Главное — внутренние перемены,
всё перевёрнуто.
(Конармейский дневник, 1920) Человек на войне — эта тема не так уж редко
встречается в литературе. И подойти к ней можно
по-разному. Можно холодно описывать исторические
события или ужасаться, можно отрицать войну, а
можно посмотреть на неё изнутри: попытаться
понять воюющих людей и тех, кто войну не
принимает, попробовать стать таким же, как они,
узнать, за что люди ненавидят друг друга. Сборник
новелл «Конармия» — как раз такой взгляд
изнутри, он написан на основе конармейского
дневника Бабеля.
Бабель показывает и нравственные мучения
человека, не умеющего убивать, и холодное
спокойствие людей, для которых война стала чем-то
обыденным, повседневным. Он играет контрастами:
мирное описание природы сменяется смертью и
разрушением, но сменяется так плавно, что грань
стирается, всё становится на один уровень, и от
этого слияния мирного и обычного со страшным и
неправильным становится жутко.
Возможно, эта грань исчезает из-за
невозможности провести её, находясь внутри
войны. В одном из рассказов Гедали говорит:
"Хорошие дела делает хороший человек. Революция
— это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди
не убивают. Значит, революцию делают злые люди”.
Из-за этой неясности появляются два типа людей.
Первые сметают моральные нормы: если для дела
надо убивать, значит, убивать — хорошо и
правильно. Один из наиболее страшных примеров
такого восприятия войны показан в новелле
«Письмо»: мальчик пишет письмо матери, одинаково
спокойно описывая новые города и смерть брата,
жалея, что его услали со двора, когда убивали его
отца, и он не может всё подробно описать. Другой
тип людей — такие, как рассказчик Лютов, не
умеющие и не желающие убивать, которым сложно
стать своими среди солдат. В рассказе «Мой первый
гусь» Лютов, чтобы его приняли казаки, убивает
гуся, убивает впервые, неумело. Но и эта смерть,
неважная и незаметная на фоне происходящего
вокруг, даётся ему нелегко: "Я видел сны и женщин
во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством,
скрипело и текло”.
Но что же правильней? И можно ли прийти к добру,
не причиняя зла? На эти вопросы ответа нет.
Например, в новелле «Смерть Долгушова» нельзя
понять, кто же поступил правильней: Афоня,
облегчивший страдания и так умиравшему человеку,
или Лютов, который не смог убить Долгушова,
несмотря на то, что Долгушов сам просил об этом.
На войне умение убивать оказывается необходимым,
и Лютов иногда почти жалеет, что этим умением не
обладает: "Я изнемог и, согбенный под могильной
короной, пошёл вперёд, вымаливая у судьбы
простейшее из умений — умение убить человека”.
И всё же жалость ко всему выглядит лучше и
правильней, чем полное безразличие. Ведь можно ли
прийти к добру без зла — это ещё вопрос; но к
добру точно нельзя прийти без добра. Поэтому так
врезаются в память некоторые настойчиво
повторяющиеся образы: образы смерти человека,
убийства пленных, измученных лошадей и даже
умирающих пчёл. Некоторые сцены повторяются в
разных рассказах, вызывая ощущение, что всё это —
не сейчас происходящие события, а угрызения
совести, возвращающиеся вновь и вновь. «История
одной лошади» оказывается незаконченной, и
возникает «Продолжение истории одной лошади».
Новелла «Эскадронный Трунов» явно продолжается
в рассказе «Их было девять». (И в этом рассказе
настойчиво повторяется фраза: "Девяти пленных
нет в живых. Я знаю это сердцем”, — человек на
войне должен не разучиться чувствовать сердцем,
понимать душой, а не разумом.) Ещё один сильный
образ — разоряемые ульи: с одной стороны, по
сравнению с остальным такая мелочь не важна, но, с
другой стороны, почему должны гибнуть те, кто ни в
чём не виноват, кто не имеет и не может иметь
отношения к происходящему? Рассказ «Их было
девять» заканчивается словами: "Девяти пленных
нет в живых. Я знаю это сердцем. Сегодня утром я
решил отслужить панихиду по убитым… Мириады
пчёл отбивали победителей и умирали у ульев. И я
отложил перо. Я ужаснулся множеству панихид,
предстоявших мне”. Человек и окружающий мир
опять ставятся на одну ступень, но уже как
одинаково важные вещи, мимо которых нельзя
пройти.
Главный вопрос, возникающий у читателя: что
происходит с человеком в нечеловеческих
условиях и может ли он в них остаться человеком? |