Место действия большинства произведений
Киплинга - Индия. В отличие от условной экзотики неоромантиков Киплинг
показал Индию, сохранив этнографическую достоверность и многообразие ее
ландшафта, ее обычаев и нравов. Киплинг говорит и о детской смертности, и
о печальной доле женщин, и о царившем в Индии голоде (например, в
рассказах «Маленький Торба», «Лиспет» и «Вильям-победительница»).
Киплинг развенчивает показную экзотику в «Городе страшной ночи» ж в
«Путешествии новобрачной».
Свойственный Киплингу расизм проявляется
иногда очень тонко, завуалировано. В рассказе «На городской стеке»
осмеян религиозный фанатизм, стихийно овладевающий индийцами. Это
произведение можно принять за антирелигиозное, за осуждение
индийско-магометанской вражды, но па самом деле здесь заложена другая
мысль: недоверие к туземцам, убеждение в их «низшей» природе, мысль, что
образование не может противостоять «голосу крови», атавистическим
инстинктам.
Поведение английских колонизаторов,
всячески раздувавших рознь, здесь фальсифицировано: якобы только они
могут унять и успокоить разбушевавшуюся толпу. Так Киплинг оправдывает
владычество Англии в колониальных странах.
В творчестве Киплинга выделяются
анималистические произведения, обладающие большими художественными
достоинствами. В 1894-1895 гг. появились книги о Маугли: две «Книги Джунглей» и завершающий их рассказ «В заповеднике».
Создавая образ
Маугли, Киплинг опирается на старинные легенды о волчьем выкормыше
(начиная с истории Ромула и Рема и кончая индийскими преданиями), а
также на сказки разных народов о герое, знающем язык всех тварей,
«владычное слово». Но Маугли, которого звери признали высшим авторитетом
джунглей; терзается от одиночества, от сознания своей исключительности и
по совету пантеры Багиры уходит к людям. В рассказе «В заповеднике»
Маугли из необыкновенного, экзотического героя превращается в
законопослушного индийца.
В нем можно проследить несколько
лейтмотивов, имеющих воспитательное значение: это мотивы защиты слабого,
покорения природы, подчинения животного мира человеку в силу
превосходства его разума. Универсальный закон, объединяющий втерши в
джунглях, - закон братства. Клич Маугли: «Мы одной крови, вы и я»
говорит не о расовом признаке, а о принадлежности к одной и той же
организации. Не физическому превосходству, а уму обязан Маугли общей
любовью. Не насилие, а величавая мудрость пользуется особым уважением в
джунглях. Судья и глава джунглей - мудрый слон Хати, а не кровожадный
тигр Шер-Хан.
Рассказы о маленьком мангусте
Рикки-Тикки-Тави, о мятежнике Мотн-Гадже - слоне, признающем над собой
только власть хозяина, бедного рабочего-индийца, о любопытном слоненке
доставляют настоящее удовольствие юному и взрослому читателю своим
остроумием, наблюдательностью, живостью образов, жизнеутверждающим
настроением.
|