В категории материалов: 98 Показано материалов: 1-30
В летописи сообщается, что в 1147 году
суздальский князь Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий, возвращаясь
после удачного похода на Новгород, остановился на берегу реки и основал
город, который, как и реку, назвали Москвой. О зарождении города
появились легенды. |
Новгородский гусляр Садко разбогател
благодаря помощи водяного царя, но царь не забыл о нем, зазвал к себе в
подводное царство. Так и остался бы Садко на дне Ильмень-озера, если бы
не подсказки Николая Угодника… Считается, что прообразом былинного Садко
послужила историческая личность, купец-богач Садко Сытинец, о котором в
летописи сообщается, что заложил он в Новгороде каменную церковь в
честь святых Бориса и Глеба. |
Герой русских былин богатый удалой купец
Соловей Будими-рович, родом из северных, новгородских земель, решил
посвататься к племяннице киевского князя Владимира, красавице Забаве
Путятичне. Тридцать кораблей снарядил он для этой поездки. |
Считается, что в основе былины о боярине
Ставре Годиновиче, богатом новгородском купце, использован исторический
факт: в 1118 году киевский князь Владимир Мономах за какие-то
провинности заточил в подземелье боярина Ставра Годиновича.
|
Третий по значению русский богатырь,
Алеша Попович, был не так силен, как два его старших собрата — Илья
Муромец и Добрыня Никитич. Но он был храбр до безрассудства. Врагов на
Руси побеждал не столько силой, сколько отвагой и хитростью. |
В былине о двух богатырях, Добрыне
Никитиче и Василии Казимировиче, рассказывается о том времени в истории
Руси, когда русские князья должны были платить дань Золотой Орде. Но
Добрыня не захотел платить. Он считал, что, наоборот, татарский хан
должен платить русским князьям. |
Добрыня Никитич обладал немалой силой,
но в отличие от могучего Ильи Муромца и изворотливого Алеши Поповича
побед в ратных делах добивался благодаря своей ловкости и уму. Он метко
стрелял из лука, ловко дрался на саблях, но он же мастерски играл на
гуслях, любил сразиться в шахматы. |
Герой русских былин богатырь Святогор
был самый сильный, самый великий среди всех русских богатырей. Но он
любил хвастать, говорил, что если бы было кольцо на небе, то,
ухватившись за него, притянул бы небо к земле. Увы, сила его была
никчемная, за свою долгую жизнь он не совершил никаких достойных
подвигов, ничего хорошего не сделал для людей. |
Однажды Илья Муромец сильно поссорился с
князем Владимиром Красное Солнышко. Приказал князь наказать богатыря —
посадить в погреб глубокий, не давать ему ни есть ни пить. Узнала о
жестоком решении своего мужа его жена Апраксия и поняла, что большая
беда может случиться, если нападут на Русь враги, не устоит Киев,
попадут в полон его жители. |
Эта былина дошла до нашего времени в
нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в
Киеве, в другой — в столице Византии Царьграде. В образе Идолища
поганого, как считают ученые, отображен обобщенный образ иноземного
врага, захватчика. Им мог быть татарский хан или печенег. |
Свой первый богатырский подвиг Илья
Муромец совершил во время поездки в стольный град Киев. Возле Чернигова
ветре-тился он с вражьей «черной силушкой», готовившейся захватить
город. Стал Илья эту силушку копьем колоть, саблей рубить да копытами
коня давить. Всю ее побил и въехал в Чернигов-град. |
В образе Ильи Муромца, самого известного
и любимого в народе русского богатыря, воплощены лучшие национальные
черты: доброта, сила, справедливость, честность. Неслучайно народная
память сохранила свыше десяти былинных сюжетов о его подвигах. |
В русском эпосе фигура богатыря Святогора занимает
особое место. Он живет в Святых горах, редко спускается с них к людям.
Он огромен, «выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее»,
его с трудом носит мать сыра земля. Он воплощает в себе могучую,
исполинскую силу, но он богатырь-одиночка и сила его бесполезная. |
В русском фольклоре богатырь Вольга, он
же князь, предводитель дружины, старейшина рода, относится к одним из
самых древних персонажей. Вольга не отличался особой силой, его главное
«оружие» — способность, как и у бога Велеса, обернуться в любое живое
существо. |
В славянском мифотворчестве Ладо считается богиней любви, красоты и
семейного счастья. Она жена бога Перуна, родила от него сына, крылатого
божка Леля. Ладо — покровительница вдов и сирот, она всегда готова
прийти на помощь молодоженам. Но любовь бывает и без взаимности. |
В Месопотамии, в долине между реками
Тигр и Евфрат, по-гречески Междуречье, в конце IV тысячелетия до нашей
эры зародилась цивилизация, которая считается одной из самых древнейших
на Земле. Жившие там племена шумеров строили города, изобрели
письменность, так называемую клинопись. |
Наиболее древний египетский миф о
Сотворении мира зародился в городе Иуну, расположенном недалеко от
современного Каира. В давние времена Иуну являлся центром поклонения
верховному богу солнца, который в разные времена назывался и Хепри, и
Атум, и Ра.
|
Поэма-миф об Атрахасисе, «весьма премудром человеке» и
герое, спасшем на земле все живое от потопа, была обнаружена при
раскопках древнейшего шумерского города Междуречья Сиппар. |
В аккадской мифологии Иштар известна как
главное женское божество, богиня плодородия и плотской любви, но она же
еще и богиня войны. Ее культ в Уруке, древнейшем городе Междуречья, был
связан с оргаистическими празднествами, включавшими самоистязание и
даже самооскопление, выражавшимися также в проявлении сексуальной
свободы, принесении в жертву девственности жрицами. |
Как считают ученые, шумерский и аккадский мифический
герой Гильгамеш списан с реально существовавшего лица. Очевидно, таким
прототипом послужил выдающийся правитель I династии города Урука в
Шумере в конце XXVII — начале XXVI века до нашей эры. |
О древнейшем боге солнца Ра в Египте было создано
много легенд и мифов. Согласно одним, днем он освещал землю, плыл в
барке по небесному Нилу. Вечером пересаживался в другую барку и плыл по
рекам подземным в преисподней. Там он сражался с силами мрака. |
В египетской мифологии бог Осирис,
олицетворявший собой возрождение жизни и загробный мир, занимает особое
место. Он двояк по своей сути и в деяниях, с одной стороны, творец,
которому подчиняются все силы природы, с другой — хозяин загробного
мира. |
Жена Осириса Исида, идеал египетской женственности и
материнства, до замужества была очень честолюбива. Ей захотелось стать
владычицей мира, познать тайны жизни. Но для этого требовалось выведать
тайное имя стареющего бога солнца Ра. |
После восшествия на престол каждый фараон начинал
сооружать себе посмертный храм. Древние египтяне верили в бессмертие
души и потому возведению погребальных сооружений — пирамид, мастаб,
гробниц, разного рода усыпальниц придавалось особое культовое значение, в
них предстояло поселить души умерших. |
В представлениях древних египтян жук-скарабей,
катающий по земле задними лапками навозный шарик, являлся олицетворением
сверхъестественных живородящих сил природы. Египтяне верили, что
упорный и целеустремленный жук зарождается сам по себе и потому подобен
божествам, таким как древнейший солнечный бог Хепри и другие боги,
творцы человека, мира и Вселенной, которые возникали сами по себе. |
Мифическое животное с головой человека,
лапами и телом льва можно увидеть вырубленное из монолитной скалы
каменистого плато Гизы возле Каира. Расположенный рядом с гигантскими
пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина, Большой сфинкс поражал
путешественников Древнего мира своими размерами — 74 м в длину и 21 м в
высоту. |
После убийства бога Осириса власть в Египте и над
миром перешла его брату — злому богу Сету. Исида, опасаясь его мести,
спряталась в дельте Нила, где воспитывала сына от Осириса, Гора, его имя
означало «высота», или «небо». Египтяне изображали Гора в виде человека
с головой сокола и короной или в виде сокола. |
Любимая дочь солнечного бога Ра, его
солнечное око, богиня влаги Тефнут, была по характеру своенравна. Ее
сравнивали с земной львицей. Ее влага была очень нужна засушливым
районам Египта, но богиня не всегда исправно исполняла свои обязанности
орошать землю дождем, и тогда в Египте наступала засуха. |
Древнеегипетский бог солнца Амон был
покровителем небольшого городка Фивы. Его почитание зародилось в Верхнем
Египте, но затем, когда Фивы стали столицей Египта, оно
распространилось по всей стране, и Амон стал почитаться как «царь всех
богов», бог-творец, создавший все сущее. |
В первых главах Библии рассказывается о
том, что мир был сотворен за шесть дней. Для этого, по представлениям
древних людей, Бог — высшее внеземное существо, обладающее полной
властью над всем окружающим, создал сначала две важнейшие природные
ипостаси: небо и землю. Земля стала местом зарождения материальной
жизни. |
|