Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 02:14:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

22:23:31
Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Читая стихотворение Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке”, я представляю себе картину летнего вечера в зоопарке, где

По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывёт.

И мы оказываемся как бы в сказке, в сказочном мире, где царствует "белоснежное диво”. Перед нами гордая, красивая, независимая птица:

Красавица, дева, дикарка...
Но в то же время хрупкое созданье:
Плывёт белоснежное диво...
<...>
Головка её шелковиста,
И мантия снега белей...
<...>
И вся она, как изваянье... —

которому не место в этом зоопарке, в этих искусственных водах. Это понимает даже волна. Она приподнимает лебедь к небу, как бы помогая вырваться на свободу.

В этом стихотворении, на мой взгляд, два мира. Первый — это сказочный мир лебеди. Второй — это всё то, что её окружает. Этот второй мир какой-то совсем неживой, искусственный, "твёрдый”, "жёсткий”, "скрипящий”, где всё скрежещет. Об этом как бы говорят сочетания звуков "кр”, "скр”, "гр”: "скрежещут”, "скрипит”, "кричат”, "громоздя”. В этом мире нет гармонии, кругом какой-то диссонанс: скрежещут трамваи, скрипит мост, истошно кричат попугаи, звери приделаны к выступам нор, вместо домов — "нагроможденье этажей”.

А вот когда мы видим лебедь, то слышится дивная музыка, песнь в честь прекрасной птицы. И звуки здесь совсем другие. Они мягкие, плавные, нежные (л', в', м', н'): "лебедь”, "колебля”, "на лоне”, "залив”, "лиловые”, "льётся”, "сиянье”, "изваянье”. Только вот слово "животное” кажется несколько жёстким в описании этой красавицы.

В этой части стихотворения нет глаголов (то есть нет действий), потому что величественная птица не плывёт, а парит, едва колебля лоно залива.

В тексте много имён существительных и мало имён прилагательных, а те, что есть, относятся в основном к ней, лебеди. Она собрала вокруг себя все краски природы: белоснежное диво, белый изгиб спины, лиловые тени берёз, "дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней” (аметист — это драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета; а мерцать — значит слабо светиться колеблющимся светом). Даже попугай своим перламутровым хвостом не привлекает к себе внимание.

Белый (чисто белый) цвет в сумерках действительно создаёт какое-то сияние. Лебедь излучает свет, надежду на счастье, которое обязательно к нам придёт с приходом весны, когда всё заново рождается:

Крылатое диво на лире
Поёт нам о счастье весны.

А вот другой мир, бездушный, искусственный, скучный, рисуется автором без признаков, потому что в нём нечего описывать. Единственное определение — "сверкающий”:

Весь город сверкающий наш... —

подчёркивает только отсутствие гармонии. Сверкать — это блестеть переливчатым светом, то есть привлекать к себе специально внимание чем-то внешним, неестественным, но никак не чем-то внутренним. А вот лебеди не надо на себя специально обращать наше внимание. У неё внутренняя красота, её сияние — от природы. Её сияние мерцающее, то есть оно тихо, слабо светится. А большой город не привлекает наше внимание, хотя и сверкает, то есть ярко, "громко” заявляет о себе. Город большой, но бездушный, а парк маленький, но дарит чудо. И этот большой город, эта мировая столица признаёт себя побеждённой, сжимается пред этим творением:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится...
И слышит, как в сказочном мире...
Крылатое диво на лире
Поёт нам о счастье весны.



ВАРИАНТ 2
Что такое живая природа, живая музыка, настоящие чувства? Такими вопросами я задаюсь, читая стихотворение Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке”. "Почему лебедь — в зоопарке?” — думаю я. Эта птица обычно живёт близ водоёмов, радует глаз своим передвижением по воде. Красота её восхитительна! Не случайно в народных сказках царевна превращается в лебедь, а плавную походку люди называют "лебединой поступью”.

Перечитываю первые строки:

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывёт —

и вижу удивительную птицу с изящно изогнутой шеей, её белоснежный наряд. Представляю, как она плывёт, "колебля на лоне залива // Лиловые тени берёз”.

Увидеть необычность птицы помогают мне эпитеты: "высокая лебедь”, "белоснежное диво”, "белый изгиб”. Слова "красавица, дева, дикарка” подчёркивают и внешность, и молодость, и то, что птица создана для жизни в дикой природе.

Сравнения "мантия снега белей”, "дивные два аметиста мерцают”, "она как изваянье” придают лебеди величие, грациозность. Лебедь похожа на царевну. На ней белая мантия, глаза — аметисты, "головка её шелковиста”, "вся она как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Но это изваянье движется. Автор дважды использует глагол "плывёт”. Звуки этого слова встречаются во многих словах.

ПЛывёт беЛоснежное диво,
Животное, поЛное грёз,
КоЛебля на Лоне заЛива
ЛиЛовые тени берёз.

Создаётся картина незаметного передвижения, тишины, покоя. Созвучие цветов "белоснежное — снега белей”, "лиловые — два аметиста” — образуют особую цветовую гамму.

Но во второй части стихотворения слышу шум, гул. Режут слух слова "скрежещут”, "скрипит”, "истошно кричат”, в которых повторяется звук "р”: "ЗвеРи сидят... пРиделаны к выступам ноР”, "смотРят фигуРы... сквозь забоР”, "гоРод... теснится, этаж гРомоздя на этаж”.

Глаголы помогают понять трагическое положение этих зверей, которые обречены сидеть в клетке. Сказочным миром называет поэт зоопарк — место содержания диких животных. Природу здесь демонстрируют. Она — макет, образец. Рядом с лебедью находятся птицы и звери, вовсе не совместимые по месту обитания. Попугай — птица тропическая, а олень — животное, которое живёт на севере. Но здесь, в искусственном парке, они рядом. Таким образом, и лебедь, и попугаи, и олени становятся тоже искусственными. Они где-то куплены, откуда-то привезены и здесь помещены. Такая красота не может по-настоящему радовать душу человека, вызывать возвышенные чувства! Люди, посещающие зоопарк, могут видеть, какие бывают животные, как они выглядят. Но понять мир животных, их повадки, можно только в условиях дикой природы.

Я невольно вспоминаю сказку Г.-X. Андерсена "Соловей”. Чудесная птица своим пением так покорила императора, что он решил поместить её у себя во дворце. Получилось: птица в клетке. На свободе она пела так восхитительно, что, заслушиваясь ею, бедный рыбак произносил: "Господи, как хорошо!” Девочка кухарка говорила: "Как он удивительно поёт!.. Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно!” Соловей готов доставить удовольствие императору, но замечает: "Пение моё гораздо лучше слушать в зелёном лесу”. Он "пел всё новые и новые песни”, а искусственная птица, которую принесли взамен, исполняла каждый раз одно и то же. Она была как заводная шарманка, и никто не замечал надписи на ленточке: "Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьём императора китайского”.

Так и люди, поместившие животных в зоопарке, не задумываются, что они запирают красоту в клетку. Лишь у немногих вызывают они жалость.

Так что же такое живая природа, живая музыка, настоящие чувства? Для чего они? Размышляя над произведением Н.Заболоцкого, я прихожу к выводу, что живая природа помогает человеку очистить душу, смотреть на мир светлыми глазами, любить жизнь.

В последней строфе стихотворения поэт вновь говорит о красоте лебеди, что она живёт в сказочном мире и "поёт нам о счастье весны”. Эта мысль возвращает меня к началу стихотворения благодаря кольцевой композиции. Использование перекрёстной рифмы (парка–вод–дикарка–плывёт) вместе с поэтическими образами, выразительными средствами языка создают гармонию взаимоотношений природы и человека.

ВАРИАНТ 3

После прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение красоты. Восхищение этой красотой передаётся перифразами: "красавица, дева”, "белоснежное диво”, "крылатое диво”, "животное, полное грёз”. И тут же — дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля "Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане”: "Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя. И А.С. Пушкин, и Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.

Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты: высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины; это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: "мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: "и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом "высокая лебедь” и сравнением: "И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как "светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

Прежде всего — благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных "л”, "н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

Также обратим внимание на перифраз "крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Петь "о счастье весны” — значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.


Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 13735 | Добавил: tineydgers | Теги: по русской литературе, школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, скачать бесплатно, Роман, писатель | Рейтинг: 4.0/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0