В категории материалов: 38 Показано материалов: 1-30
Как же вести себя с этим «самостоятельным» ребенком?
Психологи пришли к выводу, что родители часто переоценивают
«взрослость», ответственность маленького ребенка и начинают чересчур
много требовать от него. |
Хотя самостоятельность, как уже говорилось,
зарождается в раннем детстве и проявляется в определенный момент,
распознать ее у ребенка очень сложно. |
Если так получилось, что вы вынуждены оставлять
ребенка дома одного или ребенок один гуляет на улице, важно научить его
правилам, которые не позволят ему попасть в беду. |
Зависимость здесь самая прямая. Чем раньше ребенок
научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и другими
детьми, выполнять определенные правила, тем легче ему будет усвоить
школьные требования. Но на деле это не совсем так. |
Когда ребенок начинает учиться в школе, происходят
изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно
серьезные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на
общение. Большую часть дня дети общаются с родителями, учителями,
другими детьми. |
В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся сдерживать свои эмоции, желания. Наряду с этим у младших школьников можно отметить проявление настойчивости как волевой черты характера. |
Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность,
взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг
другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение
от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). |
Очень часто, когда мы представляем своих детей
взрослыми и счастливыми людьми, то почти всегда видим их в роли лидеров.
Какую бы дорогу они ни выбрали, мы хотим, чтобы они были лучшими,
уникальными, самостоятельными! |
Как проще всего определить лидера? Распространенное
мнение утверждает, что лидер рождается в соревновании. Уже в детском
саду детям говорят: «Кто скорее съест кашку?», «Кто быстрее оденется на
прогулку?» |
Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критику без ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление недостатков. |
Родители не должны пытаться реализовать свои несбывшиеся
мечты в ребенке, проецировать на ребенка собственные ожидания. Ребенок
должен идти своей дорогой и выбирать ее самостоятельно. Каждый человек
еще в детстве выбирает, что для него важнее. |
В этот период развиваются логическое мышление,
память, воля, проходит половое созревание. Интенсивнее становится работа
желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость центральной
нервной системы. |
В результате полового созревания изменяется структура
кожи, усиленно работают поры, выделяя кожный жир, который их
закупоривает. Это, в свою очередь, приводит к возникновению угрей,
прыщей. Какая уж тут самостоятельность, когда подросток стесняется
своего внешнего вида? |
Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, оценки своих способностей, приобретения умений.
Ребенок пытается определить, на что он способен, в чем его призвание.
Это время стремления к самосовершенствованию, поиску своего места в
коллективе, завоеванию авторитета как у сверстников, так и у взрослых. |
Как нащупать ту грань, где кончается право ребенка
на независимость и начинается право взрослого контролировать его
поступки? Чем больше доверия вы оказываете ребенку, тем скорее он
научится принимать правильные решения самостоятельно. |
Умение разговаривать со своим ребенком конечно же
очень важно, но иногда достаточно просто внимательно приглядеться к
нему, понаблюдать за его поведением, чтобы понять, что с ним происходит.
Существует множество признаков, которые подскажут вам, что ребенок
меняется и что нужно изменить свое поведение по отношению к нему. |
Есть одна концепция воспитания, основанная на так
называемой «естественной последовательности». В настоящее время эта
концепция довольно популярна как в России, так и за рубежом. |
Авторитет взрослых в этот период падает почти до
нуля, зато резко поднимается авторитет сверстников. И это закономерно:
именно в этом проявляется самостоятельность. Ведь если родительский,
учительский авторитет по-прежнему силен, то ребенок самостоятельно
действовать не сможет. |
В этом возрасте при формировании группировок очень явно
проявляется власть девочек. Это естественно, ведь, как уже говорилось,
мальчики по своему развитию в этом возрасте несколько отстают от девочек
– года на два. |
Так уж повелось, что в нашей стране разговор о
деньгах всегда считался чем-то бесстыдным. Неприличным было спросить,
какая зарплата будет у вас на новом месте работы, неприличным было обсуждать многие вопросы, связанные с
финансами и зарабатыванием денег... |
Ваш ребенок растет, считает себя взрослым, возможно,
он уже стал совершеннолетним, свысока смотрит на «предков», которые, по
его мнению, ничего не понимают и вообще отстали от жизни. Но при этом
он живет с родителями и является иждивенцем. |
Уверенность в себе, смелость в принятии решений –
качества, сопутствующие самостоятельности. Большинство людей могут их
развить и усовершенствовать. Но это нелегко. |
Часто бывает, что ребенок, хорошо знающий урок,
растерянно молчит или начинает запинаться и заикаться, когда его
вызывают к доске. Одноклассники веселятся, ученик еще больше теряется,
учитель раздражается и ставит очередную двойку. |
Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должен помочь своим детям в преодолении застенчивости? Низкая самооценка – страшная вещь!
Если подросток невысокого мнения о себе, о своих способностях и внешнем
виде, то бесполезно ждать, что другие люди поспешат развеять его
сомнения! |
Дружба для ребенка – очень важное понятие. Но
характер и мотивы ее с возрастом меняются, и это надо учитывать, когда
мы выносим суждение о друзьях наших детей. Детская дружба может служить
наглядным примером того, как развивается самостоятельность,
независимость наших детей, как они взрослеют, учатся принимать решения. |
Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией:
ребенок благополучно общался со сверстниками во дворе, в детском саду,
но вот пришло время школы, и… ваш ребенок оказался одинок. Что
случилось? Почему вашего ребенка не принимает коллектив? |
Сложнее всего родителям приходится, когда подросток
хочет общаться только со взрослой компанией, потому что считает, что
перерос своих сверстников. Возможно, что ему и впрямь скучно с
одноклассниками. В этом случае запреты могут привести к бунту и
неповиновению со стороны подростка. |
Вам знакома эта ситуация? Ваш вчера еще такой милый и
послушный ребенок вдруг превращается в отъявленного хама, и вы
разводите руками в бессилии, пытаясь понять, откуда это у него? |
В подростковом возрасте чаще всего проявляются такие
проблемы, о которых родители до сей поры и не подозревали. Вчера еще
послушное, сегодня чадо как с цепи сорвалось: грубит, делает назло, не
реагирует на просьбы и требования взрослых, говорить с ним, кажется,
невозможно… |
Если вы доверяете ребенку, даете ему возможность
принимать самостоятельные решения и следовать им, вы убиваете двух
зайцев сразу. Во-первых, у вас складываются бесконфликтные отношения с
ребенком. Во-вторых, подросток постепенно учится видеть последствия
своих решений и учитывать их. |
|