«В
человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Словами
доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехов выразил своё желание гармонии.
Гармонии в человеческой жизни.
Безусловно,
в этих словах максималистские требования к человеку, некий идеал, к которому
нужно стремиться, даже если кажется, что он недостижим. Можно согласиться с
тем, что от человека зависит красота его одежды, мыслей, души… А вот лицо…
Всегда ли от человека зависит его красота? Чехов знал, что говорил! Известно,
например, что Бетховен, Паганини ужасно
были нехороши собой. Но какими прекрасными делались их лица в момент вдохновения,
душевного подъема, творчества! С другой же стороны, если у человека от природы
хорошие внешние данные, это еще не значит, что он прекрасен. Помните, как
сформулировал вопрос о красоте Н. Заболоцкий?
|
…
что есть красота
И
почему её обожествляют люди?
Сосуд
он, в котором пустота,
Или
огонь, мерцающий в сосуде?
|
|
На
наш взгляд, для А.П. Чехова ответ был очевиден: внутренне красивый человек
будет и внешне прекрасен. А в чём же заключается внутренняя красота человека?
Несомненно, понять это помогают чеховские произведения, но не только. Понять
это помогает понять личность А.П. Чехова.
С
раннего детства знакомясь с творчеством одного из самых интеллигентных русских
писателей, представляешь себе высокого человека, с усмешливыми глазами в
пенсне, с мягкой, милой улыбкой… Человека, который в простых и близких словах,
в свойственной ему лаконичной манере рассказал, что человек не может, не должен
быть маленьким - таким, как герой рассказа «Смерть чиновника». Человека,
который убедил в том, что достоинства людей не должны определяться их
положением в обществе, и ужасно, если встреча двух друзей превратится во
встречу чинов, как это случилось в рассказе «Толстый и тонкий». Человека,
который заставил испытать стыд за вечно куда-то спешащих жителей большого города,
не желающих хотя бы на минуту остановиться и выслушать извозчика Иону с его
неизбывным горем (рассказ «Тоска»). Да мало ли о чём ещё заставил задуматься
писатель А.П. Чехов! А каким его видели современники? Соответствовал ли он тем
высоким требованиям к человеку, которые определил сам?
Обратившись
к воспоминаниям М. Горького, мы были поражены некоторыми фактами. Горький
вспоминает о Чехове как о человеке, который с большой требовательностью
относился к людям, особенно к своим соотечественникам:
«-
Странное существо - русский человек! - сказал он однажды. - В нем, как в
решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под
руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы
хорошо жить, по-человечески - надо же работать! Работать с любовью, с верой. А
у нас не умеют этого… Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей…
Психология у них - собачья: бьют их - они тихонько повизгивают и прячутся по
своим конурам, ласкают - они ложатся на спину, лапки кверху и виляют
хвостиками...
Тоскливое
и холодное презрение звучало в этих словах. Но, презирая, он сожалел…»
Читая
эти сроки, понимаешь, что для А.П. Чехова мерилом человеческой значимости,
внутренней красоты является, прежде всего, труд. С восхищением пишет А.М.
Горький: «Я не видел человека, который чувствовал бы значение труда как
основания культуры так глубоко и всесторонне, как А.П. Это выражалось у него во
всех мелочах домашнего обихода... Он любил строить, разводить сады, украшать
землю, он чувствовал поэзию труда». И как же хочется, чтобы для наших
современников девизом стали чеховские слова: «Если каждый человек на куске
земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Не
надо рассуждать о глобальных проблемах, а просто укрась маленький кусочек земли
– и сам станешь внутренне чище и красивее!
Поражает
отношение Чехова к тем, кто приходил к нему и за советом, и просто с
разговором, и за тем, чтобы поговорить о произведениях, о своих мыслях после их
прочтения. А.М. Горький вспоминает, что «всякий человек при Антоне Павловиче
невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть более самим собой…» Не
счастье ли это – быть самим собой! Чувство внутренней свободы, как нам
думается, тоже делает человека красивым.
А.М.
Горький подметил в Чехове «тонкий скептицизм, «милую скромность», «чуткую
деликатность» - качества, которые, на наш взгляд, говорят о богатстве души А.П.
Чехова, которые отражаются и в его лице, в его внешности.
А.М.
Горькому вторят другие современники А.П. Чехова. Удивительным человеком
предстаёт писатель в их воспоминаниях. Однажды выработав для себя правила
поведения, А.П. Чехов неукоснительно следовал им на протяжении всей жизни.
Например, никогда не лгал. Как бы ни нуждался, не просил и не занимал в долг
денег. Запретил себе жаловаться. Когда его одолевала нестерпимая боль (а Чехов
пятнадцать лет страдал изнурительной болезнью - туберкулёзом), не позволял себе
даже стона. Никогда не терял присутствия духа.
Современники
вспоминают, что он мало ел, мало спал, очень любил порядок. «Встав из-за стола
голодным, – говорил он, – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели;
если вы встаете переевшим – вы отравились».
«В комнатах его, – вспоминал И. А. Бунин, – была удивительная чистота,
спальня была похожа на девичью. Как ни слаб бывал он порой, ни малейшей
поблажки не давал он себе в одежде… Никогда не видал его в халате, всегда он
был одет аккуратно и чисто».
Дом
А.П. Чехова был полон гостей, которых,
по словам современника, он «принимал у себя в таком беспримерном количестве,
словно у него был не дом, а гостиница». Да и сам писатель любил ходить в гости.
«Необыкновенно скорый на знакомства и дружбы, он в первые же годы своей жизни в
Москве перезнакомился буквально со всею Москвою, – вспоминал К.И. Чуковский. –
И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил. А полюбиться ему было
нетрудно…» Нам почему-то кажется, что и любил Чехов людей добрых, порядочных,
честных, трудолюбивых.
В числе близких
к Чехову людей были
величайшие деятели русского
искусства: П. Чайковский, И. Репин, И.
Левитан, К. Станиславский, И. Бунин, М. Горький. Воспоминания о нём оставили И.
Шмелёв, А. Куприн, В. Короленко и многие другие современники писателя. Мы уже
остановились на том, каким высоким требованиям соответствовал внутренний мир
А.П. Чехов. Но вернёмся к словам доктора Астрова: «В человеке все должно быть
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Многим писавшим о Чехове
казалось, что они отлично знают писателя. А вот В.А.Серов, проницательный портретист, сказал, что Чехов «неуловим».
«Я увидел самое прекрасное и тонкое,
самое одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни», -
писал А.И.Куприн, тоже убеждённо
прибавляя, что чеховское лицо «никогда не могла уловить фотография».
Наверно,
ни одна фотография не может уловить прекраснейшего – одухотворённости человека,
в которой и заключается внешняя красота.
«В
человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Словами
доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехов выразил своё желание гармонии.
Гармонии в человеческой жизни. А гармония эта достигается большой внутренней
работой, которая не может не отразиться и на внешности человека. |