В категории материалов: 23 Показано материалов: 1-23
Приобщение
к искусству в средних классах — это новый этап обучения,
закладывающий основы художественного мышления. В среднем звене
программой «Изобразительное искусство и художественный труд»
предусмотрены целостные годичные блоки искусств. |
В процессе
приобщения к искусству важная роль отводится учебнику. Учебники по
программе «Изобразительное искусство и художественный труд» входят в
воспитательно-образовательное пространство школы, становятся важным
элементом целостного художественно-педагогического процесса.
|
Дети должны проявлять интерес, бережное
отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к
сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа; видеть черты национального
своеобразия в произведениях крестьянского искусства. |
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в
народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица,
солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.
|
Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они
рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились
с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских
изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических
знаков в народной резьбе.
|
Задача учителя на
уроке по данной теме — сформировать у учащихся образные
представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего
пространства избы.
|
На занятиях по данной теме учащиеся
знакомятся с «великим бытовым искусством» (В. С. Воронов), которое
необыкновенно обогащало жизненный уклад русского
крестьянина-земледельца.
|
Главная задача
урока — помочь пятиклассникам в освоении языка орнамента на
материале русской народной вышивки, формировать умение выстраивать
орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
|
Введение
учащихся в тему может начаться с показа развернутого ряда слайдов с
образцами традиционной одежды разных народов. |
Это обобщающее занятие подводит итоги
накопленным за четверть представлениям школьников о своеобразии,
уникальности языка и образного строя народного (крестьянского)
прикладного искусства, о гармонии человека с природой — его
колыбелью. |
Дети должны проявлять интерес
к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться
к труду мастера — носителя традиции; видеть черты
неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных
промыслов. |
Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия
учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в
традициях одного из промыслов. |
Данной теме посвящено
несколько занятий, подготовку к которым следует начать в конце I
четверти, чтобы дать возможность учащимся, включенным в поисковые
группы, подготовиться к текущим и заключительному занятиям — найти
необходимый зрительный, художественно-познавательный материал,
подлинные изделия традиционных народных художественных промыслов.
|
Этот урок должен
обобщать представления, полученные учащимися не только во
II четверти, но и в процессе всего знакомства с народным искусством.
|
Формирование нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве. |
Самый первый урок, посвященный
введению в проблематику четверти, должен в живой, увлекательной
наглядной форме дать общие представления о месте и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
|
Эта тема (ей отводится 2 часа)
раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего
Египта.
|
Этой важной теме
четверти, раскрывающей смысл существования декоративно-прикладного
искусства в обществе, отведено несколько занятий.
|
Основная
задача уроков по данной теме — сформировать у учащихся
представление о символическом характере языка герба как отличительного
знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных
элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах
и эмблемах в современном обществе.
|
Этот урок, завершающий тематический блок, является обобщающим и
может проходить в форме живой беседы. Учащиеся заранее получают
задание — подготовиться к игре-викторине по теме четверти, а также
подготовить к уроку зрительный материал.
|
Формирование
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве. |
Для пятиклассников эта тема является
принципиально новой. Знакомство школьников с областью
декоративно-прикладного искусства, как правило, ограничивается на
уроках изобразительного искусства традиционным народным искусством. |
Когда замысел определен, учащиеся
переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой
деятельности — воплощению замысла в эскизах. Это может происходить
на втором уроке. |
|