Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 25.05.2024, 08:13:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

13:07:39
«ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО — ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ» (по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)
Вариант 1
 Всеобъемлющая, подавляющая все осталь­ные чувства страсть самоутверждения, стрем­ление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, доказать свое превосходство, исключительность — вот ос­новной двигатель поступков главного персона­жа трагедии «Моцарт и Сальери». В этом его родство с героями других «Маленьких траге­дий». Подобные Сальери люди наделены инди­видуалистическим сознанием, все их поступки направлены на удовлетворение своего често­любия, утверждение личной независимости, превосходства.
Счастье для них — утвержде­ние своих духовных принципов, невзирая на жизненные принципы других людей. Отсюда и подавление всех естественных человеческих чувств: привязанности, любви, дружбы. Трагедия начинается с драматического монолога Сальери, подводящего безрадост­ный итог своей целеустремленной, наполнен­ной жесткими ограничениями жизни. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше, Горечь и скорбь этого восклицания — прямое продолжение негодующей реплики герцога в трагедии «Скупой рыцарь»: «Ужасный век, ужасные сердца!» Однако, познакомившись с Сальери ближе, мы осо­знаем, что этот человек — не духовный на­следник олицетворяющего справедливость герцога, а прямой потомок одержимого эгоис­тической страстью барона.
 Что же так глубо­ко возмутило Сальери? То, чего опасался и барон: разрушение системы ценностей. Ис­тория его жизни, при существенном разли­чии во времени, социальном положении и ин­теллектуальном уровне — тот же многотруд­ный путь к самоутверждению, к созданию своего незыблемого мира. Сальери с достоинством прожившего ос­мысленную, целеустремленную жизнь чело­века говорит:
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.
Путем самоотверженного труда, полного отрешения от нормальной человеческой жиз­ни он выстрадал тонкое чувство музыки, по­стижение законов гармонии, признание жре­цов искусства:
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой.
Слава Мне улыбнулась...
Сальери обрел душевный покой, испытал удовлетворение, постепенно познавая тайны музыки. И все это вдруг оказалось растоп­танным, разрушенным появлением Моцар­та — гениального, одаренного природой му­зыканта. Вся система духовных ценностей оказалась повергнутой в прах, что привело Сальери в отчаяние, вызвало у него и негодо­вание:
Где правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений -нее награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..
Точно так же негодует царствующий в своих подвалах с золотом барон при мысли о том, что результат его самоотверженной жиз­ни достанется «безумцу, расточителю моло­дому» Альберу, не приложившему ни малей­ших усилий для достижения этого могущест­ва.
Обида Сальери, на мой взгляд, понятна и вызывает сочувствие. Но разве можно под­чинить гений сухой логике? «Поверить алгеброй гармонию» уже со­зданного произведения, разумеется, можно, и тут безупречный вкус и совершенное зна­ние музыкальной культуры возносят Салье­ри на вершину избранного им искусства. Од­нако совершенное владение теорией и тех­никой музыки еще не гарантия создания гениальных произведений. Сальери к тому же так и остался ремес­ленником в творчестве, он не может выйти из-под влияния то Глюка, то Пуччини, то Гайдна. Моцарт и Сальери — две противополож­ности.
Сальери — олицетворение гордого оди­ночества и презрения, Моцарт — воплощение жизнелюбия, наивной доверчивости, трога­тельной человечности. Оба они стоят высоко над толпой. Но Моцарт универсален, а Салье­ри узок, Моцарт вмещает в себя весь мир и щедро делится с ним своими творческими откровениями, Сальери же эта его щедрость возмущает:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигъери...
Сальери восхищается гениальными оза­рениями Моцарта-музыканта, ему в совер­шенстве изучившему музыку отчетливо вид­на гармоническая безупречность звукоряда, выражающего свободный полет мысли «сча­стливца праздного».
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Несправедливое устройство мира вопло­тилось для Сальери в Моцарте-человеке. Ес­ли бы тот был отрешенным от жизни аске­том, напряженным трудом постигающим тайну музыки, Сальери, мне кажется, по-до­брому радовался бы его успехам. Но в Мо­царте сосредоточивается враждебное Салье­ри творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает всю систему ценностей, обессмысливает и разрушает весь жертвен­ный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого. Оправдывая себя, Сальери утверждает, что он «избран, чтоб его остановить — не то мы все погибли.
Моцарт должен уйти, чтобы не нарушался ус­тоявшийся миропорядок, чтобы несколько порывов вдохновения гения не обесценили дающееся трудом искусство избранных, по­тому что, «возмутив бескрылое желанье» в простых людях, он все равно не сможет под­нять их на более высокую духовную ступень. Моцарт не учитель, он бог в искусстве, ибо он неповторим, а следовательно — непра­вильный, бесполезный. Великодушное признание Моцартом за Сальери принадлежности к высокому, не под­властному разуму, «бесполезному» искусству на фоне рассуждений Сальери выглядит как жестокий приговор:
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов...
А окончательным приговором ему стано­вятся бессмертные слова благородного, чуж­дого мелочных страстей, светлого Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовме­стные».
 
Вариант 2
 Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью и жестокостью, и личную жизненную драму. Сюжет пьесы основан на легенде об от­равлении известным венским композитором Сальери своего гениального коллеги. В примечаниях к трагедии Пушкин обосно­вал вероятность совершения преступления историческим фактом: на премьере выдаю­щейся оперы Моцарта «Дон Жуан» только Сальери освистал композитора. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог от­равить его творца. Первоначально Пушкин назвал свое произведение именно так.
Каковы же истоки этого чувства, как мог творческий человек, «сын гармонии», опу­ститься до банального убийства? В своем монологе герой излагает этапы жертвенного восхождения на Олимп искусст­ва и причины жестокого разочарования в ми­ровой справедливости. С детства Сальери ис­пытывал неведомое волнение перед старин­ным органом. В отрочестве отказывался от развлечений ради музыки. В юности стоиче­ски преодолевал трудности. И его самоотвер­женное служение музыке, пренебрежение повседневными заботами увенчались успе­хом: он познал тайны музыки.
 Сальери убеж­ден, что музыка — высшее искусство и оце­нить его могут только избранные. Он тонко чувствует музыку, проникает в самую суть законов гармонии, беспощаден к малейшей фальшивой ноте в собственных творениях, счастлив «трудами и успехами друзей». Но Сальери абсолютно уверен, что законы гар­монии подвластны лишь тому, кто титаниче­ским трудом постигает их в течение жизни, жертвуя ради этого всем. И вдруг созданный им логически безу­пречный и, с его точки зрения, справедливый мир рушится — Моцарт своими блестящими экспромтами, гениальность которых Сальери как безупречный музыкант не может не при­знать, и неистощимым жизнелюбием, душев­ной щедростью полностью опровергает выст­раданную систему ценностей:
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженъя,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..
Обида Сальери по-человечески понятна: достигнутая тяжким трудом творческая вы­сота оказалась доступной юному Моцарту, который легко, без усилий сочиняет шедев­ры. Мучительно то, что Сальери не может не признать гениальности Моцарта. Брошенное небесам обвинение нарушает логически стройный ход монолога, подчеркивая глубину отчаяния героя. Верный служитель божест­венной гармонии уничтожен тем, что Моцарт не ищет покоя от земных страстей, а бесцель­но растрачивает свою божественную силу. Причем поначалу Сальери обвиняет вовсе не Моцарта, а некую неведомую силу, которая послала в мир гения и тем самым принесла Сальери такие страдания. И обеспокоен он в большей степени заботой о чистоте искусства и верном служении ему, поглощающем все духовные силы избранного.
Но искренен ли Сальери в своих претен­зиях на беспристрастное судейство? И дей­ствительно ли Моцарт всего лишь «гуляка праздный»? Моцарт весь переполнен музыкой, и его творческий процесс не укладывается в сте­реотип разумного созидания. Магическая легкость, с которой он сочиняет музыку, — результат насыщенной внутренней жизни, обилия художественных тем и образов, по­стоянно присутствующих в его душе. Даже небрежно брошенная фраза Моцарта о как бы случайно возникшей у него музыкальной идее вовсе не говорит о бездумной легкости творчества, а скорее о скромности и самокри­тичности творца:
...Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову прийти мне две, три мысли.
Сегодня я их набросал...
Творческий процесс — не работа ремес­ленника: озарение может наступить в любой момент, но оно не настигает творца как нео­жиданный дар небес, а является плодом на­пряженных раздумий. Легкость рождения гениальных произведений обманчива: это бессонные ночи стремления запечатлеть ус­кользающие образы. Сальери хорошо знакомы эти творческие муки, непрочные, исчезающие, как дым, мыс­ли. Но, в отличие от Моцарта, он не нужда­ется в слушателях, кроме таких же избран­ных, как он сам. Сальери достаточно своего суда, ведь он тонко чувствует малейшую фальшь в своих творениях, Сальери коробит профанация высокого искусства в игре нище­го скрипача — Моцарта это забавляет. Саль­ери возмущен, что «фигляр презренный» разрушает основы созданного им мира боже­ственной гармонии — Моцарт только смеется в ответ.
Услышав гениальную «безделицу» Моцар­та, Сальери потрясен: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!». Своим тонким чувством музыки он безо­шибочно оценил глубину и гармоническое со­вершенство произведения. Игра Моцарта на­полнила душу Сальери восторгом, тем более возмущенно отозвался он о легкомысленной шутке с нищим музыкантом:
Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрипача слепого! -
Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Сальери признает гениальность Моцарта, но в чем ее суть, не может постигнуть, как не может понять, каким образом соединяются в Моцарте таинство высших озарений и неис­требимое жизнелюбие. Эти персонажи противоположны во всем. У Моцарта насыщенная жизнь: семья, визи­ты, трактиры, красотки, нищий скрипач, — его интересует все. Сальери предпочел гор­дое одиночество. И все же Сальери любит Моцарта, хоть ему самому непонятна эта любовь, Избегающий всего земного, строго охра­няющий вход в царство гармонии от «пре­зренных фигляров», Сальери резко критику­ет Моцарта за бессмысленную трату сил на житейские мелочи, недостойные гения, но жизнелюбие и трогательная наивность не ос­тавляют равнодушным даже холодного «ма­тематика».
Сальери не может сознаться в том, что есть другой способ служения искус­ству: это равносильно для него отрицанию всего жизненного пути. И гениальная музы­ка Моцарта, наполняющая душу восторгом, также невозможна. Всю жизнь изучавший предшественников и «безропотно, как тот. кто заблуждался и встречным послан в сто­рону другую», следовавший по проторенному ими пути, Сальери отвергает целесообраз­ность гения Моцарта. Логически исследовав творчество, «разъяв музыку, как труп», Са­льери постиг все известные механизмы сочи­нительства и упорным трудом добился уров­ня своих учителей. А гений Моцарта уника­лен, его невозможно логически объяснить, значит, следовать за ним никто не будет, и значит, он не может быть учителем:
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство?
Нет...
Так восхищавшийся совершенством моцартовского «Реквиема», Сальери принципи­ально отвергает все творчество гения как бесполезное. Трудолюбивый ученик не мо­жет смириться с мыслью, что искусство Мо­царта не подлежит изучению и копированию. Ремесленник не может простить творцу его неповторимости, видя в этом высшую не­справедливость. Но ведь он претендует на избранность, он оценивает произведение Мо­царта глубже и тоньше самого автора. Он то­же гений, как отозвался о нем сам Моцарт.
Нет, видно, не гений, ведь «гений и злодейст­во — две вещи несовместные». Он только ре­месленник, потому что его творчество — вто­рично, а самый талантливый копиист никог­да не станет гениальным художником. У Сальери остается единственный путь, чтобы восстановить справедливость, защи­тить свой выстраданный мир жертвенного служения искусству от яркого, но бесполез­ного сияния гения, — убийство.
Нет! Не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...
Выбор в страшном внутреннем конфликте любви и ненависти сделан, но душевный по­кой не обретен. Страшные сомнения до конца дней будут терзать эту измученную душу: «Но ужель он прав, и я не гений?».
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1239 | Добавил: tineydgers | Теги: Моцарт и Сальери, маленькие трагедии, сочинение по русской литературе, скачать сочинение, Пушкин, трагедия, гений и злодейство | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0