Герои рассказа «Алый» Юрия Иосифовича Коваля, несомненно, являются
для примером. Я читал много произведений о животных («Каштанка»
А.Чехова, «Барбос и Жулька» А. Куприна, «Мой Марс» И.Шмелева, «Дружище
Тобик» К. Паустовского, «Джек» Г. Скребицкого), но именно этот рассказ
мне нравится больше других.
В центре повествования – рассказ о службе на границе Кошкина и
собаки по кличке Алый. Автор сначала показывает героев, как бы
добродушно при этом смеётся: новобранцу пограничнику даёт «кошачью»
фамилию и говорит, что Кошкин не любит собак, поскольку они его кусают.
Алый появился у Кошкина ещё тогда, когда был щенком. Интересно, что
собаку изображает Ю.Коваль как человека: Алый умеет думать, рассуждать,
иногда писатель как бы намеренно смешивает мысли Алого и Кошкина:
"Кошкин стал думать: «Как же назвать этого лоботряса? На букву «А»,
значит... Арбуз?.. Не годится. Агурец? Нет, постой, огурец — на букву
«О»...»». «Алый ничего не отвечал, а про себя хитро думал: «Что я
балбес, что ли? За палочкой бегать! Ты мне кость брось». «Алый посылок
ниоткуда не получал, но думал так...»
Герой начал дрессировать собаку: учил Алого ловить нарушителей
границы, выполнять команды: «Стал Кошкин учить Алого. А старший
инструктор учил Кошкина, как учить Алого». Мы видим, что роль Кошкина в
процессе обучения собаки очень мала. Алый не просто поддаётся
дрессировке, а, как и Кошкин, самостоятельно и сознательно обучается
навыкам пограничной службы.
Было интересно и смешно читать о том, как Кошкин дрессировал Алого,
потому что собака была ленивой. Несмотря на это, пограничник упорно,
терпеливо работал с ней и ни разу не ударил её. Кошкин считал, что бить
собак – дело последнее. Постепенно между Кошкиным и Алым наступает
взаимопонимание, но не только: «Вскоре Алый вырос и стал совсем хорошо
слушаться Кошкина, потому что он полюбил Кошкина». И даже Кошкин,
который собак не жаловал, «Алого очень полюбил».
Алый и Кошкин не раз выручали друг друга. Командир заставы часто
посылал «друзей» в секрет следить за тем, чтобы никто не перешёл
границу.
Но однажды героическая жизнь Алого трагически оборвалась, когда он
задерживал нарушителя границы: «Алый расстелился по земле — и прыгнул,
будто взмахнул всем телом. Остановился, застыл в воздухе на секунду —
рухнул на врага. Ударил его в спину. Рванул. Тот упал, но вывернул назад
руку и выстрелил в Алого — раз, другой, третий. Алый вырвал пистолет, и
металл будто треснул в его зубах, как чёрная кость». Можно подумать,
что речь идёт о действиях человека, - именно так описывает Ю.Коваль
смертельную схватку Алого с врагом.
Алый – не просто пограничный пёс, он стал для своего хозяина
настоящим другом. Если Кошкин не верит в смерть Алого и не сразу
осознаёт, что пёс умер, то Алый понимает, что умирает, и жалеет при этом
не себя, а Кошкина: «Жалко мне тебя, Кошкин...» — подумал было Алый, но
не сумел додумать, почему он жалеет Кошкина. Алый вздрогнул два раза и
умер”. Не каждый сможет в момент смерти думать не о себе, а о другом,
жалеть не себя, а другого. На это способны только великодушные люди,
обладающие талантом любить. Образ собаки, умной, великодушной,
заставляет задуматься о том, человек и животное очень похожи между
собой, - они живые!
В рассказе нет благополучного конца, наверно, писатель стремится
убедить нас, в том, что трагедии в жизни тоже есть, они заставляют
человека проявлять своё мужество. Настоящий, достойный человек стойко
переносит боль.
Алый и Кошкин – это пример для меня и моих сверстников, пример
настоящей, истинной дружбы между человеком и животным. Это пример
взаимопомощи, мужества, любви к родине.
|