В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем".
"Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", — говорил Лев Толстой.
Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.
В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".
Война 1812 года не была похожа на другие войны, "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.
Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее центру — Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие — враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.
Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.
Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.
Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.
С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и "приехали нас учить — славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.
С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.
Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".
Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно назвать "русскими душой".
Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова.
Кутузов — подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, — пишет Толстой, — всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России — свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", — говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.
Кутузов — носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает "необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".
С большим знанием дела описывает Толстой сливные действия русских партизан и их командиров — Денисова и Долохова. В центре повествования о партизанской войне - образы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Толстой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испытания... с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".
Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.
Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.
Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином".
Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.
Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.
Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.
ВАРИАНТ 2
Роман
«Война и мир» первоначально был задуман автором как роман о декабристе, возвращающемся
в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами,
тем больше понимал, что, не рассказав о самом восстании и еще глубже — о войне
1812 года, нельзя написать роман на необходимом для масштабов такого замысла уровне.
Так замысел писателя постепенно трансформировался, углублялся, и результатом
его явилось создание грандиозной эпопеи. Это рассказ о подвиге русского народа,
о победе народного духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой
писал, что главная мысль произведения — «мысль народная». Она заключается не
только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что
каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с
судьбой нации.
Здесь
есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и
особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история
писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и
никто до сих пор не задумывался над тем,
что
является движущей силой истории. По мысли Толстого — это так называемое «роевое
начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух
и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так,
победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли:
воля французских завоевателей и воля всего русского народа. Эта война была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к
победе оказались сильнее, чем у французов. Поэтому победа России над Францией
была предопределена.
Война
1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе:
князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским
сражением, веру в победу; Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то,
чтобы помочь изгнанию захватчиков — он даже разрабатывает план убийства
Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было
нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимавшего участие
в военных действиях партизанского отряда и погибшего в схватке с врагом; для
Денисова, Долохова, даже для Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив личное,
становятся единым целым, участвуют в формировании всенародной воли к победе.
Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи
Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой,
внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести —
поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые
рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с
французами.
Тема
партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что
война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на
борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной,
Дениса Давыдова. Создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов
(прототипом которого как раз и явился Д. Давыдов) и Долохов. Силу жестокого,
не на жизнь, а на смерть противостояния Толстой определяет как «дубину
народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной
силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью,
не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор,
пока не погибло все нашествие».
|