Толстой
думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит
отражение и в «Войне и мире». Толстой хотел проследить, каким образом, при
каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической
среды в эпоху войн 1805—1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и
долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и
полному разрыву с ней. Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает
образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет
остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.
Впервые
мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где
собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, Автор описывает
его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным
и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает
беспокойство и страх. Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там
к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем
самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это
неудивительно, Пьер — незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В
обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой.
Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого
графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу
изменится. Он станет желанным гостем всех салонов
и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер. Пьер
здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный
порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и
поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято.
Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы.
Пьер
же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью
в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею
Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору
молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели,
которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только
начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в
компании Анатоля Курагина, ведя самую что
ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении
столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным — одна
из составляющих процесса внутреннего развития Пьера.
Эту
борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами,
царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными
силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во
взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения
считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего
фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул,
прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.
Чувственное
начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен
Курагиной. Ее красота — это красота
статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую
роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как
играть заранее для него написанную роль. Сам
того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено.
Пьер
очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и
пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только
усиливает его терзания внутренними противоречиями.
Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым,
пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу.
Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает
атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы
на вопросы: «Что дурно? Что хорошо?
Что
надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я... » На какое-то
время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить
свою идею помощи ближнему в практической жизни.
Он
искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения
их от крепостной зависимости. Здесь
Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это
поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более
того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вот как
описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «...он не знал,
что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц — женщин с
грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем
труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал,
что священник, встретивший его с крестом, отягощал
мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были
отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что
каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину
крестьян, уменьшенную только на бумаге... И потому Пьер был восхищен своим
путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению,
в котором он выехал из Петербурга».
Вскоре
Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в
организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность,
поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812
года. Пьер не
военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он
продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое
обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв
его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя
народов».
Пьер
хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в
Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь
раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию,
патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из
горящего дома ребенка.
Пройдя
через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой,
какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних
умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной
жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим,
жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в
удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье
происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со
всеми ел лошадиное мясо, мучился от- вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился
ценить и понимать жизнь. В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка
Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем.
У
Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естественному ходу событий и
почерпнул те народные истины, которым потом следовал. Толстой описывает, как
после возвращения из плена Пьер встречается с солдатами, которые расположились
на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы
солдатам за угощение, теперь же этого не
сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для
этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.
Граф
Безухов так и остался толстым, неуклюжим
и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной.
В
столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер — видный
общественный деятель, отец семейства. Они с Наташей любят друг друга и счастливы
вместе. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем я
думаю? — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений
и исканий Пьера закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.
|