|
В категории материалов: 172 Показано материалов: 1-20 |
Страницы: 1 2 3 ... 8 9 » |

Русское государство, в котором мы живем,
ведет свое начало от IX в. по Р. Хр. Русские же племена, образовавшие
это государство, существовали еще ранее. В начале своей исторической
жизни они занимали только область р. Днепра с его притоками, область
озера Ильменя с его реками, а также лежащие в промежутке между Днепром и
Ильменем верховья Западной Двины и Волги. |
 На всем пространстве Европейской России, и
преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно
«древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения
России в виде отдельных погребальных насыпей и целых кладбищ, развалин городов и укреплений, различных
предметов быта. |
 Что касается до славян, то древнейшим
местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны
Карпатских гор, где славяне под именем венедов и склавен были известны
еще в готские и гуннские времена. |
 Спустившись с Карпатских высот на
Среднерусскую равнину, русские славяне во многом должны были подчинить
свой быт тем географическим условиям, в какие они попали на новых
местах. |
 В первое время своей жизни на Днепре и
Ильмене русские славяне сохраняли у себя патриархальный племенной быт.
Они делились на известные уже нам племена; племя же состояло из родов,
и, по старому выражению, жили наши предки «каждый с своим родом и на
своих местах, владея каждый родом своим». |
Как и когда началась государственная
жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился
интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними
предания о былой жизни славян вообще, и русских в частности, и стали
искать справок в греческих исторических сочинениях, переведенных на славянский язык. |
 О деятельности полусказочного Рюрика
(по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось
преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в
Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. |
 Главнейшим содержанием этого периода, как
мы видим, были усилия киевских князей: 1) объединить русские племена и
создать на Руси единое государство, 2) устроить как можно выгоднее
торговые сношения с соседями и обезопасить торговое движение к иноземным
рынкам и 3) оборонить Русь от внешних врагов. |
Мы сказали, что Киевский князь Владимир Святославич принял христианство.
За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею
Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси. |
 Не достигшее большого развития и не
имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков
должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. |
О том, как крестился князь Владимир
и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не
помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в
Киеве; другие указывали место его крещения в городке Василёве; третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в
греческом городе Корсуне, после того, как взял этот город у
греков. |
 Крещение Руси не следует представлять
себе как одну простую перемену верований. Христианство, став
господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и
богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. |
По нашим понятиям, государство, в котором
мы живем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за
преступления и проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение
порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо
от того, просят об этом или не просят потерпевшие от него люди. |
 Христианская церковь, основанная на Руси
князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с
Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала
византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их
житейские порядки. |
 Рядом с воздействием церкви на
гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она
была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те
практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским
людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. |
 После смерти Владимира Святого (1050),
также, как и после смерти Святослава, на Руси возникли княжеские
междоусобия. Старший сын Владимира Святополк, заняв Киевский «стол»,
стремился истребить своих братьев для того, чтобы самому достигнуть
единовластия. |
 Единовластие, восстановленное Ярославом
Мудрым после многой смуты, окончательно исчезло на Руси с его кончиною. При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно
утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей,
объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский
род. |
 Избрание Владимира Мономаха
на Киевский стол было признано всем народом, который очень любил его, и
всеми князьями, которые боялись и уважали Мономаха. |
 Политическая неурядица была первым
бедствием Киевской Руси. Вторым бедствием ее было соседство кочевников.
Выше было сказано, что беспокоившие Русь печенеги были
разбиты и прогнаны от Киева Ярославом Мудрым (1034). |
 Как мы видели, Киевское государство в
IX в. составилось из отдельных «волостей», или «княжеств», в которых
когда-то сидели варяжские или же славянские князья, покоренные или
истребленные киевскими великими князьями. Пока киевские князья были
единовластны, волости повиновались им и управлялись княжескими
наместниками из Киева. |
| |