Главная » Статьи » ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС
В разделе материалов: 51 Показано материалов: 1-30
Данная
подтема, как и следующая, служит своего рода введением
к курсу. Здесь рассматриваются ключевые понятия —
общество, общественный прогресс, сферы жизни общества
и стержневые проблемы курса — причины социальных
изменений, соотношение материальных и духовных факторов
развития. |
Эта
подтема является одной из вводных ко всему курсу обществознания
в старших классах. Ее предметом является многообразие
проявлений человека. |
На этих
уроках начинается изучение темы «Что такое деятельность?».
Они являются ключом ко всему разделу, поскольку весь
последующий материал базируется на понятиях, раскрываемых
в этой теме. |
Эти
уроки нацелены на то, чтобы дать общее представление
о многообразии видов деятельности (различные виды деятельности
раскрываются во всех темах раздела) и более конкретные
знания о творческой деятельности, а также о таких видах
активности человека, как игра и труд. |
При
планировании, подготовке и проведении этих уроков учителю
полезно иметь в виду, что: |
Уроки
завершают первую тему курса. Они показывают учащимся,
что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются
социальными нормами, которые дают ответ на вопросы:
что следует делать? |
Эти
уроки являются вводными ко всей теме. Они призваны сформировать
общее представление о данной сфере человеческой деятельности,
ввести в круг наиболее существенных и актуальных проблем:
что значит познавать мир и самого себя, какую роль играют
знания в жизни общества и человека, как соотносятся
мышление, чувства и интуиция в процессе познания. |
Ответы
на вопросы, что есть истина и как установить достоверность
наших знаний, составляют ядро теории познания. Поискам
этих ответов, обсуждениям возможных решений и посвящаются
эти уроки. |
— показать
роль науки и научного знания в современном мире;
— раскрыть
особенности научного знания, отличающие его от других
видов знания; |
Особенности
этих уроков состоят в том, что их содержание охватывает
различные виды познавательной деятельности, не являющиеся
научным познанием. |
Эти
уроки завершают рассмотрение путей познания окружающей
действительности. Учащиеся уже познакомились с закономерностями
познания мира, с принципами научного познания. |
Эта
подтема завершает изучение познавательной деятельности,
следовательно, при планировании и проведении занятий
важно учесть, что уже знают учащиеся по этой теме, и
использовать эти знания. |
Уроки
открывают тему «Деятельность и духовный мир человека»
и создают базу для последующих уроков этой темы, а также
для темы «Духовные ценности современной цивилизации»,
которая изучается в конце курса «Человек и общество». |
При
определении методики изучения подтемы нельзя не учитывать
относительную сложность последней, новизну для учащихся
философско-мировоззренческой тематики, в познании которой
они делают лишь самые первые шаги. |
Проблема
нравственной оценки деятельности человека —
одна из наиболее актуальных в курсе «Человек и
общество». Та или иная позиция в ее решении во
многом влияет на мировоззрение человека, на его менталитет. |
Труд
предстает перед учащимися как способ удовлетворения
человеческих потребностей; как источник общественного
богатства; как творец общества и фактор общественного
прогресса; как ваятель человека во все исторические
эпохи; как главный устой существования человеческого
общества и его развития. |
Уроки
эти заключают тему, посвященную материально-производственной
деятельности. Их содержание нельзя отнести к числу традиционных
для школьного образования. |
Этими
уроками открывается новая тема курса «Социально-политическая
деятельность человека и развитие общества». Выбор
форм и методов работы на уроках во многом определяется
спецификой содержания, которая, на наш взгляд, выражается
в следующем: |
Данная
подтема — одна из наиболее важных точек пересечения
курсов истории и обществоведения. Здесь значительна
роль теоретического осмысления знаний по истории, а
также по литературе, наблюдений современной действительности. |
На этих
уроках рассматривается важнейший путь воздействия на
общество — использование политической власти.
Политическая деятельность и выступает здесь как деятельность,
направленная на использование власти для достижения
определенных целей — изменения или сохранения
существующего общественного устройства. |
Эти
уроки завершают раздел «Деятельность в жизни человека
и общества». Если в предыдущих темах большое внимание
уделялось различным видам человеческой деятельности,
используемым в процессе их осуществления средствам,
то на последних уроках раздела речь идет о результатах
деятельности людей — оценке изменений, происходящих
в обществе. |
Основная
цель занятий — познакомить школьников с
некоторыми идеями представителей древнеиндийской и древнекитайской
философии, и в первую очередь с теми, кто оказал влияние
на формирование общечеловеческих ценностей, а также
предопределил специфику цивилизации восточного типа. |
Основная цель уроков по данной теме — дать
старшеклассникам представление об основных направлениях развития
общественной мысли в ХVII—ХIХ вв., показав начало формирования двух
различных систем ценностей: либеральной и социалистической. |
Знакомство
с некоторыми направлениями развития общественной мысли
нынешнего столетия призвано помочь старшеклассникам
полнее представить актуальные проблемы современной
эпохи, а также предлагаемые философами и социологами
пути их разрешения. |
Уже
название темы данного занятия показывает, что его основная
задача — помочь школьникам осмыслить понятие
«цивилизация», которое является одним из системообразующих
понятий курса в целом. |
Этот
урок призван дать общее представление о древних цивилизациях,
противостоящих, с одной стороны, периоду доцивилизованному,
первобытному, иногда называемому даже доисторическим,
а с другой — следующим за ним эпохам. |
В задачу
этого урока не входит детальное изучение истории
античности. Необходим подход с точки зрения общецивилизационных
ценностей, вошедших в сокровищницу человечества. |
Рассмотрение
средневековых цивилизаций в курсе ограничивается европейской
христианской цивилизацией. Это обстоятельство должен
учитывать учитель, поскольку учащиеся могут интересоваться
особенностями и других цивилизаций, исламской например. |
Одна
из задач урока — показать своеобразие переходной
эпохи от Средневековья к индустриальному обществу, сыгравшей
уникальную роль в становлении современной Европы. |
Овладение
школьниками базовыми для данной темы понятиями «цивилизация»,
«ценности» и др. дает возможность обсуждать
дискуссионный вопрос о судьбах российской цивилизации. |
|