Уроки
направлены на раскрытие социологических факторов и резервов
повышения эффективности трудовой деятельности.
Труд
предстает перед учащимися как способ удовлетворения
человеческих потребностей; как источник общественного
богатства; как творец общества и фактор общественного
прогресса; как ваятель человека во все исторические
эпохи; как главный устой существования человеческого
общества и его развития. Уроки призваны формировать
понимание трудовой деятельности как обусловленной технологическими
средствами и независимую от субъективных желаний целесообразную
форму профессиональной активности индивида.
На уроках
учащиеся приобретают знания о субъекте трудовой деятельности,
средствах труда, его условиях, существенных особенностях
трудового процесса. Уроки должны содействовать формированию
у учащихся установки на сознательный выбор профессии,
высококвалифицированный труд.
К этим
урокам целесообразно повторить текст «Трудовая
деятельность» из § 4, а также текстов
«Социальные нормы» и «Отклоняющееся поведение»
из § 6.
План
изучения нового материала
1. Материальное
производство.
2. Трудовая
деятельность.
3. Современный
работник.
4. Проблема
гуманизации труда.
Подготовке
учителя к уроку может помочь указанная выше книга А. И. Кравченко,
а также книга: Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова,
А. И. Кравченко, В. В. Щербины. —
М., 1993. — Раздел II.
1. В начале
занятия вновь сравниваются духовное и материальное производство,
только на этот раз с целью выявления особенностей материального
производства. Главное различие — в создаваемом
продукте.
2. Структура
трудовой деятельности может быть отражена в схеме
1.
Схема
1. Структура трудовой деятельности
|
|
Каждый
элемент трудовой деятельности должен быть охарактеризован
на уроке.
Важно
также раскрыть понятие «содержание индивидуального
труда». Оно выражает распределение функций на рабочем
месте и определяется совокупностью выполняемых операций.
В зависимости
от роли работника в производственном процессе следует
различать функции: 1) энергетическую, когда
работник приводит в движение средства труда; 2) технологическую —
наблюдение и контроль за движением предмета и средств
труда с наладкой и регулированием оборудования; 3) управленческую,
связанную с подготовкой производства и руководством
исполнителями (см.: Дикарева А. А.,
Мирская М. И. Социология труда. —
М., 1989. — С. 110).
Главный
фактор, обусловливающий изменение трудовых функций,—
научно-технический прогресс.
Понятие
«содержание индивидуального труда» может быть
представлено с помощью схемы 2.
Схема
2. Содержание индивидуального
труда
|
|
Учащимся
предлагается, опираясь на схемы 1 и 2, подробно охарактеризовать
любой вид труда. При этом желательно, чтобы был рассмотрен
каждый элемент данного вида трудовой деятельности. Затем
можно организовать обсуждение заданий 4, 5 к § 16
учебника.
Понятие
«производительность труда» дается в двух определениях
(конец второго абзаца текста в § 16, озаглавленного
«Трудовая деятельность»); на них следует обратить
внимание учащихся. После этого предлагается выполнить
задание 1 к § 16 учебника.
О разделении
труда учащиеся имеют представление из курсов истории
и технологии. Поэтому предлагается ответить на
вопрос «Что такое разделение труда?»
и привести примеры.
Затем
дается задание: вспомнить
содержание § 5 учебника и подумать, какую
роль играет общение в трудовой деятельности. Рассмотрение
второго вопроса завершается выводом о том, что трудовая
деятельность с точки зрения социологии — это
относительно жестко фиксированный во времени и пространстве
целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми,
объединенными в производственной организации.
3. Каким
должен быть работник, соответствующий характеру современного
производства? Такой вопрос можно поставить учащимся,
переходя к следующему пункту плана. Для дальнейшего
рассмотрения из числа названных учащимися качеств выделяются
профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива.
В обыденной
речи профессионализм — это хорошее
владение своей профессией. Делать что-либо профессионально
означает делать в полном соответствии с требованиями
данного производства, данной области деятельности. В социологических
исследованиях отмечается, что профессия может быть описана
с помощью системы признаков, характеризующих данный
вид труда, требований к работнику той или иной профессии, —
профессиограммы. Квалификация —
это степень готовности к какому-нибудь виду труда, уровень
подготовленности. Квалификация работников выражается
через систему тарифных разрядов рабочих. В ее основе
лежит оценка сложности выполняемой работы. От степени
сложности работы специалисты отличают ее квалификационные
характеристики — объем профессиональных
знаний и трудовых навыков, которыми должен обладать
рабочий данной профессии и данного разряда.
Целесообразно
просить преподавателя труда найти квалификационные характеристики
каких-либо рабочих профессий, с тем чтобы зачитать их
на данном уроке в качестве иллюстраций к определению
«квалификация».
Далее
раскрывается значение трудовой дисциплины как
закрепленной правом и другими социальными нормами системы
организационных отношений, направленной на поддержание
надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой
деятельности.
Учащимся
предлагается подумать, почему в современных условиях
значение трудовой дисциплины возрастает. Обобщая ответы,
учитель подчеркивает: чем глубже разделение труда, чем
сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе
всех участников трудового процесса, тем тяжелее для
производства последствия нарушений трудовой дисциплины.
Ставятся
вопросы: 1. Что такое социальные нормы,
какова их роль в деятельности людей? 2. Как общество
реагирует на поведение, отклоняющееся от норм?
Затем
учащиеся читают текст учебника. Ставится вопрос:
какие нормы, определяющие дисциплинированное поведение,
можно отнести к социальным? Ответы корректируются: общественные
отношения в производстве регулируются социальными нормами,
закрепляющими трудовую и договорную дисциплину, а технологическая
дисциплина определяется техническими нормами.
Учащимся
предлагается привести примеры правовых и моральных
норм, регулирующих поведение в процессе труда, и
санкций в связи с отклонением от этих норм. В случае
затруднений учитель приводит статьи из Трудового кодекса
РФ, а также моральные поучения, отражающие отношение
к труду.
Правовые
нормы могут быть проиллюстрированы статьями 21 и 192
Трудового кодекса РФ. Статья 21 «Основные права
и обязанности работника» гласит:
«Работник
обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности,
возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила
внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать
трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности
труда; бережно относиться к имуществу работодателя и
других работников; незамедлительно сообщить работодателю
либо непосредственному руководителю о возникновении
ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей,
сохранности имущества работодателя».
Санкции
предусмотрены статьей 192 «Дисциплинарные взыскания»:
«За
совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных
на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право
применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение
по соответствующим основаниям.
Федеральными
законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных
категорий работников могут быть предусмотрены также
и другие дисциплинарные взыскания.
Не
допускается применение дисциплинарных взысканий, не
предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями
о дисциплине».
Моральные
нормы можно показать на примере русских народных пословиц:
Терпение
и труд все перетрут.
Двое
пашут, а семеро руками машут.
Не умеешь
шить, так не пори.
У плохого
мастера такова и пила.
Кто
ленив с сохой, у того год плохой.
Делай
свое дело за семерых, а слушайся одного.
У него
дело из рук валится. Работа в руках гниет.
Ленивый
и могилы не стоит.
Не гляди
на дело, гляди на отделку.
По работе
и мастера знать.
У работящего
в руках дело огнем горит.
Рядись —
не стыдись, а работай — не ленись.
В этих
пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение
работать.
Могут
быть приведены и авторитетные высказывания о добросовестном
труде, о мастерстве.
«Всю
мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые
любят и умеют работать». М. Горький
«Соедините
знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости
извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую
пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа
начнут увеличиваться с невероятною быстротою».
Д. И. Писарев
Трудись, покамест служат руки,
Не сетуй, не ленись, не трусь,
Спасибо скажут наши внуки,
Когда разбогатеет Русь.
Н. А. Некрасов
|
«Человек,
считающий жизнь трудом, будет ставить себе целью, по
мере приобретения умения, ловкости и выносливости, все
больший и больший труд, все более и более наполняющий
его жизнь». Л. Н. Толстой
Учитель
говорит, что в общественном мнении нормой является прилежный,
умелый труд, а отношением к отклонениям от нормы является
общественное осуждение ленивых, недобросовестных, неумелых
работников.
Учебное
пособие говорит о сочетании исполнительности с инициативой.
В этом случае речь идет о понимании инициативности
как «находчивой исполнительности», когда работник
сам ищет и находит оптимальные способы выполнения производственной
задачи.
На уроке
целесообразно обсудить задание 3 к § 16 учебника.
4. Переходя
к следующему вопросу, целесообразно вместе с учащимися
прочитать первый абзац текста, озаглавленного «Проблемы
гуманизации труда» (§ 16 учебника), обратив
внимание на новый аспект рассмотрения трудовой деятельности:
насколько эта деятельность соответствует природе человека.
Из
курса истории учащиеся знают, как человек превратился
в процессе индустриального развития в придаток машины.
В учебнике характеризуется дегуманизация труда,
т. е. превращение человека всего лишь в «фактор
производства».
Вариантом
дальнейшей работы может быть самостоятельное изучение
учащимися текста «Проблемы гуманизации труда»
и составление развернутого плана. При этом важно проследить,
чтобы в плане были зафиксированы признаки системы Ф. Тейлора,
перечислены структурные элементы условий труда, названы
факторы гуманизации труда и основные компоненты культуры
труда.
Иной
вариант предполагает раскрытие проблемы самим учителем.
В этом случае учитель зачитывает фрагменты из книги
Ф. Тейлора, позволяющие вместе с отрывком, приведенным
в учебнике, полнее представить его систему, которую
Тейлор называл научной организацией труда.
«...Развитие
научной организации труда предполагает выработку многочисленных
правил, законов и формул, которые заменят собой личное
суждение индивидуального рабочего...» «Труд
каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции
по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный
рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную
инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который
он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие
с его стороны использованию в работе» (Тейлор Ф. У.
Научная организация труда // Научная организация труда
и управления / Под ред. А. Н. Щербаня. —
М., 1965. — С. 217).
Следует
подчеркнуть, что система Тейлора обеспечила значительное
повышение производительности труда и содержала в себе
немало рациональных решений, соответствующих уровню
материального производства начала ХХ в. Однако обозначилась
проблема: насколько возможно в данных технических и
общественных условиях гуманизировать человеческий труд?
Один
из аспектов проблемы — условия труда.
В социологии выделяются следующие группы элементов
условий труда:
1. Санитарно-гигиенические
элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные
излучения и т. п.).
2. Психофизиологические
элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение,
монотонность работы, рабочая поза и т. п.).
3. Социально-психологические
элементы (психологический климат трудового процесса,
его некоторые социальные характеристики).
4. Эстетические
элементы (художественно-конструкторские качества рабочего
места, архитектурно-художественные качества интерьера
и т. п.) (см.: Энциклопедический социологический
словарь. — М., 1995. — С. 843).
Возможные
пути гуманизации труда рассматриваются на основе текста
учебника.
Полезно
обсудить на уроке задание 6 к § 16 учебника,
позволяющее увидеть сложность проблемы гуманизации труда. |