"В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Словами доктора Астрова из пьесы «Дядя
Ваня»
А.П. Чехов выразил своё желание гармонии. Гармонии в человеческой жизни.
Безусловно, в этих
словах
максималистские требования к человеку, некий идеал, к которому нужно
стремиться, даже если кажется, что он недостижим. Можно согласиться с
тем, что
от человека зависит красота его одежды, мыслей, души… А вот лицо… Всегда
ли от
человека зависит его красота? Чехов знал, что говорил! Известно,
например, что
Бетховен, Паганини
ужасно были нехороши
собой. Но какими прекрасными делались их лица в момент вдохновения,
душевного
подъема, творчества! С другой же стороны, если у человека от природы
хорошие
внешние данные, это еще не значит, что он прекрасен. Помните, как
сформулировал
вопрос о красоте Н. Заболоцкий?
|
… что есть
красота
И почему её
обожествляют люди?
Сосуд он, в
котором пустота,
Или огонь,
мерцающий в сосуде?
|
|
На наш взгляд, для
А.П. Чехова ответ был
очевиден: внутренне красивый человек будет и внешне прекрасен. А в чём
же
заключается внутренняя красота человека? Несомненно, понять это помогают
чеховские
произведения, но не только. Понять это помогает понять личность А.П.
Чехова.
С раннего детства
знакомясь с
творчеством одного из самых интеллигентных русских писателей,
представляешь
себе высокого человека, с усмешливыми глазами в пенсне, с мягкой, милой
улыбкой… Человека, который в простых и близких словах, в свойственной
ему
лаконичной манере рассказал, что человек не может, не должен быть
маленьким -
таким, как герой рассказа «Смерть чиновника». Человека, который убедил в
том,
что достоинства людей не должны определяться их положением в обществе, и
ужасно, если встреча двух друзей превратится во встречу чинов, как это
случилось в рассказе «Толстый и тонкий». Человека, который заставил
испытать
стыд за вечно куда-то спешащих жителей большого города, не желающих хотя
бы на
минуту остановиться и выслушать извозчика Иону с его неизбывным горем
(рассказ
«Тоска»). Да мало ли о чём ещё заставил задуматься писатель А.П. Чехов! А
каким
его видели современники? Соответствовал ли он тем высоким требованиям к
человеку, которые определил сам?
Обратившись к
воспоминаниям М. Горького,
мы были поражены некоторыми фактами. Горький вспоминает о Чехове как о
человеке,
который с большой требовательностью относился к людям, особенно к своим
соотечественникам:
«- Странное
существо - русский человек!
- сказал он однажды. - В нем, как в решете, ничего не задерживается. В
юности
он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в
нем
остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески - надо
же
работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого… Вся
Россия -
страна каких-то жадных и ленивых людей… Психология у них - собачья: бьют
их -
они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают - они
ложатся на
спину, лапки кверху и виляют хвостиками...
Тоскливое и
холодное презрение звучало в
этих словах. Но, презирая, он сожалел…»
Читая эти сроки,
понимаешь, что для А.П.
Чехова мерилом человеческой значимости, внутренней красоты является,
прежде
всего, труд. С восхищением пишет А.М. Горький: «Я не видел человека,
который
чувствовал бы значение труда как основания культуры так глубоко и
всесторонне,
как А.П. Это выражалось у него во всех мелочах домашнего обихода... Он
любил
строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда». И
как же
хочется, чтобы для наших современников девизом стали чеховские слова:
«Если
каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как
прекрасна
была бы земля наша!» Не надо рассуждать о глобальных проблемах, а просто
укрась
маленький кусочек земли – и сам станешь внутренне чище и красивее!
Поражает отношение
Чехова к тем, кто
приходил к нему и за советом, и просто с разговором, и за тем, чтобы
поговорить
о произведениях, о своих мыслях после их прочтения. А.М. Горький
вспоминает,
что «всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание
быть
проще, правдивее, быть более самим собой…» Не счастье ли это – быть
самим
собой! Чувство внутренней свободы, как нам думается, тоже делает
человека
красивым.
А.М. Горький
подметил в Чехове «тонкий
скептицизм, «милую скромность», «чуткую деликатность» - качества,
которые, на
наш взгляд, говорят о богатстве души А.П. Чехова, которые отражаются и в
его
лице, в его внешности.
А.М. Горькому
вторят другие современники
А.П. Чехова. Удивительным человеком предстаёт писатель в их
воспоминаниях.
Однажды выработав для себя правила поведения, А.П. Чехов неукоснительно
следовал им на протяжении всей жизни. Например, никогда не лгал. Как бы
ни
нуждался, не просил и не занимал в долг денег. Запретил себе жаловаться.
Когда
его одолевала нестерпимая боль (а Чехов пятнадцать лет страдал
изнурительной
болезнью - туберкулёзом), не позволял себе даже стона. Никогда не терял
присутствия духа.
Современники
вспоминают, что он мало ел,
мало спал, очень любил порядок. «Встав из-за стола голодным, – говорил
он, – вы
наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если вы встаете
переевшим – вы
отравились».
«В комнатах его, –
вспоминал И. А. Бунин, – была удивительная чистота, спальня была похожа
на
девичью. Как ни слаб бывал он порой, ни малейшей поблажки не давал он
себе в
одежде… Никогда не видал его в халате, всегда он был одет аккуратно и
чисто».
Дом А.П. Чехова был полон
гостей, которых, по словам
современника, он «принимал у себя в таком беспримерном количестве,
словно у
него был не дом, а гостиница». Да и сам писатель любил ходить в гости.
«Необыкновенно скорый на знакомства и дружбы, он в первые же годы своей
жизни в
Москве перезнакомился буквально со всею Москвою, – вспоминал К.И.
Чуковский. –
И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил. А полюбиться ему
было
нетрудно…» Нам почему-то кажется, что и любил Чехов людей добрых,
порядочных,
честных, трудолюбивых.
В
числе близких к Чехову людей
были величайшие
деятели русского
искусства: П.
Чайковский, И. Репин, И. Левитан, К.
Станиславский, И. Бунин, М. Горький. Воспоминания о нём оставили И.
Шмелёв, А.
Куприн, В. Короленко и многие другие современники писателя. Мы уже
остановились
на том, каким высоким требованиям соответствовал внутренний мир А.П.
Чехов. Но
вернёмся к словам доктора Астрова: «В человеке все должно быть
прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Многим писавшим о Чехове казалось, что
они
отлично знают писателя. А вот В.А.Серов,
проницательный портретист, сказал, что Чехов «неуловим». «Я увидел
самое прекрасное и тонкое, самое
одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни», -
писал А.И.Куприн,
тоже убеждённо
прибавляя, что чеховское лицо «никогда не могла уловить фотография».
Наверно, ни одна
фотография не может
уловить прекраснейшего – одухотворённости человека, в которой и
заключается
внешняя красота.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли…» Словами доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня»
А.П.
Чехов выразил своё желание гармонии. Гармонии в человеческой жизни. А
гармония
эта достигается большой внутренней работой, которая не может не
отразиться и на
внешности человека
|