В категории материалов: 40 Показано материалов: 1-30
Когда человек еще не был человеком, а был диким зверем, на него
ополчилась вся природа. Не найти в те времена существа несчастнее
человека. Лишенный острых клыков и когтей, не имеющий массивных рогов
или копыт, он был слабее хищников. |
Человек извечно тяготился границами, в которых жил, и всячески
старался их раздвинуть. Стремление к Неведомому, к познанию того, что
находилось за пределами родного места — дома, области, планеты, — всегда
было одним из самых его сильных чувств. |
У Леночки Казаковой может оторваться пуговица от платья, но она
от этого не перестанет быть Леночкой Казаковой. Законы науки, особенно
законы физики, не допускают ни малейшего неряшества. Воспользовавшись
аналогией, можно сказать, что законы физики всегда должны быть
застегнуты на все пуговицы, всегда быть предельно аккуратны. |
Отсутствие пустяков, существенность любого, хотя бы наиредчайшего
и самым слабым образом выраженного явления — таков окружающий нас мир в
глазах науки. Уважение к «мелочам» — одна из важных ее особенностей.
Другая важная особенность науки наших дней — взгляд на мир как на
необъятное поле поисков. |
Быстрый рост наук многих не радует, а пугает. Им кажется, что
человеку с каждым годом будет все труднее изучать науку, узнавать хотя
бы о важнейших достижениях ее. |
Следить за новостями, вылавливать в океане литературы все
относящееся к любимой области науки, запоминать, перерабатывать в
сознании детали — все это отнимает больше времени, чем изучение основ.
Но специалисту это нужно, специалист как раз и ценен накопленными
сведениями о деталях; а раз так, значит, существует и проблема: как,
тратя меньше времени, вбирать возможно больше сведений. |
Живя в век космоса и атома, естественно равняться на науку этого
века. Но нельзя бросаться в крайность — пренебрежительно отвергать все
то, что было найдено предшественниками. |
Вначале книги мы говорили, как на заре веков человек открыл и
сделал своим оружием могущественнейшую силу природы — умение управлять
ее силами. Через долгий и мучительный процесс поисков, как нужно изучать
природу, что должна представлять собой наука — инструмент такого
изучения, — люди постепенно овладевали найденным оружием. |
Жили-были очень умные бородачи. Они смотрели по сторонам и
старались угадать, из чего состоят все вещи. Особенно их интересовало то
общее, что есть во всех предметах. Бородачи, хотя и жили более двух
тысяч лет назад,
верно рассуждали, что в руках одного мастера — Природы — все должно
иметь как бы единый почерк, чем-то напоминать одно другое. |
Обычно физику начинают изучать с механики — старейшего ее раздела
— и тем как бы подготовляют сознание ученика к восприятию более сложных
разделов физики. |
— Может ли сплошной кусок металла свободно парить в воздухе? Опыт
производится в обыкновенной комнате (можно и на улице), никакие
магнитные, центробежные и иные силы на него не действуют. |
За окном падал крупными хлопьями снег. Вдалеке празднично звонили
колокола. такую ночь хорошо мечтать, но женщинам, собравшимся в одной
из комнат старого, сложенного из серого камня дома, было не до этого.
Тревога наполняла их сердца, и скрыть ее не удавалось. |
К числу выдающихся научных достижений Ньютона относится
высказанное им смелое предположение, по которому все материальные тела,
кроме таких наглядных, очевидных свойств, как твердость, упругость, вес и
т. д., имеют еще одно чрезвычайно важное свойство: инерцию. |
Всякая направленная величина в физике, то есть величина, для
характеристики которой надо знать не только ее абсолютное значение, но и направление в пространстве, называется вектором. Величина, вполне определяемая численным значением, называется скаляром. Примеры векторов: сила, перемещение (путь), скорость, ускорение. |
Механика так плотно окружает нас со всех сторон, что мы ее не
замечаем, как не замечаем воздуха, которым дышим, и воды, которая
попадает в организм с пищей. Но будь мы повнимательнее, мы быстро
догадались бы, что без механики у человека единственная перспектива —
одичать. |
Любопытно, что и Эйнштейн, подобно Ньютону, в раннем своем
детстве не давал оснований видеть в себе зачатки гениальности. «Из вас,
Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», — сказал ему однажды без
обиняков учитель немецкого языка. |
Когда хотят выразить особое уважение к той или иной работе,
теории или человеку, говорят: «Вот это класс!», или «Это классическая
теория», или «Он — классик». Совсем не обязательно (как думают иные),
чтобы речь шла о давно прошедшем. Если так и получается по большей
части, то только потому, что на расстоянии лучше видится. |
Окно, у которого я пишу, выходит во двор большого интерната.
Мальчишки часто дуются в футбол, а притихшие болельщики-девочки порою
вдруг взрываются бурным шквалом голосов, что позволяет мне и не глядя
подсчитывать число забитых голов. |
Не приходилось ли вам задумываться, какому виду энергии вы
обязаны острым удовольствием помчаться вниз, после того как сиденьице
ваших качелей достигло кульминационной высоты и замерло там на
мгновение? |
Благотворным превращениям энергии человек обязан своим
существованием. Прогресс науки и техники убедительно показывает, что,
взяв в собственные руки управление такими превращениями, люди быстро
изменяют облик природы, делают ее покорнее и щедрее. |
Мы говорили о различных видах энергии, об ее способности
превращаться из одного вида в другой. Закон сохранения требует, чтобы
при этом общее количество энергии не изменялось. Количество — одна из важных характеристик энергии. |
К обилию энергии для техники, науки, бытовых нужд стремятся все
народы. Ведь это одно из основных условий нормальной жизни. Можно хорошо
работать, безбедно жить, пользоваться всеми благами культуры. |
Конечно, мать не помнит, что находила своего Борю за домом 65
раз, в гараже — 44 и у Сережи — 32 раза, но это соотношение оставило
свой след, и она уверенно начинает поиски по нисходящим вероятностям. |
Огненное облако с огромной скоростью скатилось с вулкана Мон-Пеле
и превратило в пепел цветущий город Сен-Пьер с населением 26 тысяч
человек. Катастрофа была столь же ужасна, сколь неожиданна и непонятна.
Долго не могли объяснить, каким образом мельчайшие раскаленные частицы
вулканического вещества не поднялись в воздух, не рассеялись, а упали на
город и предали его страшной участи. |
Древнегреческий философ Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) считал,
что мир построен из четырех стихий, или элементов: земли, воды, воздуха и
огня. Учение Эмпедокла разделяли многие ученые древности, в том числе и
Аристотель. Потом оно проникло в средние века и тоже пользовалось
признанием. |
Помня о силах, действующих между молекулами или атомами твердых
тел, нетрудно догадаться, почему эти тела плавятся. Потому что при
повышении температуры колебания каждого отдельного атома около его
нормального положения становятся все сильнее и это необратимо нарушает
весь порядок. |
Не задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое состояние
вещества для нас всего важнее? Почти все, кому я задавал такой вопрос,
прося ответить не подумав, ответить сразу, ошибались. Потом лишь, в
следующий момент спохватывались: «Газ, конечно!» |
Возьмем металлическое тело, скажем пулю, и, положив ее в
жароупорный тигелек, поставим тигелек в электропечь. Пройдет немного
времени, и пуля расплавится, превратится в жидкость, вещество перейдет
во второе состояние. |
Итак, четыре состояния вещества — твердое, жидкое, газообразное и
плазменное. Совсем, как древнегреческие четыре стихии — земля, вода,
воздух, огонь. Как вновь и вновь не вспоминать знаменитые слова
Ф. Энгельса о философии античной Греции: « ней имеются в зародыше все
позднейшие типы мировоззрения». |
Признаться откровенно, я никогда не мог понять, почему все книги,
стремящиеся рассказать доступно о том, что такое квантовая теория,
теория относительности и другие трудные главы современной физики, не
начинаются с объяснения, почему эти главы трудны для человека. |
|