Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он дошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере проявилось всеобъемлющее "головотяпство" русского общества прошлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно прибегал к жанру сказок.
Первые три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик") были написаны еще в 1869 году. Однако если вначале создавались лишь отдельные произведения этого жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — "Сказки для детей изрядного возраста".
Многообразно идейно-тематическое содержание этих произведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных интеллигентов, много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам.
Сказки Салтыкова-Щедрина - это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из нее наиболее яркие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.
Так, например, в сказке "Дикий помещик" крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют появлению таких помещиков-паразитов.
Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в мир сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существования. Он не может выносить даже "холопского духа". Его страстная мечта — лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, превращаясь в животное.
Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у автора бессловесный и безропотный, и поэтому обличение помещиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагической безысходности судьбы простого русского человека.
Сказки писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми и молчунами.
Одна из самых ярких сказок, в которой действуют животные, — "Премудрый пескарь".
С иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого обывателя, который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою распостылую жизнь бережет". В этой сказке, как и во многих других, писатель сочетает фантастику с реалистическим изображением действительности. Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он "жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это художественная метафора, которая помогает охарактеризовать людей-обывателей.
Вся биография пескаря сводится к формуле: "Жил — дрожал и умирал — дрожал". Страшно становится от этих слов.
Но именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье настоящего человека, в этом заключается великий смысл нашего пребывания на земле.
Проанализированы лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина. Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости правителей, покорности и бессловесности народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости.
К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небытие. И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответственных болтунов. И в этом нам помогает страстный, страдающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.
2 ВАРИАНТ
«Сказки»
Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них
со всей остротой подняты те проблемы России 60—80 гг. XIX века, которые
волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались
многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с
самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен
«народной» идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что
несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем
темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все,
на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».
Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность
писателя и его литературное творчество.
Писатель
постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая
сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников,
помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников,
тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского
мужика, Салтыков-Щедрин высказывает в
сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.
Так, в
«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин
показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове.
Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть
не умерли с голоду.
Чиновники,
которые «родились, воспитались и состарились» в какой-то регистратуре, ничего
не понимали, и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «Примите
уверение в совершенном моем почтении и преданности», генералы делать-то ничего
не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях. И вдруг их
осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто
«где-нибудь
спрятался,
от работы
отлынивает».
И мужик
действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно
вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
В этой
сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде
крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется
беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик». Но если генералы из
предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик
из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых
идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-чум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков.
И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время «весь он... оброс
волосами... а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что
без мужика он не
способен даже обслужить себя.
Глубокая
вера Салтыков-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке «Коняга».
Замученная крестьянская кляча поражает своей
выносливостью и жизнестойкостью. Все ее
существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые
пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости,
трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под
пустоплясами интеллигенцию, переливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о
судьбах русского народа. Очевидно, что в
образе Коняги отражен крестьянин-труженик.
Героями
«Сказок» зачастую становятся звери,
птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их
основе лежит русский народный фольклор. Обращение к нему позволяет Салтыкову-Щедрину
в лаконичной форме и вместе с тем
сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку
«Медведь на воеводстве». Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру
они не похожи друг на друга. Один жестокий и
кровожадный, другой не злой, «а так, скотина», а третий ленивый и добродушный.
И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную
жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем. Мы видим, что ничто не изменило общий
неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон
ощипывают,
а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего
Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия», — иронизирует
автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители
России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.
Говоря
об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые
писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и показали в своих
произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Мы можем сказать,
что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой
второй половины XIX века, в том числе с
творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую
интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как «мысль народная» в XIX
веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше литературное
наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.
|