Всякий человек сам себя воспитывать должен.
И. С. Тургенев
Роман Тургенева «Отцы и дети»
создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это
происходило и в общественной жизни той эпохи,
в романе развивается конфликт между
разночинной и либеральной дворянской
идеологией. Разночинцы-демократы — это молодежь того времени, которая должна
была прийти не смену старшему поколению дворян. Они несли в себе зачатки
революционной идеологии. Недаром Тургенев так сказал о своем герое: «...и если он называется
нигилистом, то надо читать: революционером».
Базаров —
типичный представитель молодежи, отстаивающий позицию разночинцев-демократов. Все те проблемы, вокруг
которых возникали разногласия между либералами и демократами, — отношение к
реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории — явились предметом горячих споров
в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений
общественной мысли годов, но и
характерные особенности ее выражения.
Образ Базарова наиболее полно
раскрывается через взаимоотношения этого человека с другими героями романа. Действие
романа происходит в родовом поместье Кирсановых. Именно сюда привозит погостить
Базарова его ученик Аркадий Кирсанов. Отец и дядя Кирсанова — аристократы,
которые отстаивают либеральные взгляды. Уже с первых строк мы видим, что
конфликт неминуем. Особенно ожесточенные споры возникают между Базаровым и
Павлом Петровичем Кирсановым. В этих спорах сталкиваются две различные позиции,
две точки зрения: Базарова и Кирсанова. Базаров считает себя нигилистом, его главная идея: «В теперешнее
время полезнее всего отрицание — мы отрицаем, чтобы как-то наладить в обществе
порядок». Но Базаров, как и другие разночинцы-демократы,
не имеет какой-либо
определенной позитивной, созидательной программы. Необходим ответ на вопрос, что будет
построено на развалинах старого мира. По этому поводу у Базарова нет никаких
определенных планов, и поэтому сама судьба лишает
его будущего.
В этом трагизм героя. В
спорах о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова. Базаров
говорит на равных с мужиками, его речь близка к народной.
Есть все основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его
нуждами. Да и сами люди тоже тянутся к Базарову. Дуняша, Петр, Фенечка — все они принимали
Евгения за своего человека. Это впечатление усиливает тот факт, что Базаров не
праздный гуляка, который приехал просто
погостить. Он в имении работает: проводит
опыты, занимается естествознанием, даже микроскоп с собой привез. Его
поведение, речь, манера разговаривать, одежда — все это выделяет его из среды
потомственных аристократов вроде Кирсановых.
Во взглядах и рассуждениях
Базарова много противоречий. Он
полагает, что читать Пушкина вредно и что это
«никуда не годится», «пора бросить эту ерунду», что играть на виолончели
мужчине «смешно», что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого
поэта».
Но Базаров — личность более
сложная и противоречивая, чем это можно
вывести только из его взглядов и споров. На первый взгляд Базаров лишен всяких чувств,
у него трезвый, холодный взгляд на вещи. Он придерживается материалистических
взглядов, в отличие от идеалиста
Кирсанова. Базаров отрицает и преклонение перед красотой природы: «Природа не
храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но ведь Базаров сам не раз
любовался природой.
Противоречие у Базарова можно заметить и во
взглядах на искусство. Он рекомендовал «не говорить красиво» и высказывался в
адрес Рафаэля, что тот «гроша медного не стоит». А перед смертью этот же
человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Истинный
Базаров скорее всего второй. А его «нигилизм» и отрицание всего прекрасного не
более чем маска. Я не берусь оспаривать его взгляды и опровергать их, но
замечу, что этот человек вместе с тем
способен глубоко
чувствовать природу, понимать
поэзию и любить. Несмотря на его слова: «Мы, физиологи, знаем, .какие это
отношения» (имеются в виду взгляды Базарова на отношения между мужчиной и
женщиной) и «свободно мыслят между женщин только уроды», Базаров способен на искренние
чувства. Он глубоко любит Одинцову и тем самым
перечеркивает
свои грубые слова. Одинцову
писатель изобразил как женщину незаурядную, умную, пытливую, внешне
привлекательную, даже красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина
оказалась способной увлечь «нигилиста». Базаров глубоко переживает отказ Анны
Сергеевны. У него уже нет того оптимизма и той уверенности, которыми он так
гордился. Потеря любимой женщины заставила его многое понять и взглянуть на мир
другими глазами. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется
ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров
изменился, это видят даже глубоко
любящие его родители, но не могут понять причину. В это время он принимает нелепый вызов
Павла Петровича на дуэль, но и это не спасает его от душевной травмы.
В романе Базаров одинок, и в
этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, — правильнее будет сказать,
были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В
конечном результате он остался верен аристократическим взглядам, заложенным в
него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство.
Ситников и Кукшина — это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы.
Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.
В конце романа Базаров умирает.
Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и
находит, что он ненужный человек для России.
Долгие годы шли споры об
отношении Тургенева к своему герою. Они продолжаются и в наше время. Тургенев
считал, что каждый писатель должен сделать все возможное для того, чтобы
читатели полюбили его героя. На мой взгляд, он решил
сформулированную таким образом задачу. Базаров для
многих является одним из любимых литературных героев.
|