«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…» Словами доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехов
выразил своё желание гармонии. Гармонии в человеческой жизни.
Безусловно, в этих словах максималистские требования к
человеку, некий идеал, к которому нужно стремиться, даже если кажется, что он
недостижим. Можно согласиться с тем, что от человека зависит красота его
одежды, мыслей, души… А вот лицо… Всегда ли от человека зависит его красота?
Чехов знал, что говорил! Известно, например, что Бетховен, Паганини ужасно были нехороши собой. Но
какими прекрасными делались их лица в момент вдохновения, душевного подъема,
творчества! С другой же стороны, если у человека от природы хорошие внешние
данные, это еще не значит, что он прекрасен. Помните, как сформулировал вопрос
о красоте Н. Заболоцкий?
|
… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд он, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
|
|
На наш взгляд, для А.П. Чехова ответ был очевиден:
внутренне красивый человек будет и внешне прекрасен. А в чём же заключается
внутренняя красота человека? Несомненно, понять это помогают чеховские
произведения, но не только. Понять это помогает понять личность А.П. Чехова.
С раннего детства знакомясь с творчеством одного из самых
интеллигентных русских писателей, представляешь себе высокого человека, с
усмешливыми глазами в пенсне, с мягкой, милой улыбкой… Человека, который в
простых и близких словах, в свойственной ему лаконичной манере рассказал, что
человек не может, не должен быть маленьким - таким, как герой рассказа «Смерть
чиновника». Человека, который убедил в том, что достоинства людей не должны
определяться их положением в обществе, и ужасно, если встреча двух друзей
превратится во встречу чинов, как это случилось в рассказе «Толстый и тонкий».
Человека, который заставил испытать стыд за вечно куда-то спешащих жителей
большого города, не желающих хотя бы на минуту остановиться и выслушать
извозчика Иону с его неизбывным горем (рассказ «Тоска»). Да мало ли о чём ещё
заставил задуматься писатель А.П. Чехов! А каким его видели современники?
Соответствовал ли он тем высоким требованиям к человеку, которые определил сам?
Обратившись к воспоминаниям М. Горького, мы были поражены
некоторыми фактами. Горький вспоминает о Чехове как о человеке, который с
большой требовательностью относился к людям, особенно к своим
соотечественникам:
«- Странное существо - русский человек! - сказал он
однажды. - В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно
наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается
какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески - надо же работать!
Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого… Вся Россия - страна
каких-то жадных и ленивых людей… Психология у них - собачья: бьют их - они
тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают - они ложатся на
спину, лапки кверху и виляют хвостиками...
Тоскливое и холодное презрение звучало в этих словах. Но,
презирая, он сожалел…»
Читая эти сроки, понимаешь, что для А.П. Чехова мерилом
человеческой значимости, внутренней красоты является, прежде всего, труд. С
восхищением пишет А.М. Горький: «Я не видел человека, который чувствовал бы
значение труда как основания культуры так глубоко и всесторонне, как А.П. Это
выражалось у него во всех мелочах домашнего обихода... Он любил строить,
разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда». И как же хочется,
чтобы для наших современников девизом стали чеховские слова: «Если каждый
человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы
земля наша!» Не надо рассуждать о глобальных проблемах, а просто укрась
маленький кусочек земли – и сам станешь внутренне чище и красивее!
Поражает отношение Чехова к тем, кто приходил к нему и за
советом, и просто с разговором, и за тем, чтобы поговорить о произведениях, о
своих мыслях после их прочтения. А.М. Горький вспоминает, что «всякий человек
при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть
более самим собой…» Не счастье ли это – быть самим собой! Чувство внутренней
свободы, как нам думается, тоже делает человека красивым.
А.М. Горький подметил в Чехове «тонкий скептицизм, «милую
скромность», «чуткую деликатность» - качества, которые, на наш взгляд, говорят
о богатстве души А.П. Чехова, которые отражаются и в его лице, в его внешности.
А.М. Горькому вторят другие современники А.П. Чехова.
Удивительным человеком предстаёт писатель в их воспоминаниях. Однажды выработав
для себя правила поведения, А.П. Чехов неукоснительно следовал им на протяжении
всей жизни. Например, никогда не лгал. Как бы ни нуждался, не просил и не
занимал в долг денег. Запретил себе жаловаться. Когда его одолевала нестерпимая
боль (а Чехов пятнадцать лет страдал изнурительной болезнью - туберкулёзом), не
позволял себе даже стона. Никогда не терял присутствия духа.
Современники вспоминают, что он мало ел, мало спал, очень
любил порядок. «Встав из-за стола голодным, – говорил он, – вы наелись; если вы
встаете наевшись – вы переели; если вы встаете переевшим – вы отравились». «В комнатах его, – вспоминал И. А. Бунин, –
была удивительная чистота, спальня была похожа на девичью. Как ни слаб бывал он
порой, ни малейшей поблажки не давал он себе в одежде… Никогда не видал его в
халате, всегда он был одет аккуратно и чисто».
Дом А.П. Чехова
был полон гостей, которых, по словам современника, он «принимал у себя в
таком беспримерном количестве, словно у него был не дом, а гостиница». Да и сам
писатель любил ходить в гости. «Необыкновенно скорый на знакомства и дружбы, он
в первые же годы своей жизни в Москве перезнакомился буквально со всею Москвою,
– вспоминал К.И. Чуковский. – И как весело ему было с людьми! С теми, кого он
любил. А полюбиться ему было нетрудно…» Нам почему-то кажется, что и любил
Чехов людей добрых, порядочных, честных, трудолюбивых.
В числе
близких к Чехову людей
были величайшие деятели русского искусства: П. Чайковский, И. Репин, И. Левитан, К.
Станиславский, И. Бунин, М. Горький. Воспоминания о нём оставили И. Шмелёв, А.
Куприн, В. Короленко и многие другие современники писателя. Мы уже остановились
на том, каким высоким требованиям соответствовал внутренний мир А.П. Чехов. Но
вернёмся к словам доктора Астрова: «В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Многим писавшим о Чехове казалось, что они
отлично знают писателя. А вот В.А.Серов,
проницательный портретист, сказал, что Чехов «неуловим». «Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое
одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни», -
писал А.И.Куприн, тоже убеждённо
прибавляя, что чеховское лицо «никогда не могла уловить фотография».
Наверно, ни одна фотография не может уловить
прекраснейшего – одухотворённости человека, в которой и заключается внешняя
красота.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…» Словами доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехов
выразил своё желание гармонии. Гармонии в человеческой жизни. А гармония эта
достигается большой внутренней работой, которая не может не отразиться и на
внешности человека.
|