Когда говорят о гофмановском образе или сюжете Эрнеста Теодора Амадея Гофмана,
прежде всего имеют ввиду причудливое соединение элементов реальности с
фантастической игрой авторского воображения. В отличие от ранних
романтиков, которым окружающий мир рисовался лишь неким отсветом мира
надреального, Гофман
воспринимал действительность как объективную реальность. Однако этот
мир представляется ему иррациональным, так как невозможно обретение
мировой гармонии в существующих конкретных обстоятельствах.
Гофман не пытался игнорировать
реальность, заменяя ее художественным воображением. Создавая
фантастические картины, он осознавал их иллюзорность. Фантастика служила
Гофману средством постижения условий жизни. В фантастических
происшествиях, которые случаются с героями Гофмана, отражается
реальность, законы развития которой были во многом недоступны автору. Но
он чутко ощущал неправильность общественного порядка, его враждебность
развитию личности. Силы, чуждые его современникам, выступали, как
правило, в фантастическом обличье.
Вообще фантастика в художественном
сознании романтиков утверждается как антитеза отвергаемой ими
действительности, и как осмысление ее враждебности человеку. Фантастика и
мир искусства являются для романтиков теми смежными сферами, в которые
они устремляются в своем отрицании окружающей действительности. И Гофман
во многих своих произведениях в полном соответствии с принципами
романтического мировоззрения и эстетики утверждает несовместимость
идеала с действительностью, несовместимость подлинно высокого искусства
как наиболее полного отображения этого идеала с реальной, обыденной
жизнью.
Его первая полуфантастическая новелла
«Кавалер Глюк» развивает одну из основных идей творчества писателя -
неразрешимость конфликта между художником и обществом. Все люди делятся
для Гофмана на две группы: на художников в самом широком смысле - людей,
поэтически одаренных, - и людей, абсолютно лишенных поэтического
восприятия. «Я как высший судия,- говорит alter ego автора, его
излюбленный герой
- музыкант и композитор Иоганнес Крейслер,- поделил весь род
человеческий на две неравные части: одна состоит только из хороших
людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же - из истинных
музыкантов».
Итак, гофмановское двоемирие, лежащее в
основе его творчества, - это прежде всего разрыв между мечтой и
действительностью, который самим героем воспринимается как
непреодолимый. Конфликты разыгрываются на земной почве, в реальной
действительности, сопровождаясь феерией чудесных и жутковатых
превращений, где жизнь воплощается во множестве вариантов - зеркальных
отражений. По мнению М.П. Михальской, «Для Гофмана несомненно
превосходство мира поэтического над миром реальной повседневности. И он
воспевает этот мир сказочной мечты, отдавая ему предпочтение перед миром
реальным, прозаическим». Такой принцип двоемирия отражен в целом ряде
произведений Гофмана. Такова прежде всего сказочная новелла «Золотой
горшок». Это сказка из новых времен - как определил автор
жанр своего создания. Сказочные происшествия случаются в знакомых,
привычных местах Дрездена. Рядом с обыденным миром жителей этого города
существует постоянный мир чародеев, волшебников и злых колдуний.
Это двоемирие определяет атмосферу
произведения. Герой новеллы, студент Ансельм - чудаковатый неудачник,
наделенный «наивной поэтической душой», и это делает доступным для него
мир сказочного и чудесного. Столкнувшись с ним, Ансельм начинает вести
двойственное существование, попадая из своего прозаического бытия в
царство сказки, соседствующее с обычной, реальной жизнью. В соответствии
с этим новелла и композиционно построена на переплетении и
взаимопроникновении сказочно- фантастического плана с реальным.
Двуплановость творческого метода Гофмана сказалась и в соответствующем
делении персонажей на две группы. Конректор Паульман, его дочь Вероника,
регистратор Геербранд - прозаически мыслящие обыватели. Им
противопоставлены архивариус Линдгорст с дочерью Серпентиной, пришедшие в
этот мир из фантастической сказки, и чудак Ансельм, душе которого
открылся сказочный мир архивариуса.
В счастливой концовке новеллы получает
полное истолкование ее идейный замысел. Ансельм женится на Серпентине и,
став поэтом, поселяется с ней в сказочной Атлантиде. При этом он
получает в приданное поместье и золотой горшок, который он видел в доме
архивариуса. Золотой горшок у Гофмана - это явная трансформация
«голубого цветка», знаменитого романтического символа возвышенной мечты,
введенного ранним немецким романтиком Новалисом и ставшего неким
хрестоматийным каноном.
Таким образом, Ансельм находит
осуществление своей поэтической мечты, и мир фантастический, сказочный
все-таки одерживает победу над неприглядной реальностью. В произведениях
Гофмана нередко происходит и раздвоение внутреннего мира его героев,
раздвоение на уровне сознания. Появление двойников связано с
особенностями романтического миросозерцания.
Двойник в авторской фантазии возникает от того, что писатель
замечает отсутствие целостности личности - сознание человека разорвано,
устремленный к добру, он, подчиняясь таинственному импульсу, совершает
злодейство. Гофман был первым среди писателей XIX века, открывших
двойственность человеческой натуры. У Гофмана противоречивые черты
человека выступают раздельно, не смешиваясь, и материализуются в
творческом сознании в образах двойников.
Тема раздвоения внутреннего мира
человека наиболее ярко проявляется в новеллах Гофмана «Песочный человек»
и «Мадемуазель де Скюдери». Так, в новелле «Песочный человек»
раздваивается сознание главного ее героя - Натанаэля. Здесь Гофман
утверждает факт, что человеческая психика - это нечто неоднородное.
Существуют как дневные, так и ночные стороны человеческой души, которые в
определенный момент под влиянием различных обстоятельств могут
спровоцировать раздвоение личности, ее самоотрицание, что и происходит с
героем новеллы Гофмана. Для Натанаэля придуманный им же самим образ
Песочного человека становится страшным призраком, который постоянно
преследует его. Натанаэль погружается в некий фантастический мир, где
царит придуманный им Песочник, воплощающийся в сознании Натанаэля в
образе старого адвоката Коппелиуса.
Этот образ постоянно и всюду преследует
Натанаэля, приводя его в ужас. Но на самом деле все страшное и ужасное
происходит лишь в душе героя новеллы, а темная сила, воплощенная в
образе Коппелиуса является лишь фантомом его собственного «я», его
двойником, в котором концентрируются темные, «ночные», стороны души
Натанаэля. Раздвоение его внутреннего мира происходит под влиянием того,
что Натанаэль, как истинный «музыкант» не может примириться с
существующей действительностью, с непониманием окружающих, в том числе и
близких ему людей. Даже его возлюбленная Клара по определению самого
героя новеллы, является «бездушным автоматом». Натанаэль все глубже
погружается в мрачную мечтательность, и Коппелиус - его враждебный, злой
двойник неотступно преследует его, все более затягивая в свои сети,
что, в конечном счете, окончательно губит Натанаэля.
В новелле «Мадемуазель де Скюдери»
подобным образом раздваивается сознание Рене Кардильяка, который ведет
двойственное существование. Днем он является известны, уважаемым всеми
ювелиром, а под покровом ночи, подчиняясь некоему таинственному
импульсу, становится жестоким убийцей, абсолютно не контролирующим
собственные поступки.
Таким образом, можно утверждать, что
феномен двойничества характерен для творчества Гофмана, мотив
двойничества воплощается во многих его произведениях. Двойничество у
Гофмана реализуется как на уровне раздвоения мира на реальный и
идеальный, что происходит вследствие протеста поэтической души против
быта, действительности, так и на уровне раздвоения сознания
романтического героя, что в свою очередь обуславливает появление
своеобразного двойника. Здесь нужно сказать, что данный тип героя с его
двоящимся сознанием, скорее всего отражает сознание самого автора и в
какой- то мере его герои являются его же собственными двойниками.
|