Вариант 1
Поэтическая позиция Афанасия
Афанасьевича Фета долгое время трактовалась неправильно. Фета считали «жрецом
чистого искусства», однако, если обратиться к его творчеству, даже
программное фетовское заявление: знаю сам, чтб буду петь — но только песня
знает» — может быть понято не как поэтический «каприз», а как отзывчивость
поэта
на изменения окружающего
мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение
состояния души тут же отзовется в стихах.
Фета-стихотворца ведет вперед
впечатление о мире вокруг него, это впечатление
живыми образами передается
человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый
яркий, сочный поэтический мир.
Искусство поэта обладает волшебной силой, оно
подчиняет человека,
ведет его среди житейских
невзгод:
Уноси
мое
сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы
твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь
незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей...
{«Певице», 1857)
Назначение поэта — воплотить
невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и
человеческими душами:
Дать жизни вздох, дать
сладость тайным мукам,
Чужое вмиг -почувствовать
своим,
То, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных
сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(«Одним толчком согнать ладью
живую...», 1887)
Фет известен и как певец
природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает
малейшие перемены в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(«Шепот, робкое дыханье...»,
1850)
Фет выверяет свой стих,
«строит» его, заставляет звучать прекрасной музыкой.
Изменения «милого лица» и
изменения в природе — подобный параллелизм типичен для стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в
своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту
связь между природой и любовью потому,
что выразить свои чувства и впечатления
можно, только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа — две
самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и
любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз остроту восприятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы
отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди — составные части
единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может
полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна,
деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а человек
смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится
гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых
откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них — у дуба, у
березы», 1883)
Сочетания нескольких
важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через
сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В
степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не
рассветает,
В ней тот же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть
невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять
родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, —
И
посвященным только зримо весна и красота.(1862)
Картина природы (зима,
серебряные змеи мрачное небо) — это
одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет
пора, когда снега растают, и, надеется лирический герой, «душа опять помолодеет». А кроме
того, искусство — это и есть тот «родной край», где нет никаких бурь, где
«цветут весна и красота».
А. А. Фет был одним из
родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце
ХIХ века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на
мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если
рассмотреть творчество поэтов и художников XX века. Из них особо можно
выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоминает
Фета стихотворение Блока «Осенняя воля», хотя оно больше связано с окружающей
реальностью.
ВАРИАНТ 2
Импрессионизм
ставит во главу
угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат
чувства — впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов.
Закат и восход солнца, пение
птиц, снег — это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет,
трели соловья, искристый снег — это уже
воздействие на чувства читателей.
«Первый снег...» Кто-то, к
примеру, представит свой прежний дом; снежинки разного размера, красивые, будто
напечатанные, опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней. Кто-то вспомнит
ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, то, как они путаются в
ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому
каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него, Удивительно,
как настоящий поэт может отгадать такое заветное, такое личное практически для
каждого человека.
Фета считали «жрецом чистого
искусства», однако если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское
заявление: «Не знаю сам, что буду петь — но только песня знает», может быть
понято не как поэтический «каприз», а как отклик поэта на изменения
окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое
колебание в природе, изменение
состояния души тут же отзовется в стихах.
Фета-стихотворца ведет вперед впечатление об окружающем мире, это впечатление
через образы передается человеку, читающему его стихи. новываясь на
впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир. Искусство поэта обладает
волшебной силой, оно подчиняет человека, заставляет его забыть житейские невзгоды.
Поэзия, красота, гармония
всегда вместе, одно подразумевает другое. И их воплощением могут быть не
античные статуи, а подвижные и прекрасные состояния переменчивой души. Недаром
в давние времена родился миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную
красоту статуи, а пламенную любовь скульптора к своему творению. Ведь красивый
человек не обязательно красив внешне.
Внутренняя красота, красота
духовная значит гораздо больше.
Вот стихотворение, которое
знают практически все:
На заре ты ее не буди,
На заре
она сладко так спит:
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
В мягком свете утра А. А. Фет
воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, но делает это так, как может
только он один. Недаром этого поэта иногда называли «шепотом русской поэзии».
Эти строки и есть утренний шепот в тишине спящего дома. Тепло, радость,
рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение. «Открой сомкнуты
негой взоры, навстречу северной Авроры»... - это у Пушкина, У Фета нет Аврор, Аполлонов,
Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка:
Солнца луч промеж лип был и
жгуч и высок,
Пред скамьей ты чертила
блестящий песок.
Я мечтам золотым отдавался
вполне —
Ничего ты на все не ответила
мне.
«Жгучий луч», «золотые
мечты», «блестящий песок... В простоте, в кажущейся банальности вдруг
возникает нечто совершенно необычное... Музыка звучит и
звенит в этом луче солнца и поднимается к
синему небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый
кончик, воздушные кружевные оборки. На что именно, на какие чувства читателя
воздействует автор? Да разве это здесь важно.
Настоящее
искусство, если
можно так выразиться, призвано возвышать человека,учить его мудрости,
любви. Прочувствовав это стихотворение А. А. Фета, узнаешь новую,
прекрасную жизнь. И, думается, дело здесь в том самом волшебном
«отпечатке», который оставляют в казалось бы, такие простые и незатейливые
слова. Отпечаток — импрессион...
Импрессионизм в живописи
любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины — здесь
мазок, там мазок. Здесь очень важно понимать отличия произведения Мастера от
произведения посредственного. Оно заключается в искренности и глубине впечатления творца и
в способности передать его читателю или
зрителю. Чем больше тепла, любви вкладывает художник свое творение, чем лучше
он знает мир человеческих эмоций — счастье, страдание, злобу, ревность,
веселье, тем восторженней примет его зритель или читатель.
А. А. Фет был одним из
родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX
века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую
культуру. Влияние Фета особенно отразилось на творчестве поэтов и художников
XX века, и более всего Блока.
«Красота спасет мир». Не
имеет особого значения, какими художественными приемами она выражена, к какому
стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм... Лирика...
Можно утверждать, что в творчестве Фета эти понятия неразделимы.
|