В разделе материалов: 17 Показано материалов: 1-17
В альтернативой системе образования, подразделенной на народную школу,
реальную школу, ориентированную на естественнонаучные дисциплины, и
гимназию, ориентированную на гуманитарное образование, Штайнер видел в
модели единой интегрированной общеобразовательной школы... |
Школа, по мнению Штайнера, прежде всего "должна ориентироваться на
законы развития человека, которые у всех людей одинаковы", а не на
сословные деления общества. |
По-настоящему плодотворной школа сможет быть только тогда, когда
учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии
конкретных детей в каждый конкретный момент развития. |
Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент
является антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны
взрослого сообщества (общества), ориентированным на будущее. |
Педагогическое самоуправление школы учителями осуществляется на
еженедельных конференциях, включающих в себя постоянно действующий
педагогический семинар. |
Центральная антропологическая категория - категория личности. |
Основная цель образования -
это человек. Человек же в своей сущности больше любой идеи, высказанной о
нем. Человек открыт будущему, он - существо, находящееся в становлении и
развитии. |
Обратим внимание на два основных значения понятия «альтернатива».
Во-первых, альтернатива – это существование возможности выбора, мы можем
выбирать между разными путями, разными направлениями. |
Пожалуй, все-таки можно высказать некоторые фундаментальные принципы,
которые объединяют всю вальдорфскую педагогику в единое целое. |
Допустим, география. Географию можно охарактеризовать, указав,
сколько учебных часов на нее уходит как на учебный предмет. |
Современное образование в основном ориентировано на теоретический тип
научного знания, на естественнонаучные и инженерно-технологические
модели мышления. |
Декларируемая цель вальдорфской педагогики – это здоровая личность,
по формулировке Штайнера, «полноценный человек». В знаниевой педагогике
цель – человек, имеющий знания. Почему? |
Возьмем другой пример – математику. Дается задание: что есть 12?
Такое задание позволяет обнаружить разным детям разные варианты решения,
причем все – правильные... |
Очень трудно чисто теоретически сформулировать задачи основной школы –
нет концепции. В младшей школе нужно формировать базовые умения для
дальнейшего обучения. И если ученик умеет читать, считать, писать, то он
готов к дальнейшему обучению. |
Известно, что квота поступающих в университет учеников вальдорфских
школ в 2–3 раза больше, чем из обычных школ. И это загадка для
педагогической науки. На этот счет есть разные объяснения. |
Никто не говорит, что в нашей школе уж совсем все казенное и
творчества нет и быть не может. Но все-таки педагогический процесс
построен таким образом, что творчество если и бывает, то, скорее,
вопреки системе. |
Понятие «самоактуализация» пришло из гуманистической психологии. Если
сравнить понимание здоровой личности в вальдорфской педагогике с
самоактуализирующейся личностью, по Маслоу, то следует заметить, что
вальдорфская педагогика и Штайнер – это самостоятельные явления, не
связанные прямо с концепцией гуманистической психологии. |
|