В 40—50-е годы XIX века И. С. Тургенев
создал ряд небольших по объему прозаических произведений, объединенных в один
сборник под названием «Записки охотника».
В отличие от большинства
писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом
очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и
многогранную картину крестьянского мира. Этот цикл сразу принес автору
известность.
Во всех рассказах
присутствует один и тот же главный герой — Петр Петрович. Это дворянин из села
Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с
ним во время своих походов. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и
вниманием, что помогает рассказчику точнее разобраться в различных ситуациях и полнее
передать их читателю.
«Бирюк» — это один из
рассказов из цикла «Записки охотника». Он был написан в 1848 году и по своей
композиции не отличается от других произведений сборника: с Петром Петровичем
в очередной раз происходит интересная история, которую он рассказывает в форме монолога.
Однажды вечером, возвращаясь
с охоты, рассказчик попал под дождь. Ехать дальше стало невозможно, и Петр Петрович решил переждать непогоду. На
его счастье, на пути ему встретился лесник, пригласивший барина к себе. В избе Бирюка
(так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость) рассказчик
многое узнал о его жизни. Когда дождь прошел, гостеприимный хозяин услышал
звук топора и решил поймать нарушителя. Тогда Петр Петрович предложил пойти
вдвоем. Так они и сделали. Вором оказался «мужик, мокрый, весь в лохмотьях, с
растрепанной бородой». По-видимому, не от хорошей жизни пошел он на воровство.
Петр Петрович пожалел его и попросил Бирюка отпустить крестьянина, но тот не
согласился и повел мужика в избу. Однако после долгих просьб о пощаде и
ходатайства со стороны Петра Петровича лесник сжалился и отпустил нарушителя.
Бирюк — личность цельная, но
трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды
на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано,
что большинство крестьян середины XIX века относились к воровству, как к
чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», — говорил
мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную
роль в становлении такого мировоззрения сыграли социальные проблемы:
необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не
похож на них. Он живет в глубокой бедности («Изба Бирюка состояла из одной
комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»), но на
воровство не годен (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую
избу) и пытается отучить от этого других: «А ты все равно воровать не ходи».
Он осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в
своей правоте, он твердо шагает по жизни.
Однако его уверенность иногда
подвергается серьезным испытаниям. Например, в случае, описанном в очерке,
когда чувства жалости и сострадания борются в нем с жизненными принципами.
Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто
идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (так звали Бирюка) выпала
тяжелая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.
Очерк «Бирюк» имеет много
художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый
стиль повествования, и своеобразие героев и многое другое. Вклад И. С.
Тургенева в отечественную литературу огромен. Его сборник «Записки охотника»
стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении,
актуальны и по сей день.
|