М. Ю. Лермонтова творил в непростое время — в 30-е годы девятнадцатого века. В чем сложность этого периода в истории России и почему его называют «безвременье»? Выступление декабристов на Сенатской площади закончилось их полным поражением. Чтобы укрепить свою власть в стране, самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло любое свободомыслие. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы охладить пыл большей части передовой дворянской молодежи, ратовавшей за социально-экономическое переустройство в стране: многие ранее сочувствовавшие декабристам теперь предпочитали находиться в стороне. Недовольные режимом правительства, они, однако, не предпринимали никаких мер, чтобы изменить социальное положении России к лучшему.
Страна погрузилась в равнодушие, апатию, бездействие. Выдающихся личностей, сильных духом людей, способных расшевелить общество, вывести его из этого тягостного состояния, Лермонтов не видит. По этой причине таким притягательным для него кажется прошлое страны, когда ценились сильные, отважные и мужественные люди, готовые постоять за себя и за отечество. В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом незаурядных героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон — личность яркая, выдающаяся, властитель дум многих современников поэта.
Личность Наполеона, который «выше похвал, и славы, и людей», встречается в ряде ранних стихотворений Лермонтова, что говорит о силе впечатления, произведенного на поэта французским героем. В 1831 году Лермонтов обращается к образу безжалостного волжского атамана («Атаман»), также наделенного чертами романтического героя. Для автора не так важно — положителен ли герой, главное — он сильная личность, он выделяется, возвышается над толпой. В этом же году автор пишет еще одно стихотворение на историческую тему — «Баллада». В нем он обращается ко времени татарского нашествия. И снова прославляет могущество духа человека:
И он упал — и умирает
Кровавой смертию бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
«Смотри, как умирают люди...»
В более зрелом творчестве поэта образ сильной, выдающейся личности встречается снова, и не один раз, и, как прежде, в героическом прошлом. Правда, рассматривается он несколько в ином аспекте. Теперь автор обращается к простому народу, находит среди него характеры сильные, яркие, броские, непреклонные, волевые. Так появляется стихотворение «Бородино», в котором рассказ доверен старому солдату. Он говорит народным языком, с характерными просторечными оборотами, пословицами, поговорками. Смысл стихотворения трудно не угадать, он — в противопоставлении старого поколения молодому. «Вся основная идея стихотворения, — писал Белинский, — выражена во втором куплете, начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов»:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Это — жалоба на бездеятельное поколение, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел. Лермонтов видит, что было «могучее, лихое племя», он восторгается благородством простых людей, которые, ничего не прося взамен, готовы жертвовать своими жизнями ради свободы отечества. Как бы он хотел видеть такое самопожертвование теперь, и не только среди простых людей, но и среди дворян! Но этого нет:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда...
К истории своего народа обращается Лермонтов и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В этом произведении автор возвращается в эпоху правления Ивана Грозного — один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Лермонтов не случайно выбирает не самые благополучные времена: именно в критические моменты наиболее полно и ярко проявляются характеры людей, в том числе и сильные. Каждый из троих героев — незаурядный пример духовной силы и выдержки. Среди современников автор не находит таких.
Таким образом, обращаться к истории, воспевать легендарных героев Лермонтова заставляют постоянные и мучительные размышления о судьбах своего времени.
|