Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название.
Величайшим достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагический образ. Уже его характер предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее действие. Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется сначала. В первой части романа писатель показывает лишь один обычный день героя, который тот проводит не вставая с дивана. Автор рисует портрет этого потомственного дворянина: «Это был человек... среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи».
Гончаров особое внимание обращает на быт героя, дает понять, что этот человек — нравственно погибающий. «По стенам.,, лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли бы служить... скрижалями для записывания на них по пыли... заметок на память». «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Автор подробно описывает халат Обломова, восточный, «без малейшего намека на Европу», просторный, широкий, который покорно повторяет движения его тела. Этот халат как бы символизирует этапы духовной жизни главного героя. Так, когда герой влюбляется в Ольгу Ильинскую и его душа пробуждается к активной, деятельной жизни, у него появляются мысли о необходимости «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, эта вещь на какое-то время исчезает, но затем новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына находит его в чулане и возвращает к жизни. Это свидетельствует о том, что слабые попытки главного героя изменить свое существование терпят крах. Обломов продолжает свое никчемное существование: лежит на диване, скрываясь от вторжения внешней жизни. Тихо, но неуклонно Илья засыпал, погружался в вечный сон, не нарушая привычки жить как раньше. Но почему же морально чистый, честный, добрый Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии?
На мой взгляд, все дело в явлении, получившем название обломовщины, почвой для которой был уклад жизни в Обломовке. Обломов привык получать все не своими усилиями, а с помощью других людей, и эта привычка развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. Этот молодой человек медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. В этом заключается его трагедия.
Хотя в какой-то момент в романе мы видим, что Обломов близок к пробуждению благодаря Ольге Ильинской. Ольга Сергеевна «не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом», в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». Эта женщина пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, но ему была чужда та жизнь, которую предлагала Ольга. И она поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!»
Обломов сам понимает, что недостоин Ольги, хотя и любит ее чисто, бескорыстно, искренне. Гончаров показывает нам необыкновенно романтическую любовь. Она замечательная, но не может иметь продолжения. Все дело в том, что Обломов и Ольга — слишком разные люди, слишком уж не сходятся их жизненные позиции. Будущее в представлении Обломова — это тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные беседы, встречи гостей. Для Ольги же жизнь — непрерывное движение вперед.
Разрыв с Ольгой Ильинской приводит главного героя к глубокому душевному кризису. Уже ничто не может возродить в нем высокие чувства, мечты и желания. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое нравственное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, задавленным всяким сором. «Отчего я такой?» — задается главный герой мучительным вопросом. Ответ на него мы находим в главе «Сон Обломова», когда Илье снится его детство в Обломовке. Перед нами раскрываются социальные условия, в которых сформировался характер героя: дворовые слуги неустанно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания. Это калечит душу героя, убивая в нем прекрасные задатки характера. На примере главного героя своего романа Гончаров показал, что такое обломовщина. Мы видим, что это достаточно широкое понятие, включающее в себя, с одной стороны, весь патриархальный уклад русской жизни с его праздной сонливостью, а с другой — доброту, любовь, поэтичность.
Вариант 2
Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. И действительно, Обломов — духовно богатая натура. Он умен, хотя есть в нем то, что «дороже всякого ума: честное, верное сердце». Многих героев романа он одарил своим благородством. Но трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к осознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной. Первый раз об обломовщине мы узнаем из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своем диване.
«Сон Обломова» — великолепный эпизод, который остается в памяти надолго. В нем опоэтизирован облик героя; в этом отношении «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Роман без «Сна» был бы произведением неполным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватившись одной рукой за траву, а другой за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после сытного обеда с предчувствием, что Илюша пойдет дразнить козла и лазить на галерею. Эти и много других обворожительных подробностей содержит «Сон».
Маленький Илюша все время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удавалось, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, осыпали заботами, ласками.
День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботой дня были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку; Именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то, может быть, он стал нормальным человеком, имел цель в жизни. В конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... » отвечает: «Есть — обломовщина!» Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признаниа, Гончаров не ошибся. Он нашел одну из самых болезненных точек современного ему общества — обломовщину.
Русские критики того времени оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Можно сказать, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, еще далеко.
Вариант 3
Гончаров написал три романа, которые, не являясь ни остросоциальными полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, тем не менее, своеобразной энциклопедией национального характера, уклада жизни, жизненной философией.
Обломов - устойчивый, чисто русский тип, тип барина, воспитанный веками рабовладения. Инертность, апатия, отвращение к серьезной деятельности, уверенность в том, что все желания будут выполнены. Личного труда, требующего умственных и эмоциональных затрат, Обломовы не знали. Вся жизнь их от седьмого колена шла заведенным порядком, и вот потомки лишились личной инициативы. Обломов считает себя свободным и защищенным от жизни, но на самом деле он раб своих прихотей, раб любого, кто подчинит его своим желаниям. Обломов не зол, но он и не добр. Он человек без поступков, человек, всегда уступающий рутине, привычкам. Для Обломова на вопрос "Теперь или никогда" всегда имеется уклончивый ответ: "Только не теперь". Детская непосредственность, чистота, искренность Обломова идут не от душевных трудов и затрат, а от неразвитости души. "Чистосердечие - не дикорастущий цветок", оно требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет у Обломова, он становится жертвой любого, кто претендует на обладание его жизнью.
Мошенник или друг, женщина умная или женщина добрая - он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеждают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего-то хотят, куда-то зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне наливки и варенья, пуховые перины, забота и необременительная любовь.
Обломов - герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип - русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин - они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетен и пошл, Обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. |