Сказка
— ложь, да в ней намек...
А. С.
Пушкин
В
сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические,
идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь
второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества —
дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.
Сатира,
бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в
трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В
сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы.
Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а
третий вообще «жаждал Всех их постигла
одна участь: мужики расправились с ними после как их терпение кончилось. В этой сказке Салтыжов-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.
В
сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который
при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила:
он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон.
Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только
свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.
В
сказке «Богатырь» автор показывает в образе Богатыря самодержавие, которое спит
и не способно помочь людям. Люди страдают от
войн и нашествий. Суть царизма раскрывается в словах «супостатов»: «А ведь
Богатырь-то гнилой».
Салтыков-Щедрин
осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык
к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным
положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это
наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух
генералов прокормил». Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то
регистратуре, которую позже упразднили «за ненадобностью», попали на
необитаемый остров.
Они никогда ничего
не делали и теперь полагают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их
утром к кофею подают». Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг
друга от голода. «Громадный мужчина» для начала накормил голодных генералов.
Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно — кислое. Накопал из земли
картофеля, разжег огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чудеса стал творить:
силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем
генералам его к дереву привязывать и даже суп в пригоршнях готовить
наловчился. Сытые и довольные генералы размышляют: «Вот как хорошо быть генералами
— нигде не пропадешь!» По возвращении в Петербург генералы «денег загребли», а
мужику выслали «рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!» В этой
сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и
никакой благодарности мужику.
О том,
что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке
«Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое,
белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому
крестьяне «освобожденные». Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни
глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше». Помещик боится, что мужики у
него все проедят и мечтает от них избавится: «одно только сердцу моему
непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков». Мужикам тоже
житья от помещика нет, и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с
детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал молитву, и «не стало
мужика на всем пространстве владений глупого помещика». А что же помещик? Его
теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках
и на .всех рычит — одичал.
Салтыков-Щедрин
пишет иносказательно, то есть использует «эзопов язык». Каждая сказка
Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре
купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство
купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Удивительно,
как к нему этот костюм шел».
В
сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в
необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать
на самом деле. В сказках удивительным образом переплелись фольклор,
иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску.
Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только
«жалованья не получает и слуги не держит». Карась не только умеет говорить, но
и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «тише
едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан... Уши выше
лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска.
Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож
на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются
булки.
Почти
во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так,
в сказке «Дикий помещик» присутствуют сказочный зачин: «в некотором царстве, в
некотором государстве жил-был помещик...» и реальность: «он читал газету
"Весть"». В сказке «Богатырь» сам Богатырь и баба-яга являются
сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его
родила, вспоила, вскормила и выхолила». В сказках много присказок: «ни пером
описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «долго ли коротко», есть
такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания:
«путем-дорогою», «судили-рядили».
Рисуя
хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными
им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический
эффект. Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца,
другой волк однажды отпустил ягненка {«Бедный волк»), Орел простил мышь
(«Орел-меценат»). Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонивает волка: «да
ты бы хоть полегче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то... сколько могу,
облегчаю... прямо за горло хватаю — шабаш!»
Салтыков-Щедрин
высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России,
изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества. Время, в которое
жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день.
Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы»,
«караси-идеалисты». Потому что «всякому зверю свое житье: льву — львиное,
лисе — лисье, зайцу — заячье». |