Философ, ученый-энциклопедист, один из главных
представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с
неоплатонизмом. Прозвище — Второй учитель (после Аристотеля). Жил в
Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения — «Геммы мудрости»,
«Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о
классификации наук, «Большая книга о музыке».
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в
городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория
современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о
чем свидетельствует слово «тархан» в составе его полного имени Абу-Наср
Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные
места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим — в возрасте
около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске,
Алеппо и других городах Арабского халифата.
В пределах Арабского халифата и протекала большая
часть жизни и творчества аль-Фараби. При династии Аббасидов столицей был
Багдад, где зарождались все духовные течения, получившие
распространение в халифате. Аль-Фараби говорит о Багдаде как о
коллективном городе.
Этот город самый «восхитительный и счастливый из
невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и
красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо
любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и
устремления. Потому-то народ стекается [в этот город] и оседает там. Его
размеры безмерно увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов,
имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети
самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из
многообразных, входящих друг в друга объединений с отличными друг от
друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и
в которых объединяются все желания и все действия. Поэтому очень
возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные
[люди]. Там могут существовать мудрецы и ораторы, поэты всех видов».
Но, несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку
коллективного города, аль-Фараби отнес его не к добродетельному городу, а
к «невежественным» городам, ибо в нем контрасты добра и зла проявлялись
сильнее, чем где бы то ни было.
В источниках есть упоминание о том, что до своего
увлечения науками аль-Фараби был судьей, но, решив посвятить себя
поискам истины, бросил эту должность, занявшись светскими делами, в
частности преподавательской деятельностью. Рассказывается также и о том,
как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал
аль-Фараби на хранение большое количество книг, среди которых было много
трактатов Аристотеля.
Аль-Фараби в часы досуга начал листать эти книги и
настолько увлекся ими, что бросил должность кади. Этот случай якобы
сыграл решающую роль в его судьбе, он стал великим ученым. Известно, что
аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми
другими, но не знал арабского. Надо отметить, что он много времени
уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов в конце
жизни он владел более чем семьюдесятью языками.
Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок в
совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными
науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным
мыслителем и философом-наставником был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Он был
известен не только в Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах
Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия
Аристотеля. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который прилежно
записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по
логике.
Влияние багдадского учителя на аль-Фараби, по
свидетельствам современников, было весьма значительным, ибо Абу-Бишр
Матта обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования
логического наследия Стагирита. Он удачно избегал сверхсложных
конструкций, умело сочетая глубину с простотой изложения. Все эти
достоинства стиля Абу-Бишр Матта были целиком усвоены его достойным
учеником.
В период жизни в Багдаде аль-Фараби совершил поездку в
город Харран со специальной целью обучиться некоторым особым приемам
логики у мыслителя-христианина Йуханны бен-Хаилана, которыми тот
прославился в мусульманском мире. Вернувшись в Багдад, аль-Фараби
углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость
восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим
греком.
О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля
арабоязычными мыслителями говорит хотя бы фраза, которая была написана
аль-Фараби на копии аристотелевского трактата «О душе». «Я прочел этот
трактат двести раз». Детальное комментирование всех трудов античных
авторов требовало буквального знания и запоминания текста. Ясно, что в
этой фразе содержится призыв к постоянному, многократному возвращению к
одним и тем же источникам, и в этом, по-видимому, состоит один из
важнейших принципов обучения философии того времени. Однажды у
аль-Фараби спросили «Кто больше знает — ты или Аристотель?» Он ответил
«Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то
я мог бы быть его лучшим учеником».
Результатом разносторонних научных изысканий
аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом
порядке были перечислены науки того времени, определен предмет
исследования каждой.
По свидетельствам современников, «ничего подобного
никто ранее не писал и подобного плана не придерживался, и она
незаменима для изучающих науки». В Багдаде аль-Фараби основательно
пополняет свои знания входит в контакт с видными учеными и довольно
быстро становится самым авторитетным среди них благодаря эрудиции, силе
мысли и величию характера. Но в среде догматически настроенных
богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби,
нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски
достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире. В
конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он направляется в
Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет.
В своей книге «Гражданская политика» он упоминает,
что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия
аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем
уединенный образ жизни. Несмотря на покровительство правившего в те
времена в Дамаске Сайф ад-Даулы бен-Хамдани, он избегал придворной
жизни, редко присутствовал на приемах.
Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришел к правителю
Сайф ад-Дауле, когда у него происходило собрание ученых. Когда
аль-Фараби вошел в зал, где правитель восседал на троне, тот предложил
ему сесть. Тогда ученый спросил «Как сесть, сообразно моему сану или
сообразно твоему?» «Сообразно твоему», — ответил правитель. Тогда
аль-Фараби прошел мимо всех эмиров и сел около трона. Государь
рассердился и сказал своему телохранителю на тайном языке, который знали
только немногие посвященные: «Этот тюрк нарушил все правила приличия,
поэтому когда он встанет (по окончании собрания), тогда вы накажете его
за невоспитанность». Тогда аль-Фараби спросил «Я никакого проступка не
совершил, за что я буду наказан?» Услышав этот вопрос, изумленный Сайф
ад-Даула спросил: «Ведь в народе этого языка никто не знает, где и у
кого ты его изучал?» Аль Фараби ответил «Мне пришлось изучать многие
языки, я знаю больше 70 их».
В этот момент кто-то из ученых задал вопрос, и
началась дискуссия среди собравшихся. Никто не мог ответить на этот
вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не
смог с ним спорить. Правитель обратился к аль-Фараби «Судя по всему, ты и
есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют «вторым» после
Аристотеля?» Аль-Фараби ответил утвердительно. И пришлось Сайф ад-Дауле
просить у него прощения за то, что не узнал мудреца и обидел его, а
аль-Фараби пожелал правителю здоровья.
Обыкновенно большую часть дня он проводил на краю
бассейна или в тенистом саду, где писал книги и беседовал с учениками.
Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все
созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них
сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены).
Аль Фараби был очень непритязательным человеком. Его
жизненные потребности ограничивались суммой в четыре дирхема, которые он
ежедневно получал из казны Сайф ад-Даулы.
Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за
стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех
папирусах читал сам правитель.
Смерть не страшна добродетельному человеку, считал
аль-Фараби. Перед лицом ее он сохраняет достоинство, не впадает в
смятение и ценит жизнь, стараясь продлить ее. Добродетельный человек не
боится смерти и желает продолжения жизни для совершения блага. Поэтому
он не стремится приблизить смерть, но встречает ее достойно. Если такой
человек умирает, то нужно оплакивать не его, в эпикурейском духе
заявляет аль-Фараби, а его сограждан, которым он был нужен.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он
был ученым-энциклопедистом. Об этом свидетельствуют и названия трудов
«Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова «интеллект», «О
том, что должно предшествовать изучению философии», «Об общности
взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля», «Трактат о
взглядах жителей добродетельного города» и др.
Общее количество работ философа колеблется между 80-ю
и 130-ю. Есть трактаты, состоящие из 2–3 страниц, но есть многотомные.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало
выглядит вполне традиционно — это аллах. Середина — это иерархия бытия.
Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец —
достижение подлинного счастья.
Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе
неоплатоников — умножением бытия, в результате чего возникают земные
стихии — люди, животные, растения и пр.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места
человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством
восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не
позволяет постичь сущности. Это возможно только посредством разума,
который существует в различных формах — как пассивный актуальный,
приобретенный, деятельный».
Трактат о взглядах жителей добродетельного города» —
одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в
Египте как переработка и логическая систематизация почти всех воззрений
мыслителя на основе написанного в Багдаде и Дамаске текста под названием
«Гражданская политика».
Для достижения счастья необходимо прежде всего
теоретическое обоснование его. Философия в достижении счастья имеет
существенное значение. «Поскольку мы достигаем счастья только тогда,
когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря
искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно
благодаря философии мы достигаем счастья». В свою очередь для овладения
философией необходим и хороший нрав, сила ума. Последняя культивируется
искусством логики.
Аль-Фараби развил учение о «добродетельном городе»,
во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины
философии. Руководствуясь этическими установками Аристотеля, аль-Фараби
идет вслед за Платоном. Он полагает, что цель человеческой деятельности —
счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания.
Общество мыслитель отождествлял с государством.
Общество — тот же человеческий организм. «Добродетельный город подобен
совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с
тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее
полной».
Глава города, которого он отождествлял с багдадским
халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями
здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением
со своими подданными. |