Известно, что половина
стихотворных строк «Горя от ума» А. С. Грибоедова стала пословицами, как и
предсказывал А. С. Пушкин. О баснях И. А. Крылова нечего и говорить. Но в
русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С.
Тургенева «Отцы и дети». Может быть, это не такой богатый источник, как произведения
Грибоедова и Крылова, может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не так
широко вошла
в наш речевой обиход, но и
жанр философского романа Тургенева — это не жанр комедии или басни. И
все-таки афоризмы Базарова известны. «Природа не храм, а мастерская».
Авторская позиция, да и весь строй романа отрицают эту
базаровскую философскую концепцию. Да и сам Базаров к концу романа приходит к
осознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее («человек в
ней работник») не раз выдавалась некоторыми литературоведами чуть ли не за
аналог горьковского высказывания: «Человек — это звучит гордо». Хотя,
разумеется, эти девизы отнюдь не тождественны.
Хорошо, конечно, что другое
высказывание Базарова — всем известные слова о «порядочном химике»
(«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта») — не стало
руководством к действию для более поздних «деятелей прогресса». Хотя ныне забытая дискуссия о «физиках»
и «лириках» в пору научно-технической
революции, лет тридцать — сорок назад, проходила практически под этим же
девизом.
Достаточно точно
сформулировал Тургенев устами своего героя кредо физиологов (И. Павлова и
других). «Мы с тобой те же лягушки», — объяснял Базаров дворовым мальчишкам
физиологию человека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тургеневым,
раскрылся в первой половине XX века, когда «Роковые яйца»
и «Собачье сердце» М. Булгакова показали весь ужас такого упрощенного подхода к
природе и человеку.
Афоризмы Базарова о
воспитании человека, о психологии и сложной душевной жизни, которую он в начале
своего поприща склонен был отрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий
смысл, неясный, конечно, для героя, но предчувствуемый автором.
«Люди что деревья в лесу»...
Отсюда один шаг до знаменитого: «Лес рубят — щепки летят».
Если древний человек видел в
дереве дриаду, в ручье — наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не
желавшего видеть душу в самом человеке, один
шаг до какого-нибудь киборга. И вполне в духе этой логики отношение Базарова к
любви. У лягушек разве есть любовь? А людей он уподоблял лягушкам. Значит, нет
таинственных отношений между мужчиной и женщиной. В тоталитарном государстве
герой Тургенева сделал бы карьеру Благодетеля из романа Замятина. Личность
отменяется, любовь отменяется. Свобода мысли тоже ни к чему. Свободно не
мыслят уже ни женщины, ни мужчины.
Впрочем, для себя Базаров оставляет некоторую недосягаемую для
других высоту. Известно его высказывание: «Когда я встречу человека, который
не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе». Значит,
все окружающие лягушки, «твари дрожащие», а Базаров, оказывается, «право
имеет», говоря словами другого «сверхчеловека», который уже не лягушек
«распластал», а человека убил. И для Раскольникова человек тоже был лягушкой,
«вошью». Впрочем, некоторые интересные в анатомическом отношении экземпляры
таким сверхчеловекам очень нравятся.
«Этакое богатое тело! Хоть
сейчас в анатомический театр» — так оценивает Базаров прекрасный экземпляр
«той же лягушки» — Одинцову.
Герой Тургенева сообразил
довольно поздно, что он «атом», «математическая точка». Раньше он готов был
отказаться даже от неба («Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»), а
теперь увидел, что «может быть, всякий человек — загадка».
Последний афоризм в жизни Базарова — его поэтичные слова, обращенные к
Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть
она погаснет». И слова эти сказал уже не тот Базаров, который гордо
провозглашал: «Рафаэль гроша медного не стоит». И не тот Базаров, который рекомендовал или даже
требовал «не говорить красиво». Страшное, гибельное ослепление, за которое
Базаров поплатился жизнью, которое он осознал (недаром последние его слова —
перифраз из «Гамлета» — «теперь темнота»), — удел тех, кто посягает на загадку
жизни, предсказанный автором великого романа.
Но
есть в романе герой,
которому принадлежит ключевой афоризм. Он высказан Павлом Петровичем:
«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз
в ходу и всегда оказывался несостоятельным». Об этом и написан роман
Тургенева. В романе показано, как потерпела крах «передовая» теория,
выраженная в афоризмах, потому что никакие умники и сверхчеловеки,
никакие
Базаровы, самые «передовые и умные», не смогут понять «живую жизнь», а
тем паче сформулировать ее сущность эффектными и броскими словами.
Итак, средства выражения
авторской позиции в тургеневском романе многообразны. Это и композиция
произведения, и авторские характеристики, и комментарии, и деталь (зачастую
символическая), и пейзаж. Мотивы и образы предшествующих произведений (реминисценции из пушкинской
поэзии, «Героя нашего времени» Лермонтова, баллад Жуковского, даже греческой
мифологии) создают своеобразный литературный и мифологический контекст
романа, помогающий выявить авторскую позицию.
По-разному можно интерпретировать такое, казалось бы, точное, ясное,
напоминающее формулу название.
И все-таки этот роман всегда
останется одним из самых загадочных произведений мировой литературы наряду с
«Горем от ума» А. С. Грибоедова. В обеих
этих книгах отражены извечные противоречия человеческой жизни — максимализм
юности и житейская умудренность,
бескомпромиссность и умение прощать, дерзание и
философская созерцательность... Что лучше? Ответ на этот вопрос — в вечности,
в спокойствии «равнодушной природы», в последних, примиряющих строках романа
«Отцы и дети».
|