Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:40:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

11:13:23
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА
 Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, сущест­венное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные об­стоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устрой­ства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал на­слаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться,
Давайте жизнию играть.
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как пу­тешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуж­дений, где мысль одна плывет в небесной чи­стоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспри­нимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие про­явлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего!
Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно!..
И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого сущест­вования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали воспри­ниматься с философской снисходительнос­тью. По-юношески максималистская назида­тельность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась про­стой — итогом философского осмысления пе­режитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Пушкин переживает противоречие меж­ду мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драмати­зировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных це­лей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с те­чением времени оценка жизненных обстоя­тельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными вос­поминаниях.
Поэтическая философия по­эта — простая, ясная и нужная каждому че­ловеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одно­временно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и по­этому Пушкин оказался поэтом всечеловече­ского значения. Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творче­ская манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жиз­ненного опыта.
 Стихотворение «Движе­ние» — философская миниатюра, посвящен­ная проблеме существования материи. Дви­жение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Одна­ко поэт не поддается софистской простоте: жизнь намного сложнее умозрительных за­ключений и примитивных аналогий. Абсо­лютная истина скрыта в глубинах мирозда­ния и, возможно, не поддается логическому осмыслению.
Поэт опровергает упрощен­ность философского подхода к познанию бы­тия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обоб­щений: «Ведь каждый день пред нами солн­це ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к те­ме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность пе­рехода жизни в смерть уже не воспринима­ется поэтом безнадежно трагически. Освя­щая таинство поэтического творчества, воз­вышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумыва­ется о быстротечности жизни и непрочнос­ти духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые —
Быть может, с ризой гробовой
Все чувства брошу я земные,
И чужд мне будет мир земной...
Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя,
Не буду ведать сожалений,
Тоску любви забуду я...
Поэт сожалеет о превращении души, за­печатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечат­ления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой об­ращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого ду­ха в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые чело­веческие сомнения в отсутствии всякой свя­зи между жизнью и смертью, попытка пред­ставить жизнь человеческой души после фи­зической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пуш­кин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвра­щением читая жизнь мою, я трепещу и про­клинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути чело­века к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пере­житого с позиции накопленного опыта.
Жиз­ненные впечатления непосредственны, кон­кретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию - человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека. Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период ре­акции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благо­творных социальных перемен, духовной не­зависимости, свободомыслия.
Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действитель­ности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологичес­ком давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состо­яние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ноч­ной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означа­ет «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только вос­приимчивость человека к звукам, но и склон­ность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но крат­кость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым ми­розданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
И все же преобладающее настроение пуш­кинской философской лирики периода зрело­сти — светлая грусть по прошедшему, муд­рость вечного обновления жизни. В этих сти­хах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть фи­лософское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды - 
И чей-нибудь уж близок час...
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть.
В этих строках поражает сила человечес­кого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глу­бины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому сти­хотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается од­новременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1346 | Добавил: tineydgers | Теги: «Воспоминание», декабристы, период ре­акции в России, философская миниатюра, Стихотворение «Движе­ние», Чаадаев, ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0