Идеями христианства пронизано творчество многих писателей. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать «тайну человеческой души» без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле, правде и лжи, о том, как жить и как умирать. Каждому человеку необходимо приобщение к Божественному смыслу бытия. Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрел под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, потусторонний мир — действительностью. Булгаков окунает нас в сотворенный мир фантастического представления, которое оказывается самой высокой действительностью. Мастер пишет роман о ершалаимском мире, об Иешуа и Пилате, и действие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, в его мыслях. Уходит — чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой. Библейские мотивы — это извечные общечеловеческие истины. Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поиске истины. Что есть добро и зло? ложь и правда? трусость и отвага? пространство и время? Что есть человек? Особый интерес представляет роман Мастера — ершалаимский мир. «Шаркающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат». При первом знакомстве с этим грозным человеком мы узнаем, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового масла, что он любит свою собаку. Ему свойственны обыкновенные человеческие чувства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат затосковал: ему показалось, что он чего-то не договорил или чего-то не дослушал. Иешуа считал, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. И Понтий Пилат, и Крысобой, и Левий Матвей, и даже Иуда из Кириафа. Люди должны любить и верить, без этого все теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку...» (Иешуа — Понтию Пилату). Диалог Иешуа и Пилата об Иуде гипнотизирует значительностью, каким-то тайным «вторым» смыслом. Прокуратор знает, что Иуда не «очень добрый и любознательный человек», Иуда предаёт Иешуа. Иешуа предчувствует беду, которая случится с Иудой, но ничего не знает о своей судьбе. У него нет божественного всеведения, он человек беззащитный и хрупкий. Но до последней минуты Иешуа оставался добрым по-настоящему. Он никого не поучал. Он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему». Что говорит Иешуа, умирая на кресте? «Иешуа, у которого бежала по боку узкой струей кровь, вдруг обвис, изменился в лице и произнес слово по-гречески: «Игемон». Почему «игемон»? Кто послал Иешуа на смерть, чтобы избавить от страданий? Понтий Пилат. И его обрекли на бессмертие. Смерть-избавление, которая происходит во время грозы, послана Воландом в ответ на богохульство и проклятия Левия Матфея. Не менее интересны и поучительны события, происходящие и московском мире. Воланд со своей свитой являются из потустороннего мира в московский не случайно. На сеансе черной магии Ноланд объясняет причину визита: ему хотелось узнать, изменилось ли «московское народонаселение» внутренне. Однако он видит, что люди остались прежними: так же любят деньги, так же легкомысленны и лживы, хотя «и милосердие иногда стучится в их сердца», — словом, ничего не изменилось. И, конечно же, в таком мире нет места Мастеру. Поэтому Воланд забрал Мастера и его возлюбленную Маргариту к себе, в потусторонний мир. Только здесь он обрел бессмертие и покой. Но не свет. Человек должен изменить себя, и тогда появится смысл жизни. Живет тот, кто любит. Еще одна библейская тема. Люби отца и мать, ближнего своего, врага своего. А в романе Булгаков показал, что может совершать любовь. Маргарита спасла Мастера. Много вопросов задал писатель в своей книге. И каждый из нас должен найти свои ответы, свою истину. Размышляя о романе «Мастер и Маргарита», невольно задаешь себе булгаковский вопрос: «Если Бога нет, то кто управляет жизнью?»
|