"Война
и мир" была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило
крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические
судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они
постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся
путем просвещения, реформ, конституций устроить идеальный социальный строй.
«Война
и мир» — одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над
романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания
Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное
исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и
сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского
народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные,
исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме,
о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о
дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.
Представляя
события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в
их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в
истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой
говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он
развенчивает его величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,
— писал Толстой.
В
«Войне и мире», этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров
и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их
духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов
и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба
жаждут правды. В «конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию
необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма.
Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе
преимущественно этими умственными и нравственными исканиями «образованного
меньшинства». Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских
проблем, волнующих Толстого.
У
Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его
романе — это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна
из важных проблем «Войны и мира» — это соотношение личности и общества,
руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал хоть
сколь-нибудь значительную
роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим
развитием человечества какую бы то ни было «идею», а также желания или власть
отдельных, пусть даже и «великих» исторических деятелей. Он говорил, что все
решает «дух войска», утверждал, что существуют законы, управляющие событиями.
Эти законы неизвестны людям.
Одна
из философских проблем романа — это вопрос о свободе и необходимости. По-своему
и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического
деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор
событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории,
меняться, расти и таким путем влиять на ее ход.
Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен,
чем ближе он поставлен к власти.
В
своих философско-исторических взглядах
Толстой был близок Герцену, Роман назван «Война и мир». Смысл названия: мир
отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей,
разрушение, смерть и горе.
Тема
сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического
факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в творчестве
Толстого. Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские
проблемы четырехтомного романа «Война и мир», да это и понятно: нельзя на двух
листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я постаралась
затронуть.
Можно
было бы еще добавить то, как
решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к
эмансипации женщины. Если Тургенев, Чернышевский женщину
рассматривали в другом аспекте, то Толстой
считает, что для женщины главное — домашний очаг.
Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она ведь
была не просто девушкой, а
одаренным человеком, излучающим тепло и свет, она чудесно пела. В этой позиции
я с Толстым не могу согласиться, потому
что умной женщине мало быть просто домашней «гусыней», ей все равно хочется
большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в
домашний быт? В этом Толстой — консерватор.
Мало
он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта — единственно яркий
эпизод этого плана. Я думаю,
что Л. Н. Толстой это отразил в другом
романе — «Декабристы», будь этот замысел осуществлен. |