Имя этого поэта природы Федор Иванович Тютчев. Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году после окончания университета стал дипломатом в Мюнхене, за границей на службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом. В 1844 году вернулся в Петербург. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения.
Лучшие его творения стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях: «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонима над водами, ива, макушку свою…», «В небе тают облака…» и другие по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в природе то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей свойственное то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах: «В душном воздухе молчанье…», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид…» и другие. Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в журнале «Современник» Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а критика заговорила лишь спустя 14 лет. К этому времени Тютчев уже жил в России, выйдя в отставку в 1844 году. Он поселился в Петербурге, был украшением многих светских салонов, но как поэта его знали немногие. Его «открыл» Некрасов в 1850 году. Перелистывая журнал «Современник», он прочитал стихотворения Тютчева, написал статью, где писал, что «Тютчев первостепенный поэтический талант». Через 4 года вышел сборник стихов Тютчева. Вдохновителем и организатором первого тютчевского издания был Тургенев. Тургенев писал: «…Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Первый сборник небольшой всего 119 стихотворений. Но очень верно сказал тогда Фет:
…Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у пей
Вот эта книжка небольшая
Томов премиогих тязкелей. Лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского. Достоевский подметил «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и интересы общественной жизни». Тютчев часто «уходил» к первоисточникам Вселенной, в этом он «обширнее» творчества Некрасова. У Тютчева два начала: мир и человек, он пытался решить космические «последние» вопросы, поэтому всегда интересен. Поэт оказался современным для начала XX века, как и для начала XIX века /Его больше интересует человек вообще/. Он за каждым явлением природы ощущает ее загадочную жизнь. «Тютчев не шутил с музой, говорил Л.Толстой, и все у него строго: и содержание, и форма. Его тревожная любовь к жизни, его собственная лирика как раз была связана с землей». С глубоким сочувствием читаем строки: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Мир тютчевской поэзии раскрывается /это еще заметил Пушкин/ только в комплексе многих стихотворений. У него даже там, где только локализованный пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром. Лирика Тютчева одногеройна. Но интересно: человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляется за весь род человеческий, но не как за род в целом, а за каждого в этом роде. Отсюда и вторая особенность Тютчева диалогичность. В стихах постоянно идет спор. Не то, что мните вы, природа Не слепок, нe бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В нeй есть любовь, в ней есть язык… Тютчевский эпитет точен, он особенно любил эпитеты «золотой», «лазурный». Тютчев поэт колоссальных обобщений. В стихотворении «Слезы людские…» слезы какието абстрактные, слезы скорби и горечи, «одинаковы слезы нищего, как и слезы вельможи» /Якубович/. Хотя сами стихи прекрасны. Интересен в любовной лирике так называемый «денисьевский» цикл /Денисьева его последняя любовь/. Здесь в лирику поэта вошел конкретный человек. Тютчев, по замечанию 3. Гиппиус, один из первых при изображении любви главное внимание переключает на женщину. Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которого четко намечен индивидуальный женский образ. Правда, еще называют поэта Некрасова, который пишет «панаевский» цикл /посвященный Панаевой/. Отметим, что Тютчев пишет в прошедшем времени, Некрасов в настоящем. Начавшаяся Крымская война нашла отклик и у Тютчева, особенно в письмах. Некрасов написал на военную тему стихотворение «14 июля 1854 г.» Любопытно, что многие считают это стихотворение написано Тютчевым. Оно выражает тютчевское восприятие событий. Проблема народа, как такового, в 5040 гг. XIX века Тютчева не занимает, но к концу 50х гг. в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнившей императорской власти, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». Что-то прогнило в королевстве датском», писал Тютчев. Отсюда и рождаются стихи: Эти бедные селенья,
Эта скудная природа
Край родной долготерпенья, Край ты русского парода. Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева: Над этой темною толпою
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?… Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле стал страдающий народ. Но справедливо заметил Л. Гроссман, что Тютчев «религиозным путем идет к признанию демократии». В 50е годы Тютчев сближается с Некрасовым в изображении природы. Изумительно тютчевское стихотворение: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… В этой реальной осеки есть нечто от земли обетованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». В то же время образ льющейся лазури наглядная реальность хрусталя. «Лишь паутины тонкий волос» не только подмеченная деталь, реальная примета, а служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины. И эта гармоническая картина пира впервые у Тютчева связана с трудовым крестьянским полем, с серпом и бороздой: И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. Тютчев не проникает в самую народную крестьянскую жизнь, как Некрасов в «Несжатой полосе», по это уже и не аллегория /как у Хомякова в «Труженике»/. Тютчев навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни: Умом Россию нe понять,
Apшином общим не измерить:
У нeй особенная стать
В Россию можно только верить. Для него дух идет дальше мысли, поэтому «мыслью» не понять Россию, но «дух» помогает верить в нее. Родина для .него не абстрактная отчизна. Вот здесь, в ощущении тайны народной жизни, в надежде на нее, и близки Тютчев и Некрасов. В 1915 году Мережковский написал книгу «Две тайны русской поэзии, Некрасов и Тютчев», где утверждал это «Две тайны русской поэзии» /Тютчев и Некрасов/ сходились, но во многом снова разойдутся, но сама эта вера в Россию как Россию народную останется живой и для Некрасова, и для Тютчева навсегда.
|