребности; социальные установки; убеждения; интересы, социальное действие.

      План изучения нового материала

      1. Роль деятельности в развитии общества и в формировании и самореализации личности.

      2. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

      3. Структура деятельности:

      а) субъект и объект деятельности;

      б) цель, средства, действия, результат.

      4. Мотивы деятельности:

      а) потребности;

      б) социальные установки;

      в) убеждения;

      г) интересы;

      д) сознательное и бессознательное в деятельности;

      е) классификация действий в зависимости от их мотивов.

      1. Изучение первого пункта плана можно провести в виде самостоятельной работы.

Задания учащимся для самостоятельной работы

      1. Прочитайте первую фразу в § 3 учебника. Соотнесите ее с последним абзацем раздела «Жизнь во взаимодействии и движении» (§ 1). Попытайтесь объяснить, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей. Свою мысль поясните на примерах.

      2. Прочитайте вторую фразу в § 3 учебника. Соотнесите ее с текстом раздела «Личность». Попытайтесь объяснить, какую роль играет деятельность в становлении личности. Свою мысль проиллюстрируйте примерами.

      По первой части задания удовлетворительными будут ответы учащихся, в которых изменения в обществе связаны с действиями известных политиков, ученых, строителей, полководцев и т. п., а также с трудовой деятельностью землепашцев, ремесленников, рабочих, инженеров и т. д. По второй части задания ожидаемый ответ должен содержать примеры деяний, характеризующих черты личности либо известных литературных героев, либо знаменитых людей прошлого и современности.

2. Для изучения второго вопроса можно использовать таблицу.

 

Отличия деятельности человека от поведения других живых существ

Человек

Другие живые существа

Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды

Приспособление к существующим природным условиям

Не только целесообразность, но и целеполагание. Способность выходить за рамки опыта

Целесообразное поведение, направляемое инстинктом

      Содержание вопроса может быть либо изложено учителем, либо изучено учащимися путем самостоятельного чтения текста с соответствующим заголовком.

      Разъяснить этот вопрос учителю поможет пособие: Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. — Кн. 1: Что такое общество? — М., 1993 (тексты «Вулкан, муравьи и лесорубы», «У истоков человечества»).

      В любом случае целесообразно проверить, правильно ли поняты словосочетания «биологическая программа поведения», «исторически сложившаяся программа». Слово «программа» здесь употребляется в значении «содержание и план деятельности», иными словами, «что нужно делать?».

      Можно поставить вопрос: «Что делает, например, пчела?»

      Учащиеся ответят: «Строит соты, собирает пыльцу, закладывает в соты мед и т. п.».

      Чем определяется этот «набор дел» пчелы?

      Ответ очевиден: он задан природой, это биологическая программа поведения, в которой пчела ничего изменить не может.

      Еще вопрос: «Что делает крестьянин одной из центральных российских губерний в первой половине ХIХ в.?»

      Учащиеся предлагают перечень его дел: обрабатывает землю, собирает урожай, ухаживает за домашним скотом и птицей, изготавливает или ремонтирует орудия труда, дом и предметы домашней утвари, заготавливает дрова, отрабатывает барщину, платит налоги и т. п.

      Чем определяется «набор дел» этого крестьянина? Опытом предшествующих поколений, который он воспринимает не от рождения, а по мере взросления. Это исторически сложившаяся программа действий. Но тот же крестьянин может выйти за рамки этой программы, ставить перед собой иные цели (примером могут служить бунты, создание мануфактуры, отхожие промыслы и т. п.).

      3. Вопрос о субъектах и объектах деятельности усваивается учащимися без особых затруднений. Важно лишь подчеркнуть, что субъектами деятельности могут быть отдельные личности, организации, государство, а объектами — не только различные предметы или области жизни, но и другие люди, большие группы людей. Особо следует отметить, что деятельность субъекта может быть направлена на самого себя.

      Основная часть содержания этого вопроса находит отражение в схеме.

      

Структура деятельности

      Каждый элемент этой структуры требует тщательной проработки.

      Первый элемент структуры — цель разъясняется на любых примерах с привлечением внимания учащихся к двум определениям цели, выделенным курсивом в учебнике. Выполнение заданий 3 и 4 к § 3 поможет полнее уяснить понятие цели.

      Второй элемент рассматриваемой структуры деятельности — средства достижения цели. Это понятие требует пояснений. Средства — это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществлять эту деятельность, выбирая подходящие средства.

      Учащимся предлагается подумать, совпадают ли по смыслу два выражения:

      1. Для такого-то человека все средства хороши.

      2. Цель оправдывает средства.

      Обсуждение должно привести к пониманию однозначно негативного смысла первого утверждения: оно отражает неодобрительное отношение к человеку, который не брезгует ничем для достижения своих целей (т. е. использует грязные, нечестные, дурные средства для достижения целей, которые тоже могут быть неблаговидными).

      Смысл второго утверждения не столь очевиден. Если поставлена высокая, благая цель, то нельзя ли в случае необходимости использовать для ее достижения неблагие, нечестные средства?

      Отвечая на этот вопрос, можно обратиться к идеям Н. Макиавелли, предварив изложение краткой справкой.

      Н. Макиавелли (1469—1527) — выдающийся итальянский мыслитель, историк. Его труды, пережившие свою эпоху, содержат немало ценного и представляют интерес и в наше время. Но решение им проблемы соотношения цели и средств вызывает серьезную критику. Как отвечал на поставленный вопрос Н. Макиавелли? Учащимся предлагается прочитать материал учебника. К нему требуется пояснение: Н. Макиавелли не считал возможным использовать любые, включая и дурные, средства в любом житейском случае, в любой деятельности. Но в политике для достижения высокой цели (укрепление государства, преодоление раздробленности) он признавал возможным и в определенных обстоятельствах желательным использование таких средств, как обман, жестокость и т. п., несмотря на то что сам признавал их дурными.

      Можно предложить два высказывания, в которых отражена другая точка зрения:

      «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели... Дурные средства годятся только для дурной цели».

Русский философ Н. Г. Чернышевский (1828—1889)

      «...Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

Немецкий философ К. Маркс (1818—1883)

      Вопрос к учащимся:

      В чем смысл приведенных выше суждений?

      Исторический опыт показывает, что неблагие средства могут повлиять на результат, в котором проявятся последствия использования дурных средств.

      Уяснению проблемы соотношения целей и средств их достижения поможет выполнение учащимися заданий 6 и 7 к § 3.

      Третий элемент структуры деятельности — действия — характеризуется в соответствии с текстом учебника.

      Четвертый элемент — результат деятельности — рассматривается в соотнесении с целью: всегда ли результат деятельности воплощает задуманное, соответствует поставленной цели?

      При обсуждении этого вопроса может быть отмечено: результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать. А нередко результат получается по ставшему крылатым высказыванию одного государственного деятеля: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

      Несовпадение результата с целью может быть объяснено влиянием как внешних по отношению к деятельности факторов (изменение в худшую сторону условий, в которых протекала деятельность, противодействие каких-то социальных сил и т. п.), так и внутренних, присущих данной, конкретной деятельности. Их анализ помогает лучше понять структуру деятельности, взаимосвязь ее элементов.

      К числу этих факторов можно отнести:

      — выдвижение заведомо недостижимой цели;

      — недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей;

      — неверный выбор средств достижения цели;

      — неполноту действий, направленных на достижение цели;

      — неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.

      4. Последний пункт плана — самый объемный, наиболее сложный. Его изучению желательно отвести достаточное время.

      Начинается эта работа с вопросов: «Что движет человеческой деятельностью? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?» Ответы на эти вопросы, данные в учебнике, могут быть закреплены таблицей (см. с. 28).

      Следует подчеркнуть, что давно предпринимались попытки учесть взаимодействие разных причин, определяющих человеческую деятельность, не ограничиваясь анализом какого-либо одного фактора. Сегодня высказывается мнение, что все названные подходы — в большей или меньшей степени — страдают односторонностью, но каждый из них содержит более или менее значительное «рациональное зерно». Поэтому наиболее полная картина человеческой деятельности и развития общества возникает при сочетании, синтезе различных подходов. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности.

      В § 3 учебника изложены две классификации потребностей. Обе могут быть представлены в схемах 1 и 2.

Подходы представителей различных философских
направлений к объяснению деятельности людей

Философские направления

Основная мысль

Географическое направление

Географические условия обусловливают характер и склонности людей

Социологический идеализм

«Идеи правят миром»

Исторический материализм

Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве

Технологическое направление

Определяющий фактор движения общества — техника и технология

Психологическое направление

Объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп


Схема 1

      Схема 1 уязвима, поскольку идеальные потребности тоже обусловлены обществом, но она является наиболее доступным вариантом классификации.

      Другая — схема 2 отражает иерархию потребностей, разработанную американским психологом А. Маслоу (см.: Кравченко А. И. Социология. Словарь. — М., 1997).

      Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), а три других — вторичными (приобретенными). Кроме того, он выделил еще два вида потребностей: в знаниях (когнитивные) и эстетические. Их место на схеме — между престижными и духовными потребностями.

      При использовании этой схемы необходимо раскрыть содержание каждого вида потребностей. Это можно сделать двумя путями: а) учащиеся работают с текстом учебника; б) разъяснения дает учитель.

      Важно подчеркнуть, что мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности, а также что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие — в неодинаковой.

      Социальные установки характеризуются как ценностное отношение к социальному объекту (в учебнике это сделано на примере такого объекта, как семья), психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.

Схема 2

       

5
Духовные потребности

         
     

4
Престижные потребности

 
         
   

3
Социальные потребности

   
         
 

2
Экзистенциальные потребности

     
         

1
Физиологические потребности

       

      Далее внимание учащихся привлекается к определению убеждений.

      Учащимся можно предложить задание: сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чем ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте.

      1. Д. Писарев: «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности».

      2. Ф. М. Достоевский: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»

      В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что оба автора подчеркивают устойчивость, прочность убеждений, но допускают возможность их изменения, причем Ф. М. Достоевский делает акцент на самопроверке истинности своих взглядов на мир, идеалов и принципов. Ценность этих суждений в том, что они показывают пути самосовершенствования личности.

      Достаточно сложен текст учебника об интересах. Целесообразно осуществить комментированное чтение этого фрагмента в классе. При этом следует найти ответ на вопросы: в чем состоит связь потребностей и интересов? В чем их различие? Что означают слова: «общественные условия, от которых зависит распределение благ»? Приведите примеры экономических интересов, социальных, политических и духовных.

      Выслушивая ответы, важно обратить внимание на то, чтобы не допустить смешения понятий «потребности» и «интересы». Скажем, потребности фермеров такие же, как и у других людей, но для них удовлетворение потребностей связано с установлением таких общественных условий, которые будут способствовать успешному хозяйствованию. К подобным условиям можно отнести и частную собственность на землю, и возможность получения дешевых кредитов и т. д. В этом их социальные интересы.

      Потребности пенсионеров тоже аналогичны потребностям других людей (хотя и здесь полного совпадения нет). Но их удовлетворение связано с созданием пенсионной системы, которая гарантировала бы достойный уровень жизни. И если предметом потребностей пенсионеров являются пища, одежда, жилище и т. п., то их интерес направлен на создание справедливой пенсионной системы.

      Полезно поставить еще один вопрос: какова зависимость интересов от социального положения субъекта деятельности?

      Знания о роли сознательного и бессознательного в действиях людей могут быть изложены учителем на основе содержания учебника либо самостоятельно изучены учащимися по тексту учебника.

      Подводя итоги изучению социальных мотивов, учитель подчеркивает, что это — осознанное побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). Иначе говоря, мотив не сводится к потребностям, установкам. Потребности превращаются в мотив, когда личность осознает, в чем они состоят, на что направлены, как их можно удовлетворить.

      Осознаваемые личностями и группами потребности являются источником их активности, деятельности, направленность которой связана с социальными установками, убеждениями. Чтобы удовлетворить определенную материальную потребность, один человек ищет дополнительного заработка, другой — ворует. Убеждения одного не позволяют брать то, что ему не принадлежит, а его социальная установка — на честный труд как ценность. Установка другого — на присвоение чужого. Таким образом, мотивы рождаются на основе осознания потребностей и интересов в связи с убеждениями и установками. Изучение мотивов позволило немецкому ученому Максу Веберу дать классификацию действий. Их характеристику, представленную в учебнике, можно раскрывать, опираясь на схему 3.

Схема 3. Классификация действий (по М. Веберу)

      Характеризуя эти действия, важно подчеркнуть, что социальными являются только первые два типа действий. Именно эти осмысленные (рациональные) действия и составляют элементы деятельности, которая характеризуется сознательно выдвинутой целью и продуманным выбором средств ее достижения. В связи с этим целесообразно обратить внимание учащихся на фразу в учебнике: «В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат».

      Таким образом, урок завершается возвратом к сущности деятельности, которой свойственны осознанные мотивы, цель, средства и действия.

      Можно также обсудить задание 9 к § 3.

      Для работы дома, помимо текста § 3, целесообразно предложить задание старшеклассникам проанализировать собственную учебную деятельность, заполнив таблицу:

Цель

Используемые средства

Выполняемые действия

     

      При обсуждении задания могут потребоваться следующие уточнения. Для чего я учусь в школе — чтобы получить аттестат или чтобы овладеть знаниями и умениями? К средствам, которые я использую, относятся только предметы (вещи) или также приемы, способы учения? Насколько полно представлены выполняемые действия? Обеспечивают ли используемые средства и выполняемые действия успешное продвижение к цели?

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1284 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0