Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 25.12.2024, 12:06:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

09:42:12
Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза"
 Драма «Гроза», написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Остро­вского. Она входит в цикл пьес о «темном царстве» самодуров. В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: «Кто бросит луч света в мрак темно­го царства?» Ответ на этот вопрос был дан А.Н.Островским его новой пьесой «Гроза», Две тенденции драматургии писателя — об­личение и психологизм — очень хорошо об­наружились в этом его произведении.
«Гро­за» — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники. Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подроб­но анализируя это произведение, пишет, что Катерина — «луч света в темном царстве». Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с про­тестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно,. можно сказать обратное. Это мечтательница девуш­ка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоян­ным ощущением счастья, радости и мамень­ка в ней души не чаяла. Любила она в цер­ковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь. Но закончилось детство.
Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посади­ли в клетку. Она живет среди представите­лей «темного царства», но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Ведь мы помним, что тихая, скромная Катерина, от которой иногда не ус­лышишь и слова, еще будучи ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге. В самом характере героини были заложе­ны цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: «Такая уж я зародилась горя­чая». В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова:
«Отчего люди не которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнету­щую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови («Да здесь все как из-под неволи»), Случайно вырвавшиеся слова героини гово­рят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.
Героиня изо всех сил сражается против «темного царства», и именно то, что она не может до конца смириться с кабановским гнетом, обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обра­щенные к Варваре: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня ника­кой силой. В окно выброшусь, в Волгу ки­нусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Всепоглощающее чувство охватило Ка­терину, когда она встретила Бориса. Геро­иня одерживает победу над собой, в ней от­крывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искрен­ние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: «Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я люд­ского стыда?»
Катерина полюбила челове­ка, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы ви­дим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным ув­лечением Бориса. Но даже в такой трудной ситуации Кате­рина пытается быть верной себе, своим жиз­ненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней мо­жет случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верно­сти, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного.
В мо­мент первой встречи с Борисом Катерина ко­леблется. «Зачем ты пришел, погубитель мой? » — говорит она. Но по воле судьбы про­исходит то, чего она так боялась. Катерина не могла жить с грехом. В чет­вертом акте пьесы мы видим ее покаяние. Выкрики сумасшедшей барыни, удары гро­ма, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое вол­нение, заставляют ее покаяться в содеянном, тем более что Катерина всю жизнь боялась умереть «со своими грехами» — не покаяв­шись. Но в этом не только слабость, но и си­ла духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаен­ной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину.
Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой ид­ти, что в могилу, даже «в могиле лучше». Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и не­даром ей, мертвой, завидует оставшийся «жить... да мучиться» Тихон. Своим поступ­ком Катерина доказала свою правоту, нрав­ственную победу над «темным царством». Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных, условий жизни. Ка­терина, которая своей искренностью, цельнос­тью и безоглядностью чувств враждебна это­му миру, подтачивает «темное царство». Сла­бая женщина смогла выступить против него и одержала победу.
Героиня Островского — поистине луч све­та в «темном царстве». В ней поражает вер­ность идеалам, духовная чистота, нравствен­ное превосходство над окружающими. В обра­зе Катерины писатель воплотил все лучшие черты личности человека: вольнолюбие, неза­висимость, талантливость, поэтичность, высо­кие нравственно-этические качества.
 
Вариант 2
В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, про­тест, доведенный до конца.

Н. А. Добролюбов

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда лич­ность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведе­ние Островского", так как в ней показан сложный, трагиче­ский процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падени­ями, здесь показана и живучесть морали "темного царства", и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жесто­костью, несправедливостью "темного царства" борется Кате­рина — главная героиня пьесы А. Н. Островского.

Светлым  и тихим  было ее детство.   Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины - это вера в волшеб­ные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Кате­рину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, "ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, "тихий и светлый".

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: "Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!"

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за не­любимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понра­вилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных "поедом ест", "точит, как ржа железо", стремит­ся подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюби­вая, Катерина не может приспосабливаться к жизни "темного царства". "Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь -это тоже протест против моральных устоев "темного царства". Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь обществен­ными обычаями и религиозными понятиями: "Пусть все зна­ют, пусть все видят, что я делаю!"

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

"Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слу­шать не хотел. Вот и дождался!" - со злобой говорит Каба­ниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Кате­риной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Кате­рина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис "не по своей воле" уезжает, он полностью зависит от своего дя­дюшки, купца Дикого.

Последняя надежда погасла в душе Катерины. "Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" - думает она. Кате­рина понимает, что жить в доме Кабановых — это безнрав­ственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с "жал­ким  прозябанием".

Н. А. Добролюбов пишет: "...она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, "доведенный до конца!'?

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы". В ней Писарев критикует статью Добролюбова "Луч света в "темном царстве" и удивляется, что критики не смогли "сделать Добролюбову ни одного возражения". Писарев говорит о Катерине: "Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за само­убийство, вызванное такими мелкими неприятностями, кото­рые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?" Критик утверждает, что Добролю­бов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в "темном царстве". Писарев не может согласиться с этим, так как "воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум — все".

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добро­любова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого - о слабости этого характера? Вспом­ним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху ре­акции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: "...Совер­шив много глупостей, бросается в воду и делает таким обра­зом последнюю и величайшую нелепость".

Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее "лучом света в темном царстве"? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правди­вость. Я считаю, что Катерину можно назвать "лучом света в темном царстве", так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, "не хочет мириться, не хочет пользо­ваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1399 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, скачать бесплатно, Роман, писатель, без регистрации, банк сочинений | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0